Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
О соблюдении в Калининградской области прав детей в 2009 году

Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год»

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ

(ст. 38 Конституции РФ)

Одно из важных направлений деятельности Уполномочен¬ного — работа по профилактике и восстановлению нарушен¬ных прав детей, контролю деятельности государственных ор¬ганов, органов местного самоуправления Калининградской области, направленной на обеспечение прав несовершенно¬летних.

Статьей 17 Европейской социальной хартии [1] закреплено право детей и молодежи на социальную, юридическую и эко¬номическую защиту.

Для обеспечения эффективной реализации права детей и молодежи расти в среде, которая содействует наиболее пол¬ному развитию их личности, физических и умственных спо¬собностей, государство обязуется непосредственно либо в со¬трудничестве с государственными и частными организациями принять все необходимые меры, направленные на то, чтобы:

a) обеспечить детям и молодым людям с учетом прав и обязанностей их родителей заботу и помощь, образование и воспитание, в которых они нуждаются, в частности путем соз¬дания необходимых для этого служб;

б) ограждать детей и молодежь от пренебрежения, насилия и эксплуатации;

в) обеспечивать защитой и специальной государственной помощью детей и подростков, временно или постоянно ли¬шенных родительского попечения;

г) предоставить детям и молодежи бесплатное начальное и среднее образование, а также способствовать их регулярному посещению занятий в школе.

Детское население региона насчитывает 161,9 тыс. чело¬век.

По состоянию на первые 9 месяцев 2009 года в области на¬считывался 71 безнадзорный ребенок — на 26 человек мень¬ше, чем на начало 2009 года.

Доля детей и подростков, не обучающихся в общеобразо¬вательных учреждениях, в 2007 и 2008 годах составляла 0,3 % от общей численности детей, в 2009 году удельный вес данной категории детей и подростков составил 0,2 %.

1. О соблюдении прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских закрытых учреждений (детских домов, интернатов, психиатрических больниц)

(ст. ст. 7, 38 Конституции РФ, ст. ст. 3, 5, 9, 20, 21, 25 Конвенции о правах ребенка)

В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка «ре¬бенок, который … лишен своего семейного окружения или… не может оставаться в таком окружении, имеет право на осо¬бую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Системная работа органов государственной власти и мест¬ного самоуправления Калининградской области позволила существенно сократить количество детей, оставшихся без по¬печения родителей, воспитывающихся в интернатных учреж¬дениях. Численность воспитанников детских домов и детского дома-школы на 1 января 2010 г. составила 667 человек, что на 174 человека меньше, чем на 1 января 2009 г.

В то же время в 2009 году участились факты нарушений прав детей, находящихся в специальных воспитательных и ин¬тернатных учреждениях. Прокуратурой Калининградской об¬ласти выявлено 490 нарушений закона в интернатных учреж¬дениях системы образования (325 в 2008 году), для устранения нарушений внесено 54 (34 в 2008 году) представления, опро¬тестовано 5 (4 в 2008 году) незаконных правовых актов. В спе¬циальных учреждениях органов социальной защиты населения выявлено 147 (63 в 2008 году) нарушений закона, для устране¬ния которых прокуратурой внесено 19 представлений (6 — в 2008 году). По результатам рассмотрения представлений про¬куроров к дисциплинарной ответственности было привлечено 729 (537 в 2008 году) должностных лиц, допустивших нару¬шения закона в отношении несовершеннолетних, в админист¬ративном порядке наказано 399 (395 в 2008 году) должност¬ных лиц, к уголовной ответственности привлечено 89 человек (63 в 2008 году).

По-прежнему наиболее распространенными и характерны¬ми нарушениями прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нарушения их жилищных прав: ненадлежащая сохранность жилых помещений, закреп¬ление за детьми помещений, находящихся в собственности других лиц, длительное непредоставление жилых помещений выпускникам учреждений.

В рамках целевой программы Калининградской области «Дети-сироты», разработанной на 2007—2011 годы, заплани¬рованный в 2009 году объем финансовых средств для обеспе¬чения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, составил 91385 тыс. 500 руб. (что в 4 раза больше, чем в 2008 году), в том числе 59305,5 тыс. руб. — из областного бюджета, 32080 тыс. руб. — из местного бюдже¬та. За счет средств программы в 2009 году приобретено 69 жи¬лых помещений для 99 детей, оставшихся без попечения роди¬телей.

По итогам проведенной работы по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году Ка¬лининградской области была выделена субсидия федерального бюджета на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 6 948 тыс. 301 руб., что позволило приобрести дополнительно 10 жилых помещений для 13 детей.

Еще 13 детям было предоставлено 9 жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда муници¬пальных образований области.

Всего в 2009 году обеспечены жилыми помещениями 125 человек, что на 54 человека больше, чем в 2008 году, и со¬ставляет 49,6 % от общего числа детей данной категории, сто¬явших на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения на 01.01.2009 года (всего стояли 252 человека).

Ежегодно из учреждений профессионального образования выпускается более 400 детей, имеющих статус сироты или ос¬тавшегося без попечения родителей. В связи с отсутствием жилья многие вынуждены получать второе профессиональное образование только из-за наличия в образовательном учреж¬дении общежития. Органами опеки и попечительства при ре¬шении вопроса о помещении ребенка в интернатное учрежде¬ние в обязательном порядке решается вопрос о закреплении за ним жилья на весь период пребывания в учреждении. Над за¬крепленным жильем устанавливается контроль. Принимаемые органами местного самоуправления меры по сохранению жи¬лья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно эффективны. Как правило, такое жилье к момен¬ту выпуска ребенка из сиротского учреждения становится не¬пригодным для проживания, поскольку в нем остаются роди¬тели, лишенные родительских прав и ведущие асоциальный образ жизни. Практически отсутствует практика выселения в худшие жилищные условия лиц, нарушающих правила содер¬жания жилья, допускающих значительные задолженности по оплате коммунальных услуг.

В адрес Уполномоченного по правам человека в 2009 году поступили обращения от трех сестер Г., относящихся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди¬телей. Сестры Г. просили содействия в обеспечении их жильем, сообщили, что закрепленное за ними жилое помеще¬ние в Славском районе, в котором проживает их мать, лишен¬ная родительских прав и злоупотребляющая алкоголем, и где зарегистрированы 13 человек, не является жильем, пригодным для проживания. Одна из сестер Г. сообщила, что сама являет¬ся матерью двоих малолетних детей и не имеет собственного жилого помещения.

На запрос Уполномоченного из администрации МО «Слав¬ский муниципальный район» получен ответ о том, что соглас¬но актам обследования в закрепленном за сестрами Г. доме необ¬ходим капитальный ремонт, санитарно-техническое состояние жилого помещения признано неудовлетворительным.

