Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год»
О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ
(ст. 38 Конституции РФ)
Одно из важных направлений деятельности Уполномочен¬ного — работа по профилактике и восстановлению нарушен¬ных прав детей, контролю деятельности государственных ор¬ганов, органов местного самоуправления Калининградской области, направленной на обеспечение прав несовершенно¬летних.
Статьей 17 Европейской социальной хартии [1] закреплено право детей и молодежи на социальную, юридическую и эко¬номическую защиту.
Для обеспечения эффективной реализации права детей и молодежи расти в среде, которая содействует наиболее пол¬ному развитию их личности, физических и умственных спо¬собностей, государство обязуется непосредственно либо в со¬трудничестве с государственными и частными организациями принять все необходимые меры, направленные на то, чтобы:
a) обеспечить детям и молодым людям с учетом прав и обязанностей их родителей заботу и помощь, образование и воспитание, в которых они нуждаются, в частности путем соз¬дания необходимых для этого служб;
б) ограждать детей и молодежь от пренебрежения, насилия и эксплуатации;
в) обеспечивать защитой и специальной государственной помощью детей и подростков, временно или постоянно ли¬шенных родительского попечения;
г) предоставить детям и молодежи бесплатное начальное и среднее образование, а также способствовать их регулярному посещению занятий в школе.
Детское население региона насчитывает 161,9 тыс. чело¬век.
По состоянию на первые 9 месяцев 2009 года в области на¬считывался 71 безнадзорный ребенок — на 26 человек мень¬ше, чем на начало 2009 года.
Доля детей и подростков, не обучающихся в общеобразо¬вательных учреждениях, в 2007 и 2008 годах составляла 0,3 % от общей численности детей, в 2009 году удельный вес данной категории детей и подростков составил 0,2 %.
1. О соблюдении прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских закрытых учреждений (детских домов, интернатов, психиатрических больниц)
(ст. ст. 7, 38 Конституции РФ, ст. ст. 3, 5, 9, 20, 21, 25 Конвенции о правах ребенка)
В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка «ре¬бенок, который … лишен своего семейного окружения или… не может оставаться в таком окружении, имеет право на осо¬бую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Системная работа органов государственной власти и мест¬ного самоуправления Калининградской области позволила существенно сократить количество детей, оставшихся без по¬печения родителей, воспитывающихся в интернатных учреж¬дениях. Численность воспитанников детских домов и детского дома-школы на 1 января 2010 г. составила 667 человек, что на 174 человека меньше, чем на 1 января 2009 г.
В то же время в 2009 году участились факты нарушений прав детей, находящихся в специальных воспитательных и ин¬тернатных учреждениях. Прокуратурой Калининградской об¬ласти выявлено 490 нарушений закона в интернатных учреж¬дениях системы образования (325 в 2008 году), для устранения нарушений внесено 54 (34 в 2008 году) представления, опро¬тестовано 5 (4 в 2008 году) незаконных правовых актов. В спе¬циальных учреждениях органов социальной защиты населения выявлено 147 (63 в 2008 году) нарушений закона, для устране¬ния которых прокуратурой внесено 19 представлений (6 — в 2008 году). По результатам рассмотрения представлений про¬куроров к дисциплинарной ответственности было привлечено 729 (537 в 2008 году) должностных лиц, допустивших нару¬шения закона в отношении несовершеннолетних, в админист¬ративном порядке наказано 399 (395 в 2008 году) должност¬ных лиц, к уголовной ответственности привлечено 89 человек (63 в 2008 году).
По-прежнему наиболее распространенными и характерны¬ми нарушениями прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нарушения их жилищных прав: ненадлежащая сохранность жилых помещений, закреп¬ление за детьми помещений, находящихся в собственности других лиц, длительное непредоставление жилых помещений выпускникам учреждений.
В рамках целевой программы Калининградской области «Дети-сироты», разработанной на 2007—2011 годы, заплани¬рованный в 2009 году объем финансовых средств для обеспе¬чения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, составил 91385 тыс. 500 руб. (что в 4 раза больше, чем в 2008 году), в том числе 59305,5 тыс. руб. — из областного бюджета, 32080 тыс. руб. — из местного бюдже¬та. За счет средств программы в 2009 году приобретено 69 жи¬лых помещений для 99 детей, оставшихся без попечения роди¬телей.
По итогам проведенной работы по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году Ка¬лининградской области была выделена субсидия федерального бюджета на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 6 948 тыс. 301 руб., что позволило приобрести дополнительно 10 жилых помещений для 13 детей.
Еще 13 детям было предоставлено 9 жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда муници¬пальных образований области.
Всего в 2009 году обеспечены жилыми помещениями 125 человек, что на 54 человека больше, чем в 2008 году, и со¬ставляет 49,6 % от общего числа детей данной категории, сто¬явших на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения на 01.01.2009 года (всего стояли 252 человека).
Ежегодно из учреждений профессионального образования выпускается более 400 детей, имеющих статус сироты или ос¬тавшегося без попечения родителей. В связи с отсутствием жилья многие вынуждены получать второе профессиональное образование только из-за наличия в образовательном учреж¬дении общежития. Органами опеки и попечительства при ре¬шении вопроса о помещении ребенка в интернатное учрежде¬ние в обязательном порядке решается вопрос о закреплении за ним жилья на весь период пребывания в учреждении. Над за¬крепленным жильем устанавливается контроль. Принимаемые органами местного самоуправления меры по сохранению жи¬лья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно эффективны. Как правило, такое жилье к момен¬ту выпуска ребенка из сиротского учреждения становится не¬пригодным для проживания, поскольку в нем остаются роди¬тели, лишенные родительских прав и ведущие асоциальный образ жизни. Практически отсутствует практика выселения в худшие жилищные условия лиц, нарушающих правила содер¬жания жилья, допускающих значительные задолженности по оплате коммунальных услуг.
В адрес Уполномоченного по правам человека в 2009 году поступили обращения от трех сестер Г., относящихся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди¬телей. Сестры Г. просили содействия в обеспечении их жильем, сообщили, что закрепленное за ними жилое помеще¬ние в Славском районе, в котором проживает их мать, лишен¬ная родительских прав и злоупотребляющая алкоголем, и где зарегистрированы 13 человек, не является жильем, пригодным для проживания. Одна из сестер Г. сообщила, что сама являет¬ся матерью двоих малолетних детей и не имеет собственного жилого помещения.
