В начале июня на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект № 540300-61 (далее – законопроект), предусматривающий предоставление военнослужащим-мужчинам, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами или усыновителями, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Нововведение коснется тех, кто воспитывает ребенка без матери: в случае ее смерти, лишения родительских прав, отказа от ребенка, длительного пребывания в медицинских организациях и т.п.
История законопроекта возвращает нас в недалекий 2006 год, когда один из военнослужащих Минобороны РФ после отказа в удовлетворении его просьбы предоставить отпуск по уходу за своими малолетними детьми, исчерпал все внутренние средства правовой защиты и обратился в Европейский суд (Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 марта 2012 г. Дело «Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации» (жалоба № 30078/06) (Большая Палата). Дело этого гражданина получило большой общественный резонанс, ведь незадолго до вынесения решения Европейским судом КС РФ отказался принять к производству его жалобу, посчитав, что нарушений конституционных прав в этом деле не было и, следовательно, жалоба не соответствует критерию допустимости. В своем обосновании КС РФ указал, что военные проходят службу и реализуют свое право на труд не по ТК РФ, согласно которому женщинам, а в некоторых случаях и мужчинам, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ), а по нормам Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Принимая во внимание положение ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, получается, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к несению службы. Занятие данным видом деятельности предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.
Вместе с тем, Закон № 76-ФЗ подразумевает равные права как для мужчин, так и для женщин. Однако в отношении предоставления отпуска по уходу за ребенком существует неравноправие, при котором военнослужащие-мужчины не могут брать отпуск по уходу за ребенком до трех лет, в отличие от женщин (п. 13 ст. 11 Закона № 76-ФЗ).
Европейский суд признал, что отказ предоставить военнослужащему-мужчине отпуск по уходу за ребенком наравне с военнослужащим-женщиной, противоречит принципу гендерного равенства граждан, провозглашенного Конвенцией «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной Российской Федерацией еще в 1980 году (далее – Конвенция)2.
В итоге, дело получило широкую общественную огласку, и Россия признала нарушение норм Конвенции, военнослужащий получил справедливую компенсацию за допущенные нарушения, а Правительство России разработало и внесло этот законопроект в Госдуму.
Надо сказать, что ратифицировав Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод»3 в 1998 году Россия взяла на себя обязательства неукоснительно соблюдать нормы международного права. Да и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает нормы международного права, как нормы, имеющие верховенство над Российским законом. Учитывая прецедентный характер решений Европейского суда, приведение национального законодательства в соответствие с требованиями международных правовых норм является естественным процессом. В связи с этим стоит рассчитывать на скорое принятие этого законопроекта, внесение соответствующих поправок в действующие Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Тем более, что аналогичная норма уже действует в отношении граждан, проходящих службу в органах внутренних дел (п. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В среду, 16.07.2025 года на личный прием в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилось 6 человек.
Среди обратившихся — члены семей участников СВО, пенсионеры, инвалиды, родители, обратившиеся в интересах детей.

14 июля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова представила комитетам Государственной Думы Российской Федерации тематический доклад "Защита прав инвалидов в Российской Федерации", который состоит как из анализа существующих проблем в этой области, так и предложений по их решению.
Тематический Доклад был рассмотрен пятью комитетами Госдумы – по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, по труду, социальной политике и делам ветеранов, по охране здоровья, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом по контролю.

13 июля 2025 года Калининградская область присоединилась к Всероссийскому Параду Семьи.
В Калининграде в Параде приняли участие прихожане православных храмов Калининградской епархии, общественные организации отстаивающие интересы традиционных семейных, духовно-нравственных ценностей, такие как Русская община Калининградской области, КРОО "Ассоциация многодетных семей", Женсовет в составе Общественного Совета при Администрации городского округа "Город Калининград", а также гости Калининграда, есть такие, кто специально приезжает к нам на Парад из других регионов России.
В организации и проведении Парада семьи активное участие приняли представители регионального отделения ВРНС в Калининградской области и регионального отделения МОО "Союз православных женщин" в Калининградской области.
В Параде приняли участие и сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.А.Никитина в апреле 2025 года поступило обращение от гражданина Т., проживающего в п. Мельниково Калининградской области, в защиту жилищных прав.
Т. относится к категории лиц из числа сирот.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 05.10.2022 года, вступившим в законную силу, Правительство Калининградской области обязано было предоставить Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, за счет средств бюджета Калининградской области.
На момент обращения к Уполномоченному Т. жильем не был обеспечен.