Отдел опеки и попечительства администрации МО «Слав¬ский муниципальный район» направил ходатайство в админи¬страцию муниципального образования «Ясновское сельское поселение» о постановке на учет сестер Г. в качестве нуж¬дающихся в предоставлении жилого помещения и предостав¬лении в 2010 году жилого помещения, пригодного для прожи¬вания.

Заслуживает внимания законотворческий опыт Москвы, где вопросы обеспечения гарантий реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите¬лей, решены следующим образом. Городским законом «О до¬полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-си¬рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, остав¬шимся без попечения родителей, вне очереди предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмезд¬ного пользования. Порядок и условия предоставления жилья предусмотрен нормативными правовыми актами Правительст¬ва города Москвы. Договор безвозмездного пользования, за¬ключаемый с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без по¬печения родителей, сроком на 5 лет, не предоставляет воз¬можности приватизации жилого помещения. По истечении срока договора безвозмездного пользования жильем с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди¬телей, заключается договор социального найма.

Общеизвестно, что зачастую, пользуясь тем, что выпуск¬ники государственных детских учреждений в первые годы вы¬пуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускниками заработная плата не дает возмож¬ности полностью оплачивать расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана и злоупотребления доверием сирот доби¬ваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений, ухудшению их жилищных условий. Это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимаю¬щихся бродяжничеством и совершением правонарушений.

Руководствуясь стремлением изменить сложившуюся си¬туацию, заботясь о защите прав детей-сирот и детей, остав¬шихся без попечения родителей, считаю возможным приме¬нить законотворческий опыт города Москвы, приняв соответ¬ствующие поправки в законодательство на федеральном уровне.

По мнению Уполномоченного по правам человека в феде¬ральное законодательство необходимо также внести поправки, которые бы препятствовали прекращению права несовершен¬нолетних на жилье, а также права на проживание вместе с ним одного из родителей с целью исключения случаев выселения несовершеннолетних из жилых помещений без предоставле¬ния другого жилого помещения.

Необходимо также совершенствование законодательства по обеспечению системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный пе¬риод.

В 2009 году Уполномоченным по правам человека в Кали¬нинградской области было подготовлено экспертное заключе¬ние на Административный регламент взаимодействия струк¬турных подразделений администрации городского округа «Город Калининград» по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече¬ния родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Серьезной проблемой, которая, как правило, носит латент¬ный характер, является нарушение прав воспитанников дет¬ских домов, интернатов и других детских закрытых учрежде¬ний на собственность, неприкосновенность частной жизни, достоинство личности и доступ к информации.

Проверка условий проживания детей в детских домах, ин¬тернатах, медицинских учреждениях Калининградской облас¬ти, проводимая сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека, показала, что зачастую в комнатах, где жи¬вут дети, имеется по одному общему шкафу для одежды, по одной тумбочке на двоих, дверки которых часто не запирают¬ся, либо тумбочки и шкафы в комнатах отсутствуют вовсе, и дети складывают свою одежду и вещи в отдельной комнате в общем шкафу. Шкафы для обуви и верхней одежды, как пра¬вило, находятся в отдельном помещении, являются общими. Таким образом, у детей нет возможности хранить личные вещи в местах, недоступных для посторонних, а также в лю¬бое время взять свои личные вещи.

В некоторых детских учреждениях в туалетах отсутствуют двери в кабинках, имеются лишь перегородки, не во всех туа¬летах есть туалетная бумага.

Двери в комнатах, как правило, не запираются изнутри.

Все это приводит к невозможности в полной мере реализо¬вать права ребенка на собственность, на частную жизнь.

Такое отношение к детям не воспитывает в них ценности человеческого достоинства, права на частную жизнь.

Руководители Министерства образования оправдывали от¬сутствие замков в спальных комнатах требованиями противо¬пожарной безопасности. Однако на запрос Уполномоченного в МЧС России по Калининградской области был получен ответ о том, что Правила противопожарной безопасности для обще¬образовательных школ, профессионально-технических учи¬лищ, школ-интернатов, детских домов, школьных, внешколь¬ных и других учебно-воспитательных учреждений» (ППБ 101-89) не устанавливают такого рода требований. Напротив, в них гово¬рит¬ся о необходимости обеспечения возможности «сво¬бод¬но¬го открывания запоров изнутри без ключа».

Режим дня во многих детских учреждениях расписан по минутам, личное время в нем не предусмотрено.

Правовая и периодическая литература в библиотеках либо отсутствует, либо устаревшая.

Не во всех учреждениях в комнатах имеется радио, магни¬тофоны, что затрудняет реализацию детьми права на инфор¬мацию.

В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных уч¬реж¬дениях и иных осуществляющих образовательный и вос¬пи¬тательный процессы учреждениях в местах, до¬ступ¬ных для детей и родителей, вывешиваются тексты уста¬вов, пра¬вил внутреннего распорядка таких учреждений; спис¬ки ор¬га¬нов государственной власти, органов местного самоуп¬рав¬ле¬ния и их должностных лиц (с указанием способов связи с ни¬ми) по месту нахождения указанных образовательных и иных уч¬реждений, осуществляющих контроль и надзор за со¬блю¬де¬ни¬ем, обеспечением и защитой прав ребенка.

В нарушение положений вышеуказанного Закона инфор¬мация о правах, обязанностях воспитанников и пациентов в местах, доступных для ознакомления, отсутствует. Информа¬ции о правах, выдержек из Уставов на стендах также не найти. Не вывешены списки органов, в которые можно обратиться за защитой своих прав.

Педагоги стараются давать детям во время занятий основы правовых знаний, необходимых для жизни в обществе; прово¬дятся занятия по семейному и уголовному праву, однако системно изучение прав челове¬ка и способов их защиты в детских домах, интернатах, меди¬цинских учреждениях не проводится. Беседы с воспитанника¬ми детских учреждений подтверждают отсутствие у них эле¬ментарных правовых знаний, навыков защиты своих прав, не¬обходимых для самостоятельной жизни в обществе.

В 2009 году на сайте департамента правовой и социальной защиты детства Министерства образования Калининградской области (http://www.opeka39.ru) появился электронный спра¬вочник «Подсказки выпускнику детского дома», в котором детям даются рекомендации по жилищным вопросам, вопро¬сам гражданства и паспортизации, оказанию медицинской по¬мощи, трудоустройству, взаимоотношениям с милицией, сос¬тавлен список органов, в которые следует обращаться за по¬мощью.