На запрос Уполномоченного из администрации МО «Слав¬ский муниципальный район» получен ответ о том, что соглас¬но актам обследования в закрепленном за сестрами Г. доме необ¬ходим капитальный ремонт, санитарно-техническое состояние жилого помещения признано неудовлетворительным.
Отдел опеки и попечительства администрации МО «Слав¬ский муниципальный район» направил ходатайство в админи¬страцию муниципального образования «Ясновское сельское поселение» о постановке на учет сестер Г. в качестве нуж¬дающихся в предоставлении жилого помещения и предостав¬лении в 2010 году жилого помещения, пригодного для прожи¬вания.
Заслуживает внимания законотворческий опыт Москвы, где вопросы обеспечения гарантий реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите¬лей, решены следующим образом. Городским законом «О до¬полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-си¬рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, остав¬шимся без попечения родителей, вне очереди предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмезд¬ного пользования. Порядок и условия предоставления жилья предусмотрен нормативными правовыми актами Правительст¬ва города Москвы. Договор безвозмездного пользования, за¬ключаемый с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без по¬печения родителей, сроком на 5 лет, не предоставляет воз¬можности приватизации жилого помещения. По истечении срока договора безвозмездного пользования жильем с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди¬телей, заключается договор социального найма.
Общеизвестно, что зачастую, пользуясь тем, что выпуск¬ники государственных детских учреждений в первые годы вы¬пуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускниками заработная плата не дает возмож¬ности полностью оплачивать расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана и злоупотребления доверием сирот доби¬ваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений, ухудшению их жилищных условий. Это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимаю¬щихся бродяжничеством и совершением правонарушений.
Руководствуясь стремлением изменить сложившуюся си¬туацию, заботясь о защите прав детей-сирот и детей, остав¬шихся без попечения родителей, считаю возможным приме¬нить законотворческий опыт города Москвы, приняв соответ¬ствующие поправки в законодательство на федеральном уровне.
По мнению Уполномоченного по правам человека в феде¬ральное законодательство необходимо также внести поправки, которые бы препятствовали прекращению права несовершен¬нолетних на жилье, а также права на проживание вместе с ним одного из родителей с целью исключения случаев выселения несовершеннолетних из жилых помещений без предоставле¬ния другого жилого помещения.
Необходимо также совершенствование законодательства по обеспечению системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный пе¬риод.
В 2009 году Уполномоченным по правам человека в Кали¬нинградской области было подготовлено экспертное заключе¬ние на Административный регламент взаимодействия струк¬турных подразделений администрации городского округа «Город Калининград» по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече¬ния родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Серьезной проблемой, которая, как правило, носит латент¬ный характер, является нарушение прав воспитанников дет¬ских домов, интернатов и других детских закрытых учрежде¬ний на собственность, неприкосновенность частной жизни, достоинство личности и доступ к информации.
Проверка условий проживания детей в детских домах, ин¬тернатах, медицинских учреждениях Калининградской облас¬ти, проводимая сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека, показала, что зачастую в комнатах, где жи¬вут дети, имеется по одному общему шкафу для одежды, по одной тумбочке на двоих, дверки которых часто не запирают¬ся, либо тумбочки и шкафы в комнатах отсутствуют вовсе, и дети складывают свою одежду и вещи в отдельной комнате в общем шкафу. Шкафы для обуви и верхней одежды, как пра¬вило, находятся в отдельном помещении, являются общими. Таким образом, у детей нет возможности хранить личные вещи в местах, недоступных для посторонних, а также в лю¬бое время взять свои личные вещи.
В некоторых детских учреждениях в туалетах отсутствуют двери в кабинках, имеются лишь перегородки, не во всех туа¬летах есть туалетная бумага.
Двери в комнатах, как правило, не запираются изнутри.
Все это приводит к невозможности в полной мере реализо¬вать права ребенка на собственность, на частную жизнь.
Такое отношение к детям не воспитывает в них ценности человеческого достоинства, права на частную жизнь.
Руководители Министерства образования оправдывали от¬сутствие замков в спальных комнатах требованиями противо¬пожарной безопасности. Однако на запрос Уполномоченного в МЧС России по Калининградской области был получен ответ о том, что Правила противопожарной безопасности для обще¬образовательных школ, профессионально-технических учи¬лищ, школ-интернатов, детских домов, школьных, внешколь¬ных и других учебно-воспитательных учреждений» (ППБ 101-89) не устанавливают такого рода требований. Напротив, в них гово¬рит¬ся о необходимости обеспечения возможности «сво¬бод¬но¬го открывания запоров изнутри без ключа».
Режим дня во многих детских учреждениях расписан по минутам, личное время в нем не предусмотрено.
Правовая и периодическая литература в библиотеках либо отсутствует, либо устаревшая.
Не во всех учреждениях в комнатах имеется радио, магни¬тофоны, что затрудняет реализацию детьми права на инфор¬мацию.
В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных уч¬реж¬дениях и иных осуществляющих образовательный и вос¬пи¬тательный процессы учреждениях в местах, до¬ступ¬ных для детей и родителей, вывешиваются тексты уста¬вов, пра¬вил внутреннего распорядка таких учреждений; спис¬ки ор¬га¬нов государственной власти, органов местного самоуп¬рав¬ле¬ния и их должностных лиц (с указанием способов связи с ни¬ми) по месту нахождения указанных образовательных и иных уч¬реждений, осуществляющих контроль и надзор за со¬блю¬де¬ни¬ем, обеспечением и защитой прав ребенка.
В нарушение положений вышеуказанного Закона инфор¬мация о правах, обязанностях воспитанников и пациентов в местах, доступных для ознакомления, отсутствует. Информа¬ции о правах, выдержек из Уставов на стендах также не найти. Не вывешены списки органов, в которые можно обратиться за защитой своих прав.
Педагоги стараются давать детям во время занятий основы правовых знаний, необходимых для жизни в обществе; прово¬дятся занятия по семейному и уголовному праву, однако системно изучение прав челове¬ка и способов их защиты в детских домах, интернатах, меди¬цинских учреждениях не проводится. Беседы с воспитанника¬ми детских учреждений подтверждают отсутствие у них эле¬ментарных правовых знаний, навыков защиты своих прав, не¬обходимых для самостоятельной жизни в обществе.
В 2009 году на сайте департамента правовой и социальной защиты детства Министерства образования Калининградской области (http://www.opeka39.ru) появился электронный спра¬вочник «Подсказки выпускнику детского дома», в котором детям даются рекомендации по жилищным вопросам, вопро¬сам гражданства и паспортизации, оказанию медицинской по¬мощи, трудоустройству, взаимоотношениям с милицией, сос¬тавлен список органов, в которые следует обращаться за по¬мощью.
