Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Проект «Паспорта здоровья школьника» обновили — угроза правам семьи осталась»

Как многие помнят, в 2009 году Министерство образования и науки Российской Федерации предложило на общественное обсуждение проект «Паспорта здоровья школьника». Предлагаемый Министерством проект включал сведения личного характера о самом ребенке, членах его семьи, его жилище и т.п.

Естественно, это вызвало негативную реакцию со стороны общественности. Например, в декабре 2009 года группа родителей отправила открытое письмо в Минобрнауки, призывая Министерство отказаться от введения «Паспорта» и указывая на то, что, если его заполнение будет обязательным, это серьезно нарушит нормы международного права, Конституции РФ и российских законов. Ответа не последовало.

В начале 2010 года свое заключение по проекту дала Ирина Вершинина, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области. Она, в частности, настаивала на том, что «заполнение паспорта здоровья должно быть правом, а не обязанностью детей и их родителей». Аналогичную позицию выразил в сентябре 2010 году Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин. Он писал:

«Так как в ближайшие два года «Паспорт здоровья школьника» планируют завести на каждого российского учащегося, считаю возможным обратить внимание на то, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 8), Конституции Российской Федерации (статьи 23 и 24) и других правовых актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и защищена от внимания и влияния внешнего мира. Соответственно, Паспорт должен быть строго добровольным, т.е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка».

В августе 2010 г. на сайте газеты «Ведомости» был опубликован обновленный проект «Паспорта здоровья школьника». Предполагается, что он был доработан с учетом предложений общественности.

Наша общественная организация провела правовой анализ обновленного проекта «Паспорта здоровья школьника». К сожалению, его результаты оказались неутешительными:

Из документа МОО «За права семьи»

«Проект «Паспорта здоровья школьника»: аналитический обзор»

«Межрегиональная общественная организация «За права семьи» провела сравнительную оценку проектов 2009 и 2010 года с целью установить: будет ли соответствовать российскому и международному законодательству попытка ввести обновленный «Паспорт здоровья школьника» в качестве обязательного документа. С этой целью мы провели анализ всех сведений, которые должны будут войти в документ образца 2010 года (в сравнении с документом 2009 года). Каждый вид сведений мы оценили по ряду признаков:

относятся ли эти сведения к защищенным законом сведениям о частной жизни граждан;

составляют ли эти сведения, согласно закону, врачебную тайну;

относятся ли эти сведения, согласно закону, к категории персональных данных;

допустим ли сбор этих сведений без добровольного согласия граждан (итоговая, комплексная оценка по каждому виду сведений).

Результат проведенной оценки таков:

В проектах «Паспорта здоровья школьника» как 2009, так и 2010 года нет ни одной графы, заполнение которой не подпадало бы под понятие предоставления сведений о частной жизни, сведений, составляющих врачебную тайну, или персональных данных. По действующему законодательству не может требоваться заполнение ни одного из разделов «Паспорта здоровья школьника» без добровольного согласия родителей ребенка. Хотя ряд разделов, особенно откровенно затрагивавших сферу частной жизни людей, был убран из проекта 2010 года, документ в целом остается недопустимым в качестве обязательного.

Вопреки мнению одного из создателей проекта «Паспорта здоровья школьника», замдиректора Московского центра качества образования Валентина Носкина , сведения, которые предполагается вносить в «Паспорт», не могут быть названы «обобщенными» и, согласно российскому законодательству, носят конфиденциальный характер.

Вызывает недоумение и мнение господина Носкина о том, почему именно необходимо ввести «Паспорт здоровья школьника». По его словам (в передаче СМИ) , «нагрузка на детей вырастет на 30-40%, поэтому «паспорта» нужны для мониторинга — отслеживать перегрузки». Между тем, решение проблемы учебных перегрузок, по мнению нашей организации, состоит вовсе не во введении новых контрольных документов. Вместо этого стоит задаться вопросом: следует ли увеличивать учебные нагрузки (да еще так сильно), если это поведет к возможному ухудшению здоровья школьников? Тем более, что, хотя и учителя и родители все чаще жалуются на перегруженность школьников, качество образования от этого увеличения учебной нагрузки, как показывает практика, совершенно не улучшается».