Департаментом также распространялись по детским учре¬ждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, справочники «Что делать в сложной ситуации».

При проверке соблюдения прав детей в психиатрической больнице № 2 установлено, что питание здесь однообразное, свежие овощи, фрукты в рационе отсутствуют, норма питания предусмотрена всего 53 руб. на человека в день, что явно не¬достаточно для качественного питания больных детей. Для сравнения: суточная норма питания в Колосовской воспита¬тельной колонии для несовершеннолетних — 104,82 руб.

В больнице в одном из отделений имеется общий туалет для девочек и мальчиков, а также общие душевые кабинки, которыми мальчики и девочки пользуются по очереди. С уче¬том того, что двери в туалете, в душевой по установленным правилам не закрываются, необходимо, чтобы туалеты и ду¬шевые для мальчиков и девочек были раздельными.

Уполномоченным установлено, что нарушается право на образование детей, находящихся в психиатрической больнице. Количество учебных часов в текущем учебном году значи¬тельно сократилось. Школьники по выходу из больницы, как правило, существенно отстают по успеваемости от своих одноклассников в об¬щеобразовательной в школе.

Педагоги, обслуживающие детское и подростковое отделения больницы, не проходят специальной подготовки, не владеют спецификой работы с детьми, страдающими психиче¬скими заболеваниями.

Имеются трудности с педагогической подготовкой специа¬листов, обслуживающих пациентов младшего школьного воз¬раста. Занятия с ними проводятся педагогом, не имеющим подготовки в области педагогики начальной школы.

В библиотеке детского и подросткового отделений боль¬ницы — старые учебники и художественная литература, как правило, собранная силами и на средства сотрудников боль¬ницы, спонсоров. Практически отсутствует правовая, научно-популярная, энциклопедическая литература, периодика.

В целях защиты прав несовершеннолетних участников образовательного процесса рекомендую:

• законодательно ввести стандарты качества закрепленно¬го за детьми и предоставляемого детям жилья, гарантировать ребенку, чьи родители были лишены родительских прав, про¬живание по достижении совершеннолетия отдельно от них;

• включить в число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого по¬мещения, лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его непригодным для прожи¬вания;

• предусмотреть законодательством Российской Федера¬ции ответственность органов власти за сохранение и предос¬тавление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попе¬чения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, остав¬шихся без попечения родителей;

• освободить детей, оставшихся без попечения родителей, от внесения платы за жилое помещение, закрепленное за ними на время учебы;

• обеспечить наличие в образовательных учреждениях спи¬сков органов государственной власти, местного самоуправле¬ния и их должностных лиц (с указанием способа связи с ними) в местах, доступных для просмотра детьми и родителями;

• разработать и принять региональную Программу граж¬данско-правового образования;

• организовывать конкурсы, олимпиады, викторины по правам человека, правам ребенка, поощрять участие школьни¬ков в этих конкурсах;

• разработать и осуществлять программы реабилитации и реинтеграции в общество несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы;

• обеспечить гарантии реализации прав на частную жизнь, информацию, отдых и досуг в детских домах, интернатах и других детских учреждениях;

• повысить уровень правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• обеспечить гарантии реализации права на образование, в том числе на профессиональное образование, детей с ограни¬ченными возможностями здоровья;

• обеспечить ограничение просмотра детьми фильмов и сайтов в Интернете, пропагандирующих насилие и жестокость;

• осуществить комплекс мер по популяризации Конвен¬ции о правах ребенка, законодательства о правах человека;

• создать систему общественного контроля за соблюде¬ни¬ем прав ребенка в детских учреждениях.

2. О проблемах реализации прав несовершеннолетних

в связи с реорганизацией органов опеки и попечительства

С 1 января 2008 года государственные полномочия по опеке и попечительству переданы исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации; таким образом, усилена роль органов опеки и попечительства, призванных обеспечить всестороннюю защиту прав и закон¬ных интересов детей, нуждающихся в помощи государства.

В Калининградской области на основании общих положе¬ний федерального законодательства [2] полномочия по решению воп¬росов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправле¬ния.

Законом «Об опеке и попечительстве» [3] подлежат делегиро¬ванию полномочия по опеке и попечительству в целом, без определения возможности разделения их между исполнитель¬ной властью субъекта Российской Федерации и органами ме¬стного самоуправления. В компетенции исполнительных ор¬ганов государственной власти субъекта Российской Федера¬ции остались функции по контролю и координации деятельно¬сти органов опеки и попечительства муниципальных образо¬ваний и полномочия в сфере опеки и попечительства, которые не могут быть переданы в соответствии с иными федеральны¬ми законами (например, осуществление полномочий регио¬нального оператора банка данных о детях, оставшихся без по¬печения родителей, возложенное исключительно на исполни¬тельные органы государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации Федеральным законом от 16.04.2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, остав¬шихся без по¬пе¬чения родителей»).

Органы местного самоуправления, как правило, не имеют достаточных средств для реализации полномочий органов опеки и попечительства.

В 2009 году были приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года № 423 «Об отдель¬ных вопросах осуществления опеки и попечительства в отно¬шении несовершеннолетних граждан» и от 19.05.2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организа¬циях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро¬дителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на терри¬тории Российской Федерации».

Закон «Об опеке и попечительстве» и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы опеки и попечи¬тельства, содержат значительное количество новаций, их при¬менение на практике вызывает множество вопросов.

В ходе правоприменительной практики по реализации за¬конодательства об опеке и попечительстве выяснилось, что отдельные нормы законов Российской Федерации в части, ка¬сающейся распоряжения финансовыми средствами подопеч¬ных, ограничивают возможности опекунов и попечителей не¬совершеннолетних эффективно исполнять возложенные на них законодательством Российской Федерации обязанности, что приводит к ограничению возможностей соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявленные проблемы требуют урегулирования путем вне¬се¬ния изменений в законодательство Российской Федера¬ции.

В 2009 году по просьбе министра образования Калинин¬градской области Уполномоченным по правам человека под¬го¬тов¬лено экспертное заключение о целесообразности внесе¬ния из¬менений в законодательство РФ об опеке и попечитель¬стве.

В частности, согласно ст. 37 ГК РФ, «доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных пре¬доставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительст¬ва».

Фактически опекуны и попечители каждый месяц обязаны получать разрешение органа опеки на снятие средств на со¬держание подопечного, расходование на нужды ребенка сумм, причитающихся ему в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат.

Эта норма закона лишена здравого смысла, тем более что органы опеки физически не в состоянии выдать всем опекунам и попечителям разрешение тратить средства на указанные виды расходов на нужды детей и проследить целевое расходо¬вание средств.

