Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека [Парижские принципы]
Приложение к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года
Полномочия и функции
1. На национальное учреждение возлагается задача поощрять и защищать права человека.
2. Национальное учреждение наделяется как можно более широкими полномочиями, которые четко излагаются в конституционном или законодательном акте, определяющем его состав и круг его ведения.
3. Национальное учреждение осуществляет, в частности, следующие функции:
а) представляет правительству, парламенту и любому другому компетентному органу на консультативной основе, по просьбе заинтересованных органов или в порядке осуществления своего права рассматривать любой вопрос без обращения в более высокую инстанцию, мнения, рекомендации, предложения и доклады по вопросам, касающимся поощрения и защиты прав человека; национальное учреждение может принять решение о предании их гласности; эти заключения, рекомендации, предложения и доклады, а также любая прерогатива национального учреждения относятся к следующим областям:
i) любые законодательные и административные положения, а также положения, касающиеся судебных органов и направленные на обеспечение и усиление защиты прав человека; в этой связи национальное учреждение изучает действующее законодательство и административные положения, а также законопроекты и предложения и выносит рекомендации, которые оно сочтет целесообразными для обеспечения соответствия этих положений основополагающим принципам в области прав человека; в случае необходимости оно рекомендует принятие нового законодательства, поправки к действующему законодательству и принятия или изменения административных мер;
ii) любой случай нарушения прав человека, который оно решает рассмотреть;
iii) подготовка докладов о положении в стране с точки зрения прав человека в целом, а также о более конкретных вопросах;
iv) привлечение внимания правительства к случаям нарушения прав человека в любой части страны, представление ему предложений относительно мер, направленных на пресечение таких нарушений, и, в случае необходимости, изложение своего мнения относительно позиции и реакции правительства;
b) поощряет и обеспечивает согласование национального законодательства, правил и практики с международными документами по правам человека, участником которых является данное государство, и их эффективное осуществление;
с) содействует ратификации вышеупомянутых документов или присоединению к ним и обеспечивает их осуществление;
d) участвует в подготовке докладов, которые государства должны представлять органам и комитетам Организации Объединенных Наций, а также региональным учреждениям во исполнение своих договорных обязательств и, в случае необходимости, выражать свое мнение по этому вопросу, должным образом соблюдая их независимость;
е) сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и любыми другими организациями системы Организации Объединенных Наций, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран, компетентными в вопросах поощрения и защиты прав человека;
f) содействовать разработке учебных и исследовательских программ по правам человека и принимать участие в их осуществлении в школах, университетах и в профессиональных кругах;
g) предавать гласности положение в области прав человека и усилия по борьбе против всех форм дискриминации, особенно расовой дискриминации, посредством повышения осведомленности общественности, в частности путем информирования и просветительской деятельности, а также посредством использования всех печатных органов.
Состав и гарантии независимости и плюрализма
1. Состав национального учреждения и порядок назначения его членов, путем выборов или иным способом, устанавливаются в соответствии с процедурой, предусматривающей все необходимые гарантии обеспечения плюралистического представительства общественных сил (гражданского общества), участвующих в деятельности по поощрению и защите прав человека, в частности путем использования полномочий, позволяющих установить эффективное сотрудничество с представителями, или посредством участия представителей:
а) неправительственных организаций, занимающихся вопросами прав человека и борьбы против расовой дискриминации, профсоюзов, соответствующих общественных и профессиональных организаций, например ассоциации юристов, врачей, журналистов и видных ученых;
b) различных философских и религиозных течений;
с) университетов и квалифицированных экспертов;
d) парламента;
е) правительственных ведомств (в этом случае их представители участвуют в рассмотрении вопросов лишь в качестве консультантов).
2. Национальное учреждение должно располагать инфраструктурой, обеспечивающей бесперебойное осуществление его деятельности, в частности достаточным финансированием. Цель такого финансирования должна заключаться в том, чтобы предоставить национальному учреждению возможность иметь свой персонал и свои помещения, с тем чтобы оно могло быть независимым от правительства и не подлежать финансовому контролю, который может влиять на его независимость.
3. Для обеспечения стабильности мандата членов учреждения, без чего не может быть подлинной независимости, их назначение оформляется официальным актом, в котором указывается конкретный срок действия мандата. Мандат может возобновляться при условии обеспечения плюралистического характера состава национального учреждения.
Методы работы
В рамках своей деятельности национальное учреждение:
а) свободно рассматривает любые вопросы, относящиеся к сфере его ведения, независимо от того, были ли они представлены правительством или приняты к рассмотрению без обращения к более высокой инстанции, по предложению его членов или любого заявителя;
b) заслушивает любое лицо и получает любую информацию и любые документы, необходимые для оценки ситуаций, относящихся к сфере его ведения;
с) обращается к общественности непосредственно или через любой печатный орган, особенно для предания гласности своих мнений и рекомендаций;
d) проводит заседания на регулярной основе и, в случае необходимости, с участием всех своих членов после их надлежащего уведомления;
е) по мере необходимости образует из своих членов рабочие группы и создает местные или региональные отделения для содействия в осуществлении его функций;
f) проводит консультации с другими судебными и несудебными органами, занимающимися поощрением и защитой прав человека (в частности, омбудсменами, арбитрами или другими аналогичными органами);
g) учитывая ту основополагающую роль, которую играют неправительственные организации в расширении деятельности национальных учреждений, развивает связи с неправительственными организациями, занимающимися поощрением и защитой прав человека, социальным и экономическим развитием, борьбой против расизма, защитой особо уязвимых групп (в частности детей, трудящихся-мигрантов, беженцев, лиц с физическими и умственными недостатками) или другими специальными вопросами.
Дополнительные принципы, касающиеся статуса комиссий, обладающих квазисудебными полномочиями
Национальное учреждение может быть уполномочено заслушивать и рассматривать жалобы и заявления, касающиеся положения отдельных лиц. Материалы могут передаваться ему отдельными лицами, их представителями, третьими сторонами, неправительственными организациями, ассоциациями профсоюзов или любыми другими представительными организациями. В этом случае без ущерба для вышеизложенных принципов, касающихся других полномочий комиссий, возложенные на них функции могут основываться на следующих принципах:
а) достижение полюбовного урегулирования путем примирения или, в установленных законом пределах, путем вынесения обязательных решений, или, в случае необходимости, на основе конфиденциальности;
b) уведомление стороны, представившей заявление, о ее правах, в частности об имеющихся в ее распоряжении средствах правовой защиты, и содействие получению доступа к ним;
с) заслушивание любых жалоб или заявлений или направление их любому другому компетентному органу в пределах, установленных законом;
d) представление рекомендаций компетентным органам, в частности, путем предложения поправок или изменений к законам, правилам и административной практике, особенно если они являются причиной трудностей, с которыми столкнулись лица, представившие заявления, в целях отстаивания их прав.

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.