Департаментом также распространялись по детским учре¬ждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, справочники «Что делать в сложной ситуации».
При проверке соблюдения прав детей в психиатрической больнице № 2 установлено, что питание здесь однообразное, свежие овощи, фрукты в рационе отсутствуют, норма питания предусмотрена всего 53 руб. на человека в день, что явно не¬достаточно для качественного питания больных детей. Для сравнения: суточная норма питания в Колосовской воспита¬тельной колонии для несовершеннолетних — 104,82 руб.
В больнице в одном из отделений имеется общий туалет для девочек и мальчиков, а также общие душевые кабинки, которыми мальчики и девочки пользуются по очереди. С уче¬том того, что двери в туалете, в душевой по установленным правилам не закрываются, необходимо, чтобы туалеты и ду¬шевые для мальчиков и девочек были раздельными.
Уполномоченным установлено, что нарушается право на образование детей, находящихся в психиатрической больнице. Количество учебных часов в текущем учебном году значи¬тельно сократилось. Школьники по выходу из больницы, как правило, существенно отстают по успеваемости от своих одноклассников в об¬щеобразовательной в школе.
Педагоги, обслуживающие детское и подростковое отделения больницы, не проходят специальной подготовки, не владеют спецификой работы с детьми, страдающими психиче¬скими заболеваниями.
Имеются трудности с педагогической подготовкой специа¬листов, обслуживающих пациентов младшего школьного воз¬раста. Занятия с ними проводятся педагогом, не имеющим подготовки в области педагогики начальной школы.
В библиотеке детского и подросткового отделений боль¬ницы — старые учебники и художественная литература, как правило, собранная силами и на средства сотрудников боль¬ницы, спонсоров. Практически отсутствует правовая, научно-популярная, энциклопедическая литература, периодика.
В целях защиты прав несовершеннолетних участников образовательного процесса рекомендую:
• законодательно ввести стандарты качества закрепленно¬го за детьми и предоставляемого детям жилья, гарантировать ребенку, чьи родители были лишены родительских прав, про¬живание по достижении совершеннолетия отдельно от них;
• включить в число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого по¬мещения, лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его непригодным для прожи¬вания;
• предусмотреть законодательством Российской Федера¬ции ответственность органов власти за сохранение и предос¬тавление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попе¬чения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, остав¬шихся без попечения родителей;
• освободить детей, оставшихся без попечения родителей, от внесения платы за жилое помещение, закрепленное за ними на время учебы;
• обеспечить наличие в образовательных учреждениях спи¬сков органов государственной власти, местного самоуправле¬ния и их должностных лиц (с указанием способа связи с ними) в местах, доступных для просмотра детьми и родителями;
• разработать и принять региональную Программу граж¬данско-правового образования;
• организовывать конкурсы, олимпиады, викторины по правам человека, правам ребенка, поощрять участие школьни¬ков в этих конкурсах;
• разработать и осуществлять программы реабилитации и реинтеграции в общество несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы;
• обеспечить гарантии реализации прав на частную жизнь, информацию, отдых и досуг в детских домах, интернатах и других детских учреждениях;
• повысить уровень правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• обеспечить гарантии реализации права на образование, в том числе на профессиональное образование, детей с ограни¬ченными возможностями здоровья;
• обеспечить ограничение просмотра детьми фильмов и сайтов в Интернете, пропагандирующих насилие и жестокость;
• осуществить комплекс мер по популяризации Конвен¬ции о правах ребенка, законодательства о правах человека;
• создать систему общественного контроля за соблюде¬ни¬ем прав ребенка в детских учреждениях.
2. О проблемах реализации прав несовершеннолетних
в связи с реорганизацией органов опеки и попечительства
С 1 января 2008 года государственные полномочия по опеке и попечительству переданы исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации; таким образом, усилена роль органов опеки и попечительства, призванных обеспечить всестороннюю защиту прав и закон¬ных интересов детей, нуждающихся в помощи государства.
В Калининградской области на основании общих положе¬ний федерального законодательства [2] полномочия по решению воп¬росов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправле¬ния.
Законом «Об опеке и попечительстве» [3] подлежат делегиро¬ванию полномочия по опеке и попечительству в целом, без определения возможности разделения их между исполнитель¬ной властью субъекта Российской Федерации и органами ме¬стного самоуправления. В компетенции исполнительных ор¬ганов государственной власти субъекта Российской Федера¬ции остались функции по контролю и координации деятельно¬сти органов опеки и попечительства муниципальных образо¬ваний и полномочия в сфере опеки и попечительства, которые не могут быть переданы в соответствии с иными федеральны¬ми законами (например, осуществление полномочий регио¬нального оператора банка данных о детях, оставшихся без по¬печения родителей, возложенное исключительно на исполни¬тельные органы государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации Федеральным законом от 16.04.2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, остав¬шихся без по¬пе¬чения родителей»).
Органы местного самоуправления, как правило, не имеют достаточных средств для реализации полномочий органов опеки и попечительства.
В 2009 году были приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года № 423 «Об отдель¬ных вопросах осуществления опеки и попечительства в отно¬шении несовершеннолетних граждан» и от 19.05.2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организа¬циях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро¬дителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на терри¬тории Российской Федерации».
Закон «Об опеке и попечительстве» и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы опеки и попечи¬тельства, содержат значительное количество новаций, их при¬менение на практике вызывает множество вопросов.
В ходе правоприменительной практики по реализации за¬конодательства об опеке и попечительстве выяснилось, что отдельные нормы законов Российской Федерации в части, ка¬сающейся распоряжения финансовыми средствами подопеч¬ных, ограничивают возможности опекунов и попечителей не¬совершеннолетних эффективно исполнять возложенные на них законодательством Российской Федерации обязанности, что приводит к ограничению возможностей соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявленные проблемы требуют урегулирования путем вне¬се¬ния изменений в законодательство Российской Федера¬ции.
В 2009 году по просьбе министра образования Калинин¬градской области Уполномоченным по правам человека под¬го¬тов¬лено экспертное заключение о целесообразности внесе¬ния из¬менений в законодательство РФ об опеке и попечитель¬стве.
В частности, согласно ст. 37 ГК РФ, «доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных пре¬доставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительст¬ва».