Сам факт назначения гражданина опекуном (попечителем) в соответствии с законодательством РФ предполагает, что ор¬ганы опеки и попечительства доверяют этим гражданам со¬держание и воспитание ребенка, тем более эти органы должны доверять им и распоряжение финансовыми средствами подо¬печного.

Целесообразно исключить из ст. 37 ГК РФ словосочетание «с предварительного разрешения органа опеки и попечитель¬ства».

Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ, «несовершеннолетние в воз¬расте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоя¬тельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и ины¬ми доходами».

Данная статья вступает в противоречие со ст. 32 ГК РФ, в которой закреплена норма о том, что «доходы подопечного, в т. ч. суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляе¬мых на его содержание социальных выплат… расходуются опекуном или попечителем…».

Ребенок 14 лет не всегда способен грамотно распорядиться денежными средствами. На практике это приводит к тому, что дети, достигшие 14 лет, снимают накопленные сбережения, в том числе предоставляемые на его содержание социальные выплаты, тратят их бесконтрольно и остаются без средств к существованию.

Согласно ст. 30 ГК РФ, ограниченно дееспособный совер¬шеннолетний гражданин, над которым устанавливается попе¬чительство, вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Представляется, что целесообразно также предоставить право опекунам (попечителям), приемным родителям и патро¬натным воспитателям самостоятельно распоряжаться денеж¬ными средствами, предназначенными на содержание ребенка.

С этой целью предлагаю следующую редакцию п. 2 ст. 26 ГК РФ:

«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во¬семнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родите¬лей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и ины¬ми доходами, за исключением предоставляемых на его со¬дер¬жание социальных выплат».

Часть 1 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 года № 48-ФЗ (ред. от 18.07.2009 года) «Об опеке и попечительстве» говорит:

«Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в ор¬ган опеки и попечительства отчет в письменной форме за пре¬дыдущий год о хранении, об использовании имущества подо¬печного и об управлении имуществом подопечного с прило¬же¬нием документов (копий товарных чеков, квитанций об уп¬ла¬те налогов, страховых сумм и других платежных докумен¬тов)».

Вышеуказанная норма ФЗ № 48 устанавливает необходи¬мость представлять в орган опеки и попечительства ежегодно вместе с отчетом копии товарных чеков, квитанций об оплате налогов, страховых сумм и других платежных документов.

В целях реализации упомянутой нормы опекуны и попечи¬тели обязаны ежедневно вести бухгалтерский учет, собирать товарные и кассовые чеки, что нецелесообразно и унизитель¬но. Кроме того, невозможно выделить из набора продуктов питания, средств личной гигиены и других товаров, приобре¬таемых на семью, норму и сумму расходов на каждого конк¬ретного ребенка. А в отдельных случаях необходимые продук¬ты и иные товары приобретаются на рынках и у продавцов, не имеющих кассовых аппаратов.

Считаю целесообразным предоставить право субъектам РФ самостоятельно устанавливать сроки, порядок и форму от¬четности опекунов или попечителей.

Соответствующие рекомендации направлены Уполномо¬ченным по правам человека в комитеты Государственной Думы Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по воп¬росам семьи, женщин и детей, а также министру образования Ка¬лининградской области.

Практика применения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» выявила и ряд других неясностей.

Так, в Законе появилось понятие «временного помещения подопечного в организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако не рег¬ламентированы основания и порядок таких действий в отно¬шении несовершеннолетнего.

По просьбе министра образования Калининградской об¬ласти Уполномоченным по правам человека было также под¬го¬товлено экспертное заключение о законности помещения не¬со¬вершеннолетних под надзор в образовательные организа¬ции.

Вопросом, требующим урегулирования на федеральном уровне, является также регламентация такой формы семейного устройства, как патронатное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

В Калининградской области эта форма устройства детей активно развивалась. В настоящее время патронат в соответст¬вии с Семейным кодексом Российской Федерации и Федераль¬ным законом «Об опеке и попечительстве» рассматривается как одна из форм опеки (попечительства), осуществляемая на основании договора. К гражданину, желающему стать патро¬натным воспитателем, предъявляются общие требования, ус¬тановленные законодательством для опекунов, попечителей, приемных родителей. К организациям, желающим предостав¬лять услуги по созданию и профессиональному сопровожде¬нию патронатных семей, применяются общие нормы, регули¬рующие порядок передачи организациям (в том числе для де¬тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) от¬дельных полномочий органов опеки и попечительства.

Для развития и сохранения института патронатного воспи¬тания необходимо на федеральном уровне закрепить основные принципы и положения, регулирующие вопросы создания и деятельности патронатных семей.

Важными задачами в настоящее время становятся свое¬временное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без по¬печения родителей, а также детей, находящихся в неблагопо¬лучных семьях, профилактика социального сиротства.

Обязанность органов опеки и попечительства осуществ¬лять профилактическую и реабилитационную работу с детьми, еще не лишившимися родительского попечения, но находящи¬мися в обстановке, представляющей действиями или бездейст¬вием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятст¬вующей их нормальному воспитанию и развитию, установлена ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации [4].

Главным принципом организации работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семь¬ями должен стать принцип приоритетности сохранения «кровной» семьи для ребенка.

3. О соблюдении прав детей

с ограниченными возможностями здоровья

(ст. 23 Конвенции о правах ребенка)

В ст. 23 «Конвенции о правах ребенка» [5] говорится, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в ус¬ловиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

«В признание особых нужд неполноценного ребенка по¬мощь… предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечи¬вающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение непол¬ноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудо¬вой деятельности и доступа к средствам отдыха таким обра¬зом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению раз¬вития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».

На территории Калининградской области проживает около 2,8 тыс. детей-инвалидов. Уставом (Основным Законом) Ка¬лининградской области гарантируется осуществление мер по социальной защите инвалидов и семей с детьми.

Законом Калининградской области «О пособиях гражда¬нам, имеющим детей» [6] установлено пособие на ребенка-инва¬ли¬да в размере 1000 руб. Размер пособия явно недостаточен, так как расходы семей с детьми-инвалидами в разы больше, чем расходы семей со здоровыми детьми.

Постановлением Правительства Калининградской области «О Социальной службе перевозок» [7] предусмотрена возмож¬ность предоставления услуг перевозки, в том числе детям-ин¬валидам в сопровождении взрослых.

Дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выпла¬ту в размере 1 544 руб., в том числе набор социальных услуг («соцпакет»). По выбору гражданина набор социальных услуг может предоставляться как в денежном выражении, так и в натуральном (бесплатное обеспечение необходимыми лекар¬ственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, санаторно-курортное лечение, бесплат¬ный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и междугородном транспорте к месту лечения и обратно). При этом родитель (законный представитель) ребенка-инвалида также пользуется правом бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда. При необходимости детям-инвалидам бес¬платно предоставляются технические средства реабилитации.