Выводы и рекомендации МОО «За права семьи»:

«Паспорт здоровья школьника», даже в обновленном варианте проекта 2010 года, не может быть введен в качестве обязательного к заполнению документа без серьезных нарушений международного права, Конституции РФ и российского федерального законодательства.

Наша организация полностью присоединяется к мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, согласно которому «паспорт должен быть строго добровольным, т.е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка».

Мы не видим никаких веских оснований для введения «Паспорта здоровья школьника». По мнению нашей организации, этот проект является бессмысленной тратой денег налогоплательщиков.

В согласии с международным и российским законодательством, каждый родитель имеет полное право отказаться от заполнения «Паспорта здоровья школьника». Мы советуем родителям без необходимости не предоставлять никаким третьим лицам или организациям информацию, затрагивающую сферу их частной жизни.

В ближайшие дни Межрегиональная общественная организация «За права семьи» направит обращения в Министерство образования и науки, Государственную Думу РФ, Общественную Палату РФ, призывая отказаться от введения «Паспорта здоровья школьника» или строго соблюдать принцип добровольности его заполнения – в случае, если он, вопреки мнению общественности, все же будет введен.

Документы для ознакомления и использования:

Для справки: проекты «Паспорта здоровья школьника»:

Проект 2009 года (с сайта Минобрнауки)

Проект 2010 года (с сайта газеты «Ведомости»)

Аналитические материалы МОО «За права семьи»:

Проект «Паспорта здоровья школьника»: аналитический обзор (pdf)

Приложение 1 (pdf): Извлечения из международных и российских нормативных актов, связанных с защитой информации о частной жизни и персональных данных граждан

Приложение 2 (pdf): Обзор и оценка сведений, вошедших в проекты «Паспорта здоровья школьника»

Мы подготовили образец отказа от заполнения «Паспорта здоровья школьника». Советуем родителям, детям которых в учебном заведении предложат заполнить «Паспорт здоровья школьника» воспользоваться этим образцом:

Образец заявления об отказе от заполнения «Паспорта здоровья школьника»

Мы предлагаем гражданам России продолжить доводить до властей свое отрицательное отношение к проекту «Паспорта здоровья школьника»

Здесь Вы можете скачать образцы обращений против «Паспорта здоровья школьника» (с учетом изменений, сделанных в обновленной редакции проекта):

Образец полного текста обращения (для отправки по почте)

Образец краткого текста обращения (для отправки через «электронные приемные»)

Адреса для обращений граждан:

Министр образования и науки РФ

Фурсенко А. А.

Министерство образования и науки Российской Федерации

125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул., д. 11

(электронная приемная: http://mon.gov.ru/obr/obrash/pravila/ )

Уполномоченному по правам человека в РФ

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47

(электронная приемная:

http://www.ombudsmanrf.ru/index.php?option=com_rsform&Itemid=48 )

Комитет по образованию Государственной Думы РФ

103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «комитет по образованию»)

Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ

103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «комитет по вопросам семьи, женщин и детей»)

Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования

125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1

(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send – обязательно выберите там, где сказано «укажите адресата» – «комиссия» и в поле ниже «выберите комиссию» – «по развитию образования»).

P.S. Впечатляющий образец первых (еще летом этого года, по старому варианту «Паспорта») реакций Министерства на обращения граждан можно увидеть на портале «Демократор». В ответ на обращение граждан с предложением «не вводить паспорт здоровья школьника», Минобрнауки РФ обещал «Ваши замечания и предложения также будут учтены при доработке проекта». Как мы видим, предложение в достаточной мере не учтено, от бессмысленной и вредной идеи введения «Паспорта» пока не отказались. Единственный путь к изменению ситуации – продолжить доводить до Министерства позицию граждан. Чтобы предложение учли по-настоящему, его должны высказать многие и многие граждане.

Источник: МОО «За права семьи»

Интернет-портал «Домашний ребенок»

Последние новости на сайте:
21.02.2025

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

20.02.2025

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.

Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.

С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

17.02.2025

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.

Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

07.02.2025

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины. 

Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

06.02.2025

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.

Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.