Фактически опекуны и попечители каждый месяц обязаны получать разрешение органа опеки на снятие средств на со¬держание подопечного, расходование на нужды ребенка сумм, причитающихся ему в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Эта норма закона лишена здравого смысла, тем более что органы опеки физически не в состоянии выдать всем опекунам и попечителям разрешение тратить средства на указанные виды расходов на нужды детей и проследить целевое расходо¬вание средств.
Сам факт назначения гражданина опекуном (попечителем) в соответствии с законодательством РФ предполагает, что ор¬ганы опеки и попечительства доверяют этим гражданам со¬держание и воспитание ребенка, тем более эти органы должны доверять им и распоряжение финансовыми средствами подо¬печного.
Целесообразно исключить из ст. 37 ГК РФ словосочетание «с предварительного разрешения органа опеки и попечитель¬ства».
Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ, «несовершеннолетние в воз¬расте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоя¬тельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и ины¬ми доходами».
Данная статья вступает в противоречие со ст. 32 ГК РФ, в которой закреплена норма о том, что «доходы подопечного, в т. ч. суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляе¬мых на его содержание социальных выплат… расходуются опекуном или попечителем…».
Ребенок 14 лет не всегда способен грамотно распорядиться денежными средствами. На практике это приводит к тому, что дети, достигшие 14 лет, снимают накопленные сбережения, в том числе предоставляемые на его содержание социальные выплаты, тратят их бесконтрольно и остаются без средств к существованию.
Согласно ст. 30 ГК РФ, ограниченно дееспособный совер¬шеннолетний гражданин, над которым устанавливается попе¬чительство, вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.
Представляется, что целесообразно также предоставить право опекунам (попечителям), приемным родителям и патро¬натным воспитателям самостоятельно распоряжаться денеж¬ными средствами, предназначенными на содержание ребенка.
С этой целью предлагаю следующую редакцию п. 2 ст. 26 ГК РФ:
«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во¬семнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родите¬лей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и ины¬ми доходами, за исключением предоставляемых на его со¬дер¬жание социальных выплат».
Часть 1 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 года № 48-ФЗ (ред. от 18.07.2009 года) «Об опеке и попечительстве» говорит:
«Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в ор¬ган опеки и попечительства отчет в письменной форме за пре¬дыдущий год о хранении, об использовании имущества подо¬печного и об управлении имуществом подопечного с прило¬же¬нием документов (копий товарных чеков, квитанций об уп¬ла¬те налогов, страховых сумм и других платежных докумен¬тов)».
Вышеуказанная норма ФЗ № 48 устанавливает необходи¬мость представлять в орган опеки и попечительства ежегодно вместе с отчетом копии товарных чеков, квитанций об оплате налогов, страховых сумм и других платежных документов.
В целях реализации упомянутой нормы опекуны и попечи¬тели обязаны ежедневно вести бухгалтерский учет, собирать товарные и кассовые чеки, что нецелесообразно и унизитель¬но. Кроме того, невозможно выделить из набора продуктов питания, средств личной гигиены и других товаров, приобре¬таемых на семью, норму и сумму расходов на каждого конк¬ретного ребенка. А в отдельных случаях необходимые продук¬ты и иные товары приобретаются на рынках и у продавцов, не имеющих кассовых аппаратов.
Считаю целесообразным предоставить право субъектам РФ самостоятельно устанавливать сроки, порядок и форму от¬четности опекунов или попечителей.
Соответствующие рекомендации направлены Уполномо¬ченным по правам человека в комитеты Государственной Думы Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по воп¬росам семьи, женщин и детей, а также министру образования Ка¬лининградской области.
Практика применения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» выявила и ряд других неясностей.
Так, в Законе появилось понятие «временного помещения подопечного в организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако не рег¬ламентированы основания и порядок таких действий в отно¬шении несовершеннолетнего.
По просьбе министра образования Калининградской об¬ласти Уполномоченным по правам человека было также под¬го¬товлено экспертное заключение о законности помещения не¬со¬вершеннолетних под надзор в образовательные организа¬ции.
Вопросом, требующим урегулирования на федеральном уровне, является также регламентация такой формы семейного устройства, как патронатное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
В Калининградской области эта форма устройства детей активно развивалась. В настоящее время патронат в соответст¬вии с Семейным кодексом Российской Федерации и Федераль¬ным законом «Об опеке и попечительстве» рассматривается как одна из форм опеки (попечительства), осуществляемая на основании договора. К гражданину, желающему стать патро¬натным воспитателем, предъявляются общие требования, ус¬тановленные законодательством для опекунов, попечителей, приемных родителей. К организациям, желающим предостав¬лять услуги по созданию и профессиональному сопровожде¬нию патронатных семей, применяются общие нормы, регули¬рующие порядок передачи организациям (в том числе для де¬тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) от¬дельных полномочий органов опеки и попечительства.
Для развития и сохранения института патронатного воспи¬тания необходимо на федеральном уровне закрепить основные принципы и положения, регулирующие вопросы создания и деятельности патронатных семей.
Важными задачами в настоящее время становятся свое¬временное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без по¬печения родителей, а также детей, находящихся в неблагопо¬лучных семьях, профилактика социального сиротства.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществ¬лять профилактическую и реабилитационную работу с детьми, еще не лишившимися родительского попечения, но находящи¬мися в обстановке, представляющей действиями или бездейст¬вием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятст¬вующей их нормальному воспитанию и развитию, установлена ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации [4].
Главным принципом организации работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семь¬ями должен стать принцип приоритетности сохранения «кровной» семьи для ребенка.
3. О соблюдении прав детей
с ограниченными возможностями здоровья
(ст. 23 Конвенции о правах ребенка)
В ст. 23 «Конвенции о правах ребенка» [5] говорится, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в ус¬ловиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
«В признание особых нужд неполноценного ребенка по¬мощь… предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечи¬вающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение непол¬ноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудо¬вой деятельности и доступа к средствам отдыха таким обра¬зом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению раз¬вития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».
На территории Калининградской области проживает около 2,8 тыс. детей-инвалидов. Уставом (Основным Законом) Ка¬лининградской области гарантируется осуществление мер по социальной защите инвалидов и семей с детьми.
Законом Калининградской области «О пособиях гражда¬нам, имеющим детей» [6] установлено пособие на ребенка-инва¬ли¬да в размере 1000 руб. Размер пособия явно недостаточен, так как расходы семей с детьми-инвалидами в разы больше, чем расходы семей со здоровыми детьми.
Постановлением Правительства Калининградской области «О Социальной службе перевозок» [7] предусмотрена возмож¬ность предоставления услуг перевозки, в том числе детям-ин¬валидам в сопровождении взрослых.
Дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выпла¬ту в размере 1 544 руб., в том числе набор социальных услуг («соцпакет»). По выбору гражданина набор социальных услуг может предоставляться как в денежном выражении, так и в натуральном (бесплатное обеспечение необходимыми лекар¬ственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, санаторно-курортное лечение, бесплат¬ный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и междугородном транспорте к месту лечения и обратно). При этом родитель (законный представитель) ребенка-инвалида также пользуется правом бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда. При необходимости детям-инвалидам бес¬платно предоставляются технические средства реабилитации.
На территории Калининградской области действуют два дома-интерната для умственно отсталых детей, в которых про¬живают 260 детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2010 го¬да в очереди на получение путевок в данные учреждения сос¬тоя¬ло 17 детей. С целью решения проблемы государствен¬ное за¬дание по предоставлению социального обслуживания в спе¬ци¬ализированных домах-интернатах для детей увеличено в 2010 году на 20 койко-мест, что позволит ликвидировать оче¬редность.
В Калининградской области принято Постановление «Об установлении порядка предоставления ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддерж¬ки по обеспечению жильем на территории Калининградской области» [8]. Формой обеспечения права на получение социаль¬ной поддержки по обеспечению жильем семей, имеющих де¬тей-инвалидов, на территории Калининградской области явля¬ется предоставление социальной выплаты в виде бюджетного ассигнования за счет средств федерального бюджета для при¬обретения или строительства жилого помещения.
Право на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком имеют только граждане, нуждающиеся в жилых помещениях и вставшие на учет до 1 января 2005 года в органах местного самоуправления. Остальные семьи с инва¬лидами обеспечиваются жильем в соответствии с общими нормами жилищного законодательства.
Законом Калининградской области «О специализирован¬ном жилищном фонде Калининградской области» [9] опреде¬лены категории граждан, включая семьи с детьми-инвалидами, которым могут предоставляться по договорам найма специа¬лизированные жилые помещения, и порядок предоставления таких помещений.
В 2009 году в единый областной список включено 160 се¬мей, имеющих детей-инвалидов.
В аппарат Уполномоченного в 2009 году поступило обра¬щение от гражданки Г., проживающей в г. Калининграде. Ее семья в составе четырех человек, включая мужа, участника военных действий в Афганистане, сына 1986 года рождения, дочери 1997 года рождения — инвалида детства с тяжелым психическим заболеванием, в 1998 году была признана выну¬жденными переселенцами. Семья Г. проживает в условиях, не отвечающих санитарным нормам, в аварийном доме, в комна¬те площадью 19,9 кв. метров, с соседом, применяющим к членам семьи Г. физическое и психологическое насилие. Такие условия про¬живания можно характеризовать как нарушающие право на достоинство.
Многократные обращения Г., Уполномоченного по правам человека в органы власти Калининградской области и город¬ского округа «Город Калининград» по вопросу улучшения жилищных условий семьи Г., в правоохранительные органы с ходатайством о принятии мер по обеспечению безопасности членов семьи Г. оставлены без удовлетворения.
На запрос Уполномоченного по правам человека из Уп¬равления учета и найма жилья комитета городского хозяй¬ства администрации городского округа «Город Калининград» поступила информация о том, что семья Г. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляе¬мых по договору социального найма, с 2000 года, где учтена в списке общегородской очереди под № 17130, в льготном спис¬ке воинов-интернационалистов под № 340, в льготном списке инвалидов по общему заболеванию под № 821, в льготном списке граждан, страдающих заболеваниями, согласно Прика¬зу Минздрава СССР от 28.03.1983 года № 330 под № 567. Кро¬ме того, семья Г. включена в список граждан — участни¬ков под¬программы «Выполнение государственных обяза¬тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установ¬ленных фе¬деральным законодательством» (категория — граж¬дане, при¬знанные в установленном порядке вынужденными пе¬реселенцами) федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, утвержденной Постановлением Прави¬тельства РФ от 21.03.2006 года № 153, на 2010 год под № 17. Семья Г. вправе также претендовать на получение безвозмезд¬ной социальной выплаты в рамках реализации на территории Калининградской области Федерального закона «О социаль¬ной защите инвалидов». Правительством Калининградской области принято постановление от 20.11. 2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета». Гражданам, относя¬щимся к перечисленным категориям, в соответствии с данным постановлением предоставляется безвозмездная социальная выплата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Тем не менее, при наличии права на жилище, закрепленно¬го нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ка¬лининградской области, семья Г. так и не обеспечена жиль¬ем.
Для детей-инвалидов главным ресурсом их успешной со¬циализации является получение хорошего образования. В Ка¬лининградской области создана сеть образовательных учреж¬дений для детей с ограниченными возможностями: специали¬зированные детские сады и группы, коррекционные, компен¬сирующие классы в массовых школах, специализированные интернаты, обучение на дому.
Проекты новых школ предусматривают обеспечение дос¬тупности занятий детям-инвалидам, в том числе пандусы, лифт, необходимые санитарно-гигиенические условия.
С целью развития приоритетных направлений специально¬го (коррекционного) образования в Калининградской области на региональном уровне принята нормативная правовая база.
В регионе созданы также службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Они функционируют как структур¬ные подразделения — отделения раннего сопровождения — муниципальных консультативно-диагностических и образова¬тельных учреждений.
Однако в половине муниципальных образований такие службы отсутствуют. В некоторых муниципалитетах области на протяжении многих лет детям дошкольного возраста спе¬циализированная помощь вовсе не оказывалась (Славск, Крас¬нознаменск, Полесск, Янтарный). В ряде муниципальных об¬ра¬зований области наметилась тенденция закрытия специали¬зи¬рованных дошкольных групп. Всего за 2009 год закрыто 23 та¬ких группы.
Сокращение специализированных групп не позволяет во¬время выявить и предупредить нарушения навыков правописания и чтения у будущих первоклассников, что может привести к необходимо¬сти определения ребенка в специализированное учреждение.
В целях организации интегрированного обучения в муни¬ципальных образованиях создается альтернатива специальным (коррекционным) учреждениям — определены базовые обра¬зовательные учреждения (детские сады и общеобразователь¬ные школы) для организации обучения детей с особыми обра¬зовательными потребностями.
Вместе с тем ситуация с организацией интегрированного обучения продолжает оставаться отчасти декларативной, так как из 5713 обучающихся, находящихся в системе общего об¬разования, только для 3383 школьников с особыми образова¬тель¬ными потребностями созданы условия для обучения по спе¬циальным (коррекционным) программам, что составляет 59 % от общего числа детей с ОВЗ в системе общего образова¬ния.