На территории Калининградской области действуют два дома-интерната для умственно отсталых детей, в которых про¬живают 260 детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2010 го¬да в очереди на получение путевок в данные учреждения сос¬тоя¬ло 17 детей. С целью решения проблемы государствен¬ное за¬дание по предоставлению социального обслуживания в спе¬ци¬ализированных домах-интернатах для детей увеличено в 2010 году на 20 койко-мест, что позволит ликвидировать оче¬редность.

В Калининградской области принято Постановление «Об установлении порядка предоставления ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддерж¬ки по обеспечению жильем на территории Калининградской области» [8]. Формой обеспечения права на получение социаль¬ной поддержки по обеспечению жильем семей, имеющих де¬тей-инвалидов, на территории Калининградской области явля¬ется предоставление социальной выплаты в виде бюджетного ассигнования за счет средств федерального бюджета для при¬обретения или строительства жилого помещения.

Право на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком имеют только граждане, нуждающиеся в жилых помещениях и вставшие на учет до 1 января 2005 года в органах местного самоуправления. Остальные семьи с инва¬лидами обеспечиваются жильем в соответствии с общими нормами жилищного законодательства.

Законом Калининградской области «О специализирован¬ном жилищном фонде Калининградской области» [9] опреде¬лены категории граждан, включая семьи с детьми-инвалидами, которым могут предоставляться по договорам найма специа¬лизированные жилые помещения, и порядок предоставления таких помещений.

В 2009 году в единый областной список включено 160 се¬мей, имеющих детей-инвалидов.

В аппарат Уполномоченного в 2009 году поступило обра¬щение от гражданки Г., проживающей в г. Калининграде. Ее семья в составе четырех человек, включая мужа, участника военных действий в Афганистане, сына 1986 года рождения, дочери 1997 года рождения — инвалида детства с тяжелым психическим заболеванием, в 1998 году была признана выну¬жденными переселенцами. Семья Г. проживает в условиях, не отвечающих санитарным нормам, в аварийном доме, в комна¬те площадью 19,9 кв. метров, с соседом, применяющим к членам семьи Г. физическое и психологическое насилие. Такие условия про¬живания можно характеризовать как нарушающие право на достоинство.

Многократные обращения Г., Уполномоченного по правам человека в органы власти Калининградской области и город¬ского округа «Город Калининград» по вопросу улучшения жилищных условий семьи Г., в правоохранительные органы с ходатайством о принятии мер по обеспечению безопасности членов семьи Г. оставлены без удовлетворения.

На запрос Уполномоченного по правам человека из Уп¬равления учета и найма жилья комитета городского хозяй¬ства администрации городского округа «Город Калининград» поступила информация о том, что семья Г. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляе¬мых по договору социального найма, с 2000 года, где учтена в списке общегородской очереди под № 17130, в льготном спис¬ке воинов-интернационалистов под № 340, в льготном списке инвалидов по общему заболеванию под № 821, в льготном списке граждан, страдающих заболеваниями, согласно Прика¬зу Минздрава СССР от 28.03.1983 года № 330 под № 567. Кро¬ме того, семья Г. включена в список граждан — участни¬ков под¬программы «Выполнение государственных обяза¬тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установ¬ленных фе¬деральным законодательством» (категория — граж¬дане, при¬знанные в установленном порядке вынужденными пе¬реселенцами) федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, утвержденной Постановлением Прави¬тельства РФ от 21.03.2006 года № 153, на 2010 год под № 17. Семья Г. вправе также претендовать на получение безвозмезд¬ной социальной выплаты в рамках реализации на территории Калининградской области Федерального закона «О социаль¬ной защите инвалидов». Правительством Калининградской области принято постановление от 20.11. 2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета». Гражданам, относя¬щимся к перечисленным категориям, в соответствии с данным постановлением предоставляется безвозмездная социальная выплата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Тем не менее, при наличии права на жилище, закрепленно¬го нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ка¬лининградской области, семья Г. так и не обеспечена жиль¬ем.

Для детей-инвалидов главным ресурсом их успешной со¬циализации является получение хорошего образования. В Ка¬лининградской области создана сеть образовательных учреж¬дений для детей с ограниченными возможностями: специали¬зированные детские сады и группы, коррекционные, компен¬сирующие классы в массовых школах, специализированные интернаты, обучение на дому.

Проекты новых школ предусматривают обеспечение дос¬тупности занятий детям-инвалидам, в том числе пандусы, лифт, необходимые санитарно-гигиенические условия.

С целью развития приоритетных направлений специально¬го (коррекционного) образования в Калининградской области на региональном уровне принята нормативная правовая база.

В регионе созданы также службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Они функционируют как структур¬ные подразделения — отделения раннего сопровождения — муниципальных консультативно-диагностических и образова¬тельных учреждений.

Однако в половине муниципальных образований такие службы отсутствуют. В некоторых муниципалитетах области на протяжении многих лет детям дошкольного возраста спе¬циализированная помощь вовсе не оказывалась (Славск, Крас¬нознаменск, Полесск, Янтарный). В ряде муниципальных об¬ра¬зований области наметилась тенденция закрытия специали¬зи¬рованных дошкольных групп. Всего за 2009 год закрыто 23 та¬ких группы.

Сокращение специализированных групп не позволяет во¬время выявить и предупредить нарушения навыков правописания и чтения у будущих первоклассников, что может привести к необходимо¬сти определения ребенка в специализированное учреждение.

В целях организации интегрированного обучения в муни¬ципальных образованиях создается альтернатива специальным (коррекционным) учреждениям — определены базовые обра¬зовательные учреждения (детские сады и общеобразователь¬ные школы) для организации обучения детей с особыми обра¬зовательными потребностями.

Вместе с тем ситуация с организацией интегрированного обучения продолжает оставаться отчасти декларативной, так как из 5713 обучающихся, находящихся в системе общего об¬разования, только для 3383 школьников с особыми образова¬тель¬ными потребностями созданы условия для обучения по спе¬циальным (коррекционным) программам, что составляет 59 % от общего числа детей с ОВЗ в системе общего образова¬ния.

Наибольшую тревогу вызывают Багратионовский, Балтий¬ский, Неманский, Озерский, Полесский, Светлогорский, Слав¬ский муниципальные районы, Ладушкинский, Светловский, Пионерский городские округа и Зеленоградский и Нестеров¬ский районы. В этих муниципалитетах свыше 50 % детей с особыми возможностями здоровья обучаются в обычных об¬щеобразовательных классах и чаще всего не получают долж¬ной коррекционно-педагогической помощи.

