В начале июня на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект № 540300-61 (далее – законопроект), предусматривающий предоставление военнослужащим-мужчинам, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами или усыновителями, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Нововведение коснется тех, кто воспитывает ребенка без матери: в случае ее смерти, лишения родительских прав, отказа от ребенка, длительного пребывания в медицинских организациях и т.п.
История законопроекта возвращает нас в недалекий 2006 год, когда один из военнослужащих Минобороны РФ после отказа в удовлетворении его просьбы предоставить отпуск по уходу за своими малолетними детьми, исчерпал все внутренние средства правовой защиты и обратился в Европейский суд (Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 марта 2012 г. Дело «Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации» (жалоба № 30078/06) (Большая Палата). Дело этого гражданина получило большой общественный резонанс, ведь незадолго до вынесения решения Европейским судом КС РФ отказался принять к производству его жалобу, посчитав, что нарушений конституционных прав в этом деле не было и, следовательно, жалоба не соответствует критерию допустимости. В своем обосновании КС РФ указал, что военные проходят службу и реализуют свое право на труд не по ТК РФ, согласно которому женщинам, а в некоторых случаях и мужчинам, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ), а по нормам Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Принимая во внимание положение ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, получается, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к несению службы. Занятие данным видом деятельности предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.
Вместе с тем, Закон № 76-ФЗ подразумевает равные права как для мужчин, так и для женщин. Однако в отношении предоставления отпуска по уходу за ребенком существует неравноправие, при котором военнослужащие-мужчины не могут брать отпуск по уходу за ребенком до трех лет, в отличие от женщин (п. 13 ст. 11 Закона № 76-ФЗ).
Европейский суд признал, что отказ предоставить военнослужащему-мужчине отпуск по уходу за ребенком наравне с военнослужащим-женщиной, противоречит принципу гендерного равенства граждан, провозглашенного Конвенцией «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной Российской Федерацией еще в 1980 году (далее – Конвенция)2.
В итоге, дело получило широкую общественную огласку, и Россия признала нарушение норм Конвенции, военнослужащий получил справедливую компенсацию за допущенные нарушения, а Правительство России разработало и внесло этот законопроект в Госдуму.
Надо сказать, что ратифицировав Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод»3 в 1998 году Россия взяла на себя обязательства неукоснительно соблюдать нормы международного права. Да и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает нормы международного права, как нормы, имеющие верховенство над Российским законом. Учитывая прецедентный характер решений Европейского суда, приведение национального законодательства в соответствие с требованиями международных правовых норм является естественным процессом. В связи с этим стоит рассчитывать на скорое принятие этого законопроекта, внесение соответствующих поправок в действующие Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Тем более, что аналогичная норма уже действует в отношении граждан, проходящих службу в органах внутренних дел (п. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
04 февраля 2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял делегацию Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации в лице советника по правовым вопросам Юлдуз Ишназаровой и специалиста отдела правовой защиты Бориса Сергеева, а также председателя Регионального отделения Российского Красного Креста Марины Олексеенко.
Основной темой визита стало оказание помощи переселенцам, прибывшим с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
30 января 2025 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Комитетом по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства в рамках XIII Рождественских Парламентских чтений был проведен круглый стол «От народосбережения — к народоумножению».
31.01.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин посетил Региональное отделение Общественной организации «Российский Красный Крест».
В ходе встречи В. Никитин и председатель КРО ООО «Российский Красный Крест» Олексеенко Марина Васильевна обсудили наиболее актуальные вопросы, возникающие в работе ведомств и подписали соглашение о взаимодействии.
С 03 по 07 февраля 2025 года во всех Региональных общественных приемных Председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева, местных общественных приемных партии и партийных штабах общественной поддержки запланировано проведение Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки с участием должностных лиц региона, депутатов всех уровней, региональных координаторов партийных проектов и представителей организаций-партнеров.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области примет участие в Неделе приемов граждан 07 февраля 2025 года с 10.00 до 13.00 по адресу: г. Калининград, Советский проспект, д. 13, каб. 345 (3 этаж).
Ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина принимает участие в работе XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.
В мероприятиях форума многочисленные представители органов государственной власти Российской Федерации делятся опытом защиты прав граждан, среди них - депутаты Государственной Думы Российской Федерации.