Наибольшую тревогу вызывают Багратионовский, Балтий¬ский, Неманский, Озерский, Полесский, Светлогорский, Слав¬ский муниципальные районы, Ладушкинский, Светловский, Пионерский городские округа и Зеленоградский и Нестеров¬ский районы. В этих муниципалитетах свыше 50 % детей с особыми возможностями здоровья обучаются в обычных об¬щеобразовательных классах и чаще всего не получают долж¬ной коррекционно-педагогической помощи.
Серьезной проблемой для многих школ остается кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения и оказания коррекционной помощи детям с особыми возможно¬стями здоровья.
Отдельную категорию обучающихся составляют дети-ин¬валиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются на дому. Для расширения доступа этих детей к образованию сегодня успешно используют дистанци¬онные формы обучения.
В Калининградской области с 2007 года функционирует Школа дистанционного обучения детей-инвалидов. В настоя¬щее время ее учениками являются 135 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и сохранным интеллектом, не посещающие образовательные учреждения по состоянию здо¬ровья, из них 13 обучаются по программам общего образова¬ния. Перспективный набор на 2010 год — 100 учеников. Обу¬чение ведется опытными, квалифицированными педагогами-предметниками, включая педагогов-кураторов.
В декабре 2009 года к Уполномоченному по правам чело¬века в Калининградской области с коллективным обращением обратились родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МОУ СОШ № 10 Калининграда. Заявители сообщили, что с 1 сен¬тября 2009 года существенно сократилось количество ча¬сов учебной нагрузки для детей, обучающихся по программам 7-го и 8-го вида, чем нарушается право детей на образование.
В своем ответе Министерство образования Калининград¬ской области ссылается на письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 года № 17-253-6 «Об инди¬видуальном обучении больных детей на дому», в соответствии с которым учебная нагрузка значительно ниже учебной на¬грузки, предоставлявшейся до 1 сентября 2009 года, однако дети заявителей не обучаются на дому, а занимаются в Центре надомного обучения и развития детей-инвалидов МОУ СОШ № 10.
До 1 сентября 2009 года учебно-воспитательный процесс детей-инвалидов был организован в соответствии с Положе¬нием о Центре надомного обучения, разработанном согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, данным в Письме Министерства образования РФ от 28.02.2003 года № 27/2643-6. Дети и их родители были удовлетворены органи¬зацией учебно-воспитательного процесса в Центре, установ¬ленной учебной нагрузкой.
Однако в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 20.03.2009 года № 148 «О внесе¬нии дополнения и изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 21.05.2007 года № 278» был из¬менен коэффициент для расчета размера норматива бюджет¬но¬го финансирования обучения детей-инвалидов 7-го и 8-го ви¬да, что не позволяет реализовать ранее использовавшийся учеб¬ный план Центра, а также не дает возможность предоста¬вить детям образовательные услуги в рамках федерального об¬ра¬зо¬вательного стандарта.
Уполномоченным по правам человека в Калининградской области обращение в целях защиты прав детей-инвалидов на образование передано на рассмотрение в прокуратуру Кали¬нинградской области.
В апреле 2009 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило обращение от Уполномоченного по правам человека в Российской Федера¬ции В. П. Лукина в защиту прав детей-инвалидов в связи с ре¬организацией МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации» Управления здравоохранения администрации городского округа «Город Калининград». Вышеназванный Центр на протяжении всего периода своего существования функционировал как муниципальное учреждение, финансиро¬вался за счет средств бюджета города Калининграда. В период экономического кризиса администрация городского округа «Город Калининград» из-за невозможности продолжать фи¬нансирование содержания Центра обратилась в Правительство Калининградской области с просьбой принять учреждение в областную собственность.
На запрос Уполномоченного по правам человека в Кали¬нинградской области из Министерства социальной политики и труда был получен ответ о том, что изменение ведомственной принадлежности не отразилось на работе Центра, деятель¬ность его не была приостановлена, дети-инвалиды, состоящие на учете в Центре, продолжают получать комплекс реабилита¬ционных услуг с применением современных технологий.
На рассмотрении Уполномоченного по правам человека также находится коллективное обращение от родителей, чьи дети относятся к категории детей с ограниченными возможно¬стями, которые обучаются в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Калинин¬градская средняя общеобразовательная школа — интернат III—IV видов». Заявители сообщили, что 25.02.2009 года Пра¬вительством Калининградской области принято Постановле¬ние № 104 «Об установлении родительской платы за содержа¬ние воспитанников в государственных школах-интернатах Ка¬лининградской области», что, по их мнению, нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья на образова¬ние.
В целях защиты прав детей с ограниченными возможно¬стями здоровья обращение направлено Уполномоченным по правам человека в прокуратуру Калининградской области. Прокурорская проверка показала, что пп. 3, 25 Порядка фор¬мирования и взимания родительской платы за содержание воспитанников в государственных школах-интернатах Кали¬нинградской области, утвержденного на основе Постановления от 25.02.2009 года № 104 «Об установлении родительской платы за содержание воспитанников в государственных шко¬лах-интернатах Калининградской области» не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образова¬нии», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утверж¬денного Постановлением Правительства Российской Федера¬ции от 28.08.1997 года № 1117.
В целях защиты прав воспитанников, в том числе детей-инвалидов, специальных (коррекционных) общеобразователь¬ных школ-интернатов для обучающихся, воспитанников с от¬клонениями в развитии на доступность и бесплатность общего образования, а также на соответствующее социальное обеспе¬чение прокурором Калининградской области в адрес Губерна¬тора направлен протест с требованием привести в соответст¬вие с действующим федеральным законодательством Поста¬новление Правительства Калининградской области от 25.02.2009 года № 104.
4. О соблюдении права на дошкольное образование
(ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации)
В настоящее время в системе образования остается проб¬лема обеспечения права каждого ребенка младшего возраста на общедоступность дошкольного образования (ДОУ). Около 30 % детей в Калининградской области не имеют возможности посещать детские сады.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 31 Закона Россий¬ской Федерации «Об образовании» «организация предостав¬ления общедоступного бесплатного дошкольного образова¬ния» относится к полномочиям органов местного самоуправ¬ления. Но муниципальные образования не могут в настоящее время решить проблему дефицита мест в муниципальных до¬школьных учреждениях, поэтому необходима государственная поддержка.