Серьезной проблемой для многих школ остается кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения и оказания коррекционной помощи детям с особыми возможно¬стями здоровья.

Отдельную категорию обучающихся составляют дети-ин¬валиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются на дому. Для расширения доступа этих детей к образованию сегодня успешно используют дистанци¬онные формы обучения.

В Калининградской области с 2007 года функционирует Школа дистанционного обучения детей-инвалидов. В настоя¬щее время ее учениками являются 135 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и сохранным интеллектом, не посещающие образовательные учреждения по состоянию здо¬ровья, из них 13 обучаются по программам общего образова¬ния. Перспективный набор на 2010 год — 100 учеников. Обу¬чение ведется опытными, квалифицированными педагогами-предметниками, включая педагогов-кураторов.

В декабре 2009 года к Уполномоченному по правам чело¬века в Калининградской области с коллективным обращением обратились родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МОУ СОШ № 10 Калининграда. Заявители сообщили, что с 1 сен¬тября 2009 года существенно сократилось количество ча¬сов учебной нагрузки для детей, обучающихся по программам 7-го и 8-го вида, чем нарушается право детей на образование.

В своем ответе Министерство образования Калининград¬ской области ссылается на письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 года № 17-253-6 «Об инди¬видуальном обучении больных детей на дому», в соответствии с которым учебная нагрузка значительно ниже учебной на¬грузки, предоставлявшейся до 1 сентября 2009 года, однако дети заявителей не обучаются на дому, а занимаются в Центре надомного обучения и развития детей-инвалидов МОУ СОШ № 10.

До 1 сентября 2009 года учебно-воспитательный процесс детей-инвалидов был организован в соответствии с Положе¬нием о Центре надомного обучения, разработанном согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, данным в Письме Министерства образования РФ от 28.02.2003 года № 27/2643-6. Дети и их родители были удовлетворены органи¬зацией учебно-воспитательного процесса в Центре, установ¬ленной учебной нагрузкой.

Однако в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 20.03.2009 года № 148 «О внесе¬нии дополнения и изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 21.05.2007 года № 278» был из¬менен коэффициент для расчета размера норматива бюджет¬но¬го финансирования обучения детей-инвалидов 7-го и 8-го ви¬да, что не позволяет реализовать ранее использовавшийся учеб¬ный план Центра, а также не дает возможность предоста¬вить детям образовательные услуги в рамках федерального об¬ра¬зо¬вательного стандарта.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области обращение в целях защиты прав детей-инвалидов на образование передано на рассмотрение в прокуратуру Кали¬нинградской области.

В апреле 2009 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило обращение от Уполномоченного по правам человека в Российской Федера¬ции В. П. Лукина в защиту прав детей-инвалидов в связи с ре¬организацией МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации» Управления здравоохранения администрации городского округа «Город Калининград». Вышеназванный Центр на протяжении всего периода своего существования функционировал как муниципальное учреждение, финансиро¬вался за счет средств бюджета города Калининграда. В период экономического кризиса администрация городского округа «Город Калининград» из-за невозможности продолжать фи¬нансирование содержания Центра обратилась в Правительство Калининградской области с просьбой принять учреждение в областную собственность.

На запрос Уполномоченного по правам человека в Кали¬нинградской области из Министерства социальной политики и труда был получен ответ о том, что изменение ведомственной принадлежности не отразилось на работе Центра, деятель¬ность его не была приостановлена, дети-инвалиды, состоящие на учете в Центре, продолжают получать комплекс реабилита¬ционных услуг с применением современных технологий.

На рассмотрении Уполномоченного по правам человека также находится коллективное обращение от родителей, чьи дети относятся к категории детей с ограниченными возможно¬стями, которые обучаются в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Калинин¬градская средняя общеобразовательная школа — интернат III—IV видов». Заявители сообщили, что 25.02.2009 года Пра¬вительством Калининградской области принято Постановле¬ние № 104 «Об установлении родительской платы за содержа¬ние воспитанников в государственных школах-интернатах Ка¬лининградской области», что, по их мнению, нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья на образова¬ние.

В целях защиты прав детей с ограниченными возможно¬стями здоровья обращение направлено Уполномоченным по правам человека в прокуратуру Калининградской области. Прокурорская проверка показала, что пп. 3, 25 Порядка фор¬мирования и взимания родительской платы за содержание воспитанников в государственных школах-интернатах Кали¬нинградской области, утвержденного на основе Постановления от 25.02.2009 года № 104 «Об установлении родительской платы за содержание воспитанников в государственных шко¬лах-интернатах Калининградской области» не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образова¬нии», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утверж¬денного Постановлением Правительства Российской Федера¬ции от 28.08.1997 года № 1117.

В целях защиты прав воспитанников, в том числе детей-инвалидов, специальных (коррекционных) общеобразователь¬ных школ-интернатов для обучающихся, воспитанников с от¬клонениями в развитии на доступность и бесплатность общего образования, а также на соответствующее социальное обеспе¬чение прокурором Калининградской области в адрес Губерна¬тора направлен протест с требованием привести в соответст¬вие с действующим федеральным законодательством Поста¬новление Правительства Калининградской области от 25.02.2009 года № 104.

4. О соблюдении права на дошкольное образование

(ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации)

В настоящее время в системе образования остается проб¬лема обеспечения права каждого ребенка младшего возраста на общедоступность дошкольного образования (ДОУ). Около 30 % детей в Калининградской области не имеют возможности посещать детские сады.

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 31 Закона Россий¬ской Федерации «Об образовании» «организация предостав¬ления общедоступного бесплатного дошкольного образова¬ния» относится к полномочиям органов местного самоуправ¬ления. Но муниципальные образования не могут в настоящее время решить проблему дефицита мест в муниципальных до¬школьных учреждениях, поэтому необходима государственная поддержка.

Большая работа по расширению спектра дошкольных об¬разовательных услуг проделана администрацией городского округа «Город Калининград»: проведение мероприятий по приему в муниципальную собственность ведомственных дет¬ских садов, строительство новых типовых детских дошколь¬ных учреждений, реконструкция имеющихся детских садов, увеличение количества групп в действующих детских садах через развитие альтернативных форм дошкольного образова¬ния. Однако проблема до конца не решена.

Увеличить количество мест в дошкольных муниципальных учреждениях можно путем развития муниципально-частного партнерства, а также созданием автономных учреждений. Це¬лесообразно оказывать государственную поддержку муници¬пальным образованиям, которые создают автономные учреж¬де¬ния дошкольного образования и реализуют услугу дошколь¬но¬го образования в рамках муниципально-частного парт¬нер¬ства.