Большая работа по расширению спектра дошкольных об¬разовательных услуг проделана администрацией городского округа «Город Калининград»: проведение мероприятий по приему в муниципальную собственность ведомственных дет¬ских садов, строительство новых типовых детских дошколь¬ных учреждений, реконструкция имеющихся детских садов, увеличение количества групп в действующих детских садах через развитие альтернативных форм дошкольного образова¬ния. Однако проблема до конца не решена.
Увеличить количество мест в дошкольных муниципальных учреждениях можно путем развития муниципально-частного партнерства, а также созданием автономных учреждений. Це¬лесообразно оказывать государственную поддержку муници¬пальным образованиям, которые создают автономные учреж¬де¬ния дошкольного образования и реализуют услугу дошколь¬но¬го образования в рамках муниципально-частного парт¬нер¬ства.
С целью обеспечения доступности услуги дошкольного образования в Калининградской области, определения меха¬низма государственной поддержки дошкольного образования в регионе в 2009 году принят Закон Калининградской области от 10.11.2009 года № 388 «О государственной поддержке до¬школьного образования в Калининградской области».
Имеют место и случаи нарушения законодательства о по¬рядке приема детей в дошкольные учреждения. Так, провер¬кой прокуратуры установлены факты внеочередного зачисле¬ния в дошкольные образовательные учреждения детей, роди¬тели которых оказали учреждениям спонсорскую помощь.
Прокуратурой Правдинского района установлено, что Правдинским районным Советом депутатов принято Решение «О родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО “Правдин¬ский район”, которым в нарушение требований ст. 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» не предусмотрено, что за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную обще¬образовательную программу дошкольного образования, а также за содержание детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных общеобразовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Для восстановления нару¬шенных прав указанной категории граждан прокурор Прав¬динского района на незаконный нормативно-правовой акт принес протест, который рассмотрен и удовлетворен. Неза¬конное Решение районного Совета депутатов отменено.
5. О мерах по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
и обеспечении права на безопасность
(ст. ст. 37, 40 Конвенции о правах ребенка)
В целях реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовер¬шеннолетних, а также противодействия злоупотреблению нар¬котическими средствами и их незаконному обороту реализу¬ется областная целевая Программа «Комплексные меры проти¬водействия незаконному обороту наркотиков и профилактики негативного поведения в детско-молодежной среде на 2007—2011 годы».
На территории Калининградской области в настоящее время функционируют 23 комиссии по делам несовершенно¬летних и защите их прав, в них работают 28 штатных сотруд¬ников, большинство из которых имеют высшее образование.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) при Правительстве Калининград¬ской области, в состав которой входит Уполномоченный по правам человека, уделяется большое внимание вопросам про¬филактики правонарушений, предупреждения противоправно¬го поведения несовершеннолетних и их родителей. В 2009 го¬ду на заседаниях областной комиссии были рассмотрены воп¬ро¬сы о реализации мер, направленных на защиту прав не¬со¬вер¬шеннолетних на образование, обеспечение занятости в лет¬ний период, оказание медицинской помощи безнадзорным, про¬ведение профилактической работы с самовольно ушедши¬ми из семей и интернатных учреждений детьми, организации ра¬боты по профилактике безнадзорности и предупреждению со¬циального неблагополучия семей, имеющих несовершенно¬лет¬них детей, и т. д.
С целью контроля работы территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учре¬ждений системы профилактики, оказания им практической методической помощи организуются выезды членов КДН и ЗП при Правительстве области и представителей прокуратуры области, Уполномоченного по правам человека в муниципали¬теты, на территории которых наблюдается рост подростковой преступности или ухудшение положения по основным на¬правлениям деятельности. В 2009 году членами КДН и ЗП при Правительстве области осуществлены выезды в Пионерский городской округ, Гусевский, Полесский муниципальные рай¬оны, Светловский городской округ. В ходе проверок основное внимание уделялось организации взаимодействия органов системы профилактики, разработке индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних. По итогам выездных про¬верок проводились совместные заседания представителей об¬ластной комиссии, муниципальных КДН и ЗП и прокуратуры, на которых обсуждались выявленные недостатки в работе му¬ниципальных комиссий, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ин¬формация об итогах проверок с выводами и предложениями направлялась главам муниципальных образований для устра¬нения нарушений.
В декабре 2009 года в УВД по Калининградской области с использованием системы видеоконференцсвязи со¬стоялось заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Были рассмотрены следующие вопросы: об отправлении судопроизводства по вопросам условно-дос¬рочного освобождения несовершеннолетних, отбывающих на¬казание в воспитательных колониях; об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В заседании комиссии приняли участие на¬чальник УВД Калининградской области, представители ко¬миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области, сотрудники аппара¬та Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
Проведенная субъектами работа по профилактике безнад¬зорности и правонарушений несовершеннолетних позволила стабилизировать обстановку с подростковой преступностью и безнадзорностью. В сентябре 2009 года в об¬ласти насчитывался 71 безнадзорный ребенок — на 26 человек меньше, чем на начало 2009 года.
За 2009 год несовершеннолетними или с их участием со¬вер¬шено 517 преступлений, что на 16,5 % меньше, чем за 2008 год (619 преступлений), сократилось количество тяжких пре¬ступ¬ле¬ний (со 170 до 160), преступлений, совершенных в со¬стоя¬нии опьянения, на 41,2 %. Удельный вес подростковой прес¬туп¬ности в области также снизился и составил 4,9 % (2008 год — 5,8 %). В совершении преступлений участвовали 534 под¬рост¬ка — на 6,9 % меньше, чем в 2008 году (574). Ко¬личество ранее совершавших преступления подростков снизи¬лось на 27,4 % (с 62 до 45).
В течение 2009 года судами было рассмотрено 329 уго¬лов¬ных дел в отношении несовершеннолетних, что на 96 дел, или 22,6 %, меньше, чем в 2008 году. В отношении 13 несовер¬шен¬но¬летних лиц по 13 уголовным делам судьями применены при¬нудительные меры медицинского характера. Мировыми су¬дьями рассмотрено 137 уголовных дел в отно¬шении несо¬вер¬шеннолетних, что составило 4,4 % от числа всех уголовных дел, принятых к производству. Из 98 уголовных дел в отно¬ше¬нии 28 лиц постановлены обвинительные приго¬воры (в 2008 го¬ду — 36 обвинительных приговоров в отноше¬нии 37 лиц).
Суды назначают несовершеннолетним осужденным пре¬имущественно наказание в виде лишения свободы условно с при¬менением ст. 73 УК РФ. В 2009 году данный вид наказания был назначен 137 несовершеннолетним, что составляет более 60 %. В 2008 году к условному лишению свободы осужден 191 че¬ло¬век, или 53,8 %. К реальному лишению свободы осужден 51 под¬росток, что составило 23,1 % (в 2009 году — 87 человек, или 24,5 %). В отношении 11 лиц применена мера наказания в виде обязательных работ. Мировыми судьями к лишению сво¬боды условно с применением ст. 73 УК РФ осуждено 8 несо¬вершеннолетних, что составляет 28,6 % от общего числа осуж¬денных подростков. К штрафу осуждено 9 лиц, или 32,1 % (в 2009 году — 14 человек, или 37,8 %); 3 несовершеннолетних, или 10,7 %, осуждены к реальному лишению свободы (в 2008 го¬ду осуждено 4 подростка, или 10,8 %).
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 го¬да № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009 года) «Об основах системы профи¬лактики безнадзорности и правонарушений несовер¬шен¬но¬лет¬них», органы управления образованием и обра¬зо¬ва¬тельные уч¬реждения «разрабатывают и внедряют в практику работы об¬разовательных учреждений программы и методики, направ¬ленные на формирование законопослушного поведения несо¬вершеннолетних».
О недостатках в просветительской работе образовательных учреждений, ненадлежащем исполнении ими вышеуказанной нормы ФЗ № 120 свидетельствует тот факт, что в 2009 году увеличилось количество несовершеннолетних правонаруши¬телей — учащихся общеобразовательных учреждений: 285 в 2009 году (в 2008-м — 262); 30 правонарушителей — студен¬ты вузов (в 2008-м — 6); нигде не учатся и не работают 187 не¬совершеннолетних (в 2008-м — 224).
В ежегодном докладе за 2008 год Уполномоченным по правам человека в Калининградской области было рекомендо¬вано в целях защиты прав несовершеннолетних принять меры, направленные на усиление уголовной ответственности за пре¬ступления в отношении несовершеннолетних, а также отме¬нить условно-досрочное освобождение для лиц, совершивших преступления в отношении детей и несовершеннолетних. Два¬дцать седьмого июля 2009 года был принят Федеральный за¬кон № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос¬сийской Федерации», ужесточающий наказание за престу¬п¬ле¬ния против половой неприкосновенности детей и подрост¬ков.
По итогам 2009 года на 24,2 % (с 437 до 331) сократилось количество преступлений, совершенных в отношении несо¬вершеннолетних и сопряженных с насильственными дейст¬виями.
Уполномоченным были также поддержаны законодатель¬ные инициативы о предоставлении права субъектам Россий¬ской Федерации принимать нормы регионального законода¬тельства «в целях предупреждения причинения вреда физиче¬скому, духовному и нравственному развитию детей», запре¬щающие им посещать рестораны и бары, винные магазины и секс-шопы, а также право ввести запрет на нахождение детей без родителей или лиц, их заменяющих, ночью в обществен¬ных местах (на улицах, стадионах, в парках, скверах). Соот¬ветствующие поправки были внесены Федеральным законом Российской Федерации от 28.04.2009 года № 71-ФЗ «О внесе¬нии изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”». Законом Калинин¬градской области от 10.11.2009 года № 390 «О внесении изме¬нений и дополнений в Закон Калининградской области “О за¬щите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области”» в качестве мер по содействию физическому, интел¬лектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей соответствующие ограничения для несовер¬шеннолетних были установлены на региональном уровне. Представляется, что такие ограничения будут способствовать защите детей от преступных посягательств со стороны крими¬нальных элементов.
Уполномоченный по правам человека одной из первосте¬пенных задач, направленных как на профилактику правона¬рушений несовершеннолетних, так и на охрану их здоровья, считает борьбу с алкоголизацией несовершеннолетних. Коли¬чество подростков, совершивших преступления в состоянии ал¬когольного опьянения, в 2009 году уменьшилось: 37 человек — на 37,2 % меньше, чем в 2008 году (59).
Целесообразно также усилить ответственность торговцев за продажу алкогольной и табачной продукции детям, вплоть до уголовной, с лишением права на определенный срок зани¬мать соответствующие должности или заниматься той или иной деятельностью.
Также следует усилить ответственность предпринимате¬лей, продающих несовершеннолетним предназначенные для взрослых электронные игры, диски с фильмами, пропаганди¬рующими агрессию и жестокость.
В 2009 году к Уполномоченному по правам человека обра¬тилась мама шестнадцатилетнего С., задержанного в качестве подозреваемого в совершении разбоя. Мерой пресечения было выбрано содержание под стражей. Мама С. ходатайствовала об изменении меры пресечения в отношении ее сына. Уполномоченным по правам человека на¬правлено обращение в защиту прав несовершеннолетнего в прокуратуру Калининградской области, откуда получен ответ о том, что прокуратурой внесено кассационное представление на решение суда об избрании в отношении С. меры пресече¬ния содержание под стражей, которое рассмотрено Калинин¬градским областным судом и отменено; была избрана мера пресечения в соответствии со ст. 105 УПК Российской Феде¬рации — присмотр за несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым.
________________________________________
[1] См.: «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (ETS № 163), принятая в г. Страсбурге 03.05.1996 года; Федеральный закон от 03.06.2009 года № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социаль¬ной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года», принятый ГД ФС РФ 20.05.2009 года (эти документы можно найти в справ.-правовой системе «КонсультантПлюс»).
[2] См.: ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организа¬ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
[3] Подробно указанные полномочия перечислены в ст. 8 названного Закона.
[4] В редакции Федерального закона от 24.04.2008 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве”, вступающего в силу с 1 сентября 2008 года».
[5] Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года.
[6] О пособиях гражданам, имеющим детей: Закон Калининградской области от 14.01.2005 № 487 (ред. от 11.11.2008). URL. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] См.: Постановление Правительства Калининградской области от 08.06.2007 года № 338 (ред. от 08.05.2008) «О Социальной службе перевозок» (вместе с «Порядком оказания услуг Социальной служ¬бой перевозок в муниципальных образованиях Калининградской об¬ласти»).
[8] См.: Постановление Правительства Калининградской области от 20.11.2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инва¬лидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной под¬держки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета».
[9] О специализированном жилищном фонде Калининградской облас¬ти: Закон Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 (ред. от 03.07.2008 года). URL. Доступ из справ.-правовой системы «Кон¬суль¬тантПлюс».

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.