С целью обеспечения доступности услуги дошкольного образования в Калининградской области, определения меха¬низма государственной поддержки дошкольного образования в регионе в 2009 году принят Закон Калининградской области от 10.11.2009 года № 388 «О государственной поддержке до¬школьного образования в Калининградской области».

Имеют место и случаи нарушения законодательства о по¬рядке приема детей в дошкольные учреждения. Так, провер¬кой прокуратуры установлены факты внеочередного зачисле¬ния в дошкольные образовательные учреждения детей, роди¬тели которых оказали учреждениям спонсорскую помощь.

Прокуратурой Правдинского района установлено, что Правдинским районным Советом депутатов принято Решение «О родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО “Правдин¬ский район”, которым в нарушение требований ст. 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» не предусмотрено, что за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную обще¬образовательную программу дошкольного образования, а также за содержание детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных общеобразовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Для восстановления нару¬шенных прав указанной категории граждан прокурор Прав¬динского района на незаконный нормативно-правовой акт принес протест, который рассмотрен и удовлетворен. Неза¬конное Решение районного Совета депутатов отменено.

5. О мерах по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

и обеспечении права на безопасность

(ст. ст. 37, 40 Конвенции о правах ребенка)

В целях реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовер¬шеннолетних, а также противодействия злоупотреблению нар¬котическими средствами и их незаконному обороту реализу¬ется областная целевая Программа «Комплексные меры проти¬водействия незаконному обороту наркотиков и профилактики негативного поведения в детско-молодежной среде на 2007—2011 годы».

На территории Калининградской области в настоящее время функционируют 23 комиссии по делам несовершенно¬летних и защите их прав, в них работают 28 штатных сотруд¬ников, большинство из которых имеют высшее образование.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) при Правительстве Калининград¬ской области, в состав которой входит Уполномоченный по правам человека, уделяется большое внимание вопросам про¬филактики правонарушений, предупреждения противоправно¬го поведения несовершеннолетних и их родителей. В 2009 го¬ду на заседаниях областной комиссии были рассмотрены воп¬ро¬сы о реализации мер, направленных на защиту прав не¬со¬вер¬шеннолетних на образование, обеспечение занятости в лет¬ний период, оказание медицинской помощи безнадзорным, про¬ведение профилактической работы с самовольно ушедши¬ми из семей и интернатных учреждений детьми, организации ра¬боты по профилактике безнадзорности и предупреждению со¬циального неблагополучия семей, имеющих несовершенно¬лет¬них детей, и т. д.

С целью контроля работы территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учре¬ждений системы профилактики, оказания им практической методической помощи организуются выезды членов КДН и ЗП при Правительстве области и представителей прокуратуры области, Уполномоченного по правам человека в муниципали¬теты, на территории которых наблюдается рост подростковой преступности или ухудшение положения по основным на¬правлениям деятельности. В 2009 году членами КДН и ЗП при Правительстве области осуществлены выезды в Пионерский городской округ, Гусевский, Полесский муниципальные рай¬оны, Светловский городской округ. В ходе проверок основное внимание уделялось организации взаимодействия органов системы профилактики, разработке индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних. По итогам выездных про¬верок проводились совместные заседания представителей об¬ластной комиссии, муниципальных КДН и ЗП и прокуратуры, на которых обсуждались выявленные недостатки в работе му¬ниципальных комиссий, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ин¬формация об итогах проверок с выводами и предложениями направлялась главам муниципальных образований для устра¬нения нарушений.

В декабре 2009 года в УВД по Калининградской области с использованием системы видеоконференцсвязи со¬стоялось заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Были рассмотрены следующие вопросы: об отправлении судопроизводства по вопросам условно-дос¬рочного освобождения несовершеннолетних, отбывающих на¬казание в воспитательных колониях; об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В заседании комиссии приняли участие на¬чальник УВД Калининградской области, представители ко¬миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области, сотрудники аппара¬та Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

Проведенная субъектами работа по профилактике безнад¬зорности и правонарушений несовершеннолетних позволила стабилизировать обстановку с подростковой преступностью и безнадзорностью. В сентябре 2009 года в об¬ласти насчитывался 71 безнадзорный ребенок — на 26 человек меньше, чем на начало 2009 года.

За 2009 год несовершеннолетними или с их участием со¬вер¬шено 517 преступлений, что на 16,5 % меньше, чем за 2008 год (619 преступлений), сократилось количество тяжких пре¬ступ¬ле¬ний (со 170 до 160), преступлений, совершенных в со¬стоя¬нии опьянения, на 41,2 %. Удельный вес подростковой прес¬туп¬ности в области также снизился и составил 4,9 % (2008 год — 5,8 %). В совершении преступлений участвовали 534 под¬рост¬ка — на 6,9 % меньше, чем в 2008 году (574). Ко¬личество ранее совершавших преступления подростков снизи¬лось на 27,4 % (с 62 до 45).

В течение 2009 года судами было рассмотрено 329 уго¬лов¬ных дел в отношении несовершеннолетних, что на 96 дел, или 22,6 %, меньше, чем в 2008 году. В отношении 13 несовер¬шен¬но¬летних лиц по 13 уголовным делам судьями применены при¬нудительные меры медицинского характера. Мировыми су¬дьями рассмотрено 137 уголовных дел в отно¬шении несо¬вер¬шеннолетних, что составило 4,4 % от числа всех уголовных дел, принятых к производству. Из 98 уголовных дел в отно¬ше¬нии 28 лиц постановлены обвинительные приго¬воры (в 2008 го¬ду — 36 обвинительных приговоров в отноше¬нии 37 лиц).

Суды назначают несовершеннолетним осужденным пре¬имущественно наказание в виде лишения свободы условно с при¬менением ст. 73 УК РФ. В 2009 году данный вид наказания был назначен 137 несовершеннолетним, что составляет более 60 %. В 2008 году к условному лишению свободы осужден 191 че¬ло¬век, или 53,8 %. К реальному лишению свободы осужден 51 под¬росток, что составило 23,1 % (в 2009 году — 87 человек, или 24,5 %). В отношении 11 лиц применена мера наказания в виде обязательных работ. Мировыми судьями к лишению сво¬боды условно с применением ст. 73 УК РФ осуждено 8 несо¬вершеннолетних, что составляет 28,6 % от общего числа осуж¬денных подростков. К штрафу осуждено 9 лиц, или 32,1 % (в 2009 году — 14 человек, или 37,8 %); 3 несовершеннолетних, или 10,7 %, осуждены к реальному лишению свободы (в 2008 го¬ду осуждено 4 подростка, или 10,8 %).

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 го¬да № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009 года) «Об основах системы профи¬лактики безнадзорности и правонарушений несовер¬шен¬но¬лет¬них», органы управления образованием и обра¬зо¬ва¬тельные уч¬реждения «разрабатывают и внедряют в практику работы об¬разовательных учреждений программы и методики, направ¬ленные на формирование законопослушного поведения несо¬вершеннолетних».

О недостатках в просветительской работе образовательных учреждений, ненадлежащем исполнении ими вышеуказанной нормы ФЗ № 120 свидетельствует тот факт, что в 2009 году увеличилось количество несовершеннолетних правонаруши¬телей — учащихся общеобразовательных учреждений: 285 в 2009 году (в 2008-м — 262); 30 правонарушителей — студен¬ты вузов (в 2008-м — 6); нигде не учатся и не работают 187 не¬совершеннолетних (в 2008-м — 224).

В ежегодном докладе за 2008 год Уполномоченным по правам человека в Калининградской области было рекомендо¬вано в целях защиты прав несовершеннолетних принять меры, направленные на усиление уголовной ответственности за пре¬ступления в отношении несовершеннолетних, а также отме¬нить условно-досрочное освобождение для лиц, совершивших преступления в отношении детей и несовершеннолетних. Два¬дцать седьмого июля 2009 года был принят Федеральный за¬кон № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос¬сийской Федерации», ужесточающий наказание за престу¬п¬ле¬ния против половой неприкосновенности детей и подрост¬ков.

По итогам 2009 года на 24,2 % (с 437 до 331) сократилось количество преступлений, совершенных в отношении несо¬вершеннолетних и сопряженных с насильственными дейст¬виями.

Уполномоченным были также поддержаны законодатель¬ные инициативы о предоставлении права субъектам Россий¬ской Федерации принимать нормы регионального законода¬тельства «в целях предупреждения причинения вреда физиче¬скому, духовному и нравственному развитию детей», запре¬щающие им посещать рестораны и бары, винные магазины и секс-шопы, а также право ввести запрет на нахождение детей без родителей или лиц, их заменяющих, ночью в обществен¬ных местах (на улицах, стадионах, в парках, скверах). Соот¬ветствующие поправки были внесены Федеральным законом Российской Федерации от 28.04.2009 года № 71-ФЗ «О внесе¬нии изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”». Законом Калинин¬градской области от 10.11.2009 года № 390 «О внесении изме¬нений и дополнений в Закон Калининградской области “О за¬щите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области”» в качестве мер по содействию физическому, интел¬лектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей соответствующие ограничения для несовер¬шеннолетних были установлены на региональном уровне. Представляется, что такие ограничения будут способствовать защите детей от преступных посягательств со стороны крими¬нальных элементов.

Уполномоченный по правам человека одной из первосте¬пенных задач, направленных как на профилактику правона¬рушений несовершеннолетних, так и на охрану их здоровья, считает борьбу с алкоголизацией несовершеннолетних. Коли¬чество подростков, совершивших преступления в состоянии ал¬когольного опьянения, в 2009 году уменьшилось: 37 человек — на 37,2 % меньше, чем в 2008 году (59).

Целесообразно также усилить ответственность торговцев за продажу алкогольной и табачной продукции детям, вплоть до уголовной, с лишением права на определенный срок зани¬мать соответствующие должности или заниматься той или иной деятельностью.

Также следует усилить ответственность предпринимате¬лей, продающих несовершеннолетним предназначенные для взрослых электронные игры, диски с фильмами, пропаганди¬рующими агрессию и жестокость.

В 2009 году к Уполномоченному по правам человека обра¬тилась мама шестнадцатилетнего С., задержанного в качестве подозреваемого в совершении разбоя. Мерой пресечения было выбрано содержание под стражей. Мама С. ходатайствовала об изменении меры пресечения в отношении ее сына. Уполномоченным по правам человека на¬правлено обращение в защиту прав несовершеннолетнего в прокуратуру Калининградской области, откуда получен ответ о том, что прокуратурой внесено кассационное представление на решение суда об избрании в отношении С. меры пресече¬ния содержание под стражей, которое рассмотрено Калинин¬градским областным судом и отменено; была избрана мера пресечения в соответствии со ст. 105 УПК Российской Феде¬рации — присмотр за несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым.




________________________________________

[1] См.: «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (ETS № 163), принятая в г. Страсбурге 03.05.1996 года; Федеральный закон от 03.06.2009 года № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социаль¬ной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года», принятый ГД ФС РФ 20.05.2009 года (эти документы можно найти в справ.-правовой системе «КонсультантПлюс»).

[2] См.: ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организа¬ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

[3] Подробно указанные полномочия перечислены в ст. 8 названного Закона.

[4] В редакции Федерального закона от 24.04.2008 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве”, вступающего в силу с 1 сентября 2008 года».

[5] Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года.

[6] О пособиях гражданам, имеющим детей: Закон Калининградской области от 14.01.2005 № 487 (ред. от 11.11.2008). URL. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] См.: Постановление Правительства Калининградской области от 08.06.2007 года № 338 (ред. от 08.05.2008) «О Социальной службе перевозок» (вместе с «Порядком оказания услуг Социальной служ¬бой перевозок в муниципальных образованиях Калининградской об¬ласти»).

[8] См.: Постановление Правительства Калининградской области от 20.11.2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инва¬лидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной под¬держки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета».

[9] О специализированном жилищном фонде Калининградской облас¬ти: Закон Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 (ред. от 03.07.2008 года). URL. Доступ из справ.-правовой системы «Кон¬суль¬тантПлюс».

Последние новости на сайте:
20.05.2022
20 апреля в Калининграде  состоялось заседание Совета по делам инвалидов. В работе Совета принял участие Уполномоченный по правам человека в Калининградской области… ( читать полностью › )
19.05.2022
  Сегодня, 19 мая 2022 года, состоялось одиннадцатое заседание Законодательного Собрания Калининградской области. Провел его спикер регионального парламента Андрей Кропоткин.… ( читать полностью › )
19 мая 2022 года на заседании Законодательного Собрания Калининградской области Уполномоченный по правам человека Владимир Анатольевич Никитин представил Доклад о… ( читать полностью › )
14.05.2022
13 мая 2022 г. Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин и Начальник Главного управления Министерства Российской… ( читать полностью › )
13.05.2022
13 мая в режиме ВКС состоялся «Круглый стол», организованный Ассоциацией политических консультантов и избирательными комиссиями Северо-Западного федерального округа. В работе… ( читать полностью › )