Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области о защите прав семьи, материнства и детства
20.11.2022 | Без рубрики

V. О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ СЕМЬИ,

МАТЕРИНСТВА, ДЕТСТВА

(ст. 5, 7, 9, 20, 21, 25, 38, 39, 67.1, 72 Конституции РФ)

 

Семейные ценности —

это важнейшая нрав­ственная опора

и залог успешного развития и в настоящем, и в будущем.

Из выступления Президента РФ В.В.Путина на третьем Евразийском женском форуме 13.09.2021 года

 

          Согласно статье 7 Конституции РФ «В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…», ст.38 «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства«. Дети признаны  важнейшим достоянием, дана установка приоритета семейного воспитания. Согласно подпункту ж.1)  пункта 1 статьи 72 «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:… защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях». Согласно ст. 67.1 «…4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Уровень социальных гарантий в государстве определяется во многом по защищенности семьи, прав детей. Семья была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, укрепление брачно-семейных отношений — все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны. В России принят ряд стратегических документов и решений, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи, в том числе: Стратегия народосбережения в РФ на период до 2050 года, Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, и др. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства Указом Президента РФ 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.

Уполномоченный по правам человека в рамках своей компетенции оказывает поддержку семьям Калининградской области.

Гендерный состав граждан, обратившихся в аппарат Упол­номоченного по правам человека, в процентном соотношении из года в год остается примерно одинаковым – женщины чаще обращаются за защитой прав человека, чем мужчины.   В 2021 году к Уполномоченному обратилось  1219 женщин – более 61% от общего количества обращений, мужчин – 752 –около 38% от общего количества обращений. В 16 случаях пол заявителя неизвестен. В 2020 году Уполномоченным было  рассмотрено 1092 обращения от женщин – 62,36 % от общего количества обращений; 640 — от мужчин — 36,55% от общего количества обращений. В 2019 году обратилась 1221 женщина — 68% от общего количества обращений; от мужчин — 559 — 31% от общего количества обращений. От коллектива граждан в адрес Уполномоченного поступило 14  обращений (23 – в 2020 году, 12 — в 2019 году). Как и прежде, для женщин характерны обращения в за­щиту прав несовершеннолетних, социальных прав, права на медицинское обслуживание, по жилищ­ным, жилищно-коммунальным вопросам, а также в защиту прав своих мужей, сыновей, внуков, соседей и др.. Мужчины чаще обращаются по проблемам защиты прав человека в пенитенциарной системе, по вопросам уголовно-правовой, уголовно-процессуальной тематики, по социальным вопросам.

В защиту прав детей в 2021 году Уполномоченным рассмотрено 572 – 29% от общего количество обращений (в 2020 году — 508 — 29% от общего количества обращений; в 2019 году — 231 обращение – около 13% от общего количества). Следует отметить, что обращения фиксировались как имеющие отношения к правам ребенка и те, в которых речь шла о правах семей с детьми, а также консультации, полученные в ходе просветительских мероприятий со школьниками. В разделах настоящего доклада по социальным, жилищным правам, праву на медицинское обслуживание, правам граждан с ограниченными возможностями здоровья, по правовому просвещению приведены примеры деятельности Уполномоченного в защиту прав детей, семей с детьми.

Уполномоченным по правам человека рассмотрено обращение в защиту права на образование — гражданка П. обратилась в защиту прав своего сына Ф., которому было отказано в приеме в  10 класс Андрея Первозванного Кадетского морского корпуса. Обращение в защиту прав Ф. было направлено Уполномоченным в Министерство образования области.На ходатайство  Уполномоченного в защиту права на образование  Ф. из Министерства получен ответ, в котором сообщалось, что кадет зачислен в 10 класс  Андрея Первозванного Кадетского морского корпуса.

Другое обращение в адрес Уполномоченного поступило от гражданки Р., проживающей в Калининграде, в защиту прав своего сына, несовершеннолетнего Б., на получение алиментов от своего отца О.. Р. сообщила, что в отношении должника возбуждено уголовное дело. Заявительница жаловалась, что  Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, следственные органы не предпринимают всех необходимых мер по розыску должника и взысканию с него задолженности по алиментам. Обращение Р. было направлено Уполномоченным в областную  прокуратуру с ходатайством о проведении прокурорской проверки по вопросу принятия предусмотренных законодательством РФ мер реагирования. По результатам проверки факты, изложенные в обращении Р., подтвердились. Установлено, что на исполнении в УФССП России по Калининградской области находится исполнительное производство, возбужденное в 2016 году, о взыскании с О. в пользу Р. алиментных платежей на содержание несовершеннолетнего Б.. Задолженность по алиментным платежам составляла более 300 тысяч рублей. С 2019 года денежные средства в счет погашения задолженности по алиментам от должника не поступали. В нарушение требований законодательства судебным приставом-исполнителем не был произведен полный комплекс исполнительных действий, в том числе не приняты меры по установлению имущества должника, должник не вызывался и не опрашивался. В связи с выявленными нарушениями закона прокурором Ленинградского района г. Калининграда руководителю УФССП России по Калининградской области внесено представление об устранении нарушений закона. В производстве СЧ СУ УМВД России по Калининградской области находится уголовное дело, возбужденное в 2010 году в отношении О. о хищении денежных средств в особо крупном размере. С указанным уголовным делом в одно производство соединено уголовное дело, возбужденное дознавателем УФССП России по Калининградской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, в отношении О., по которому заявительница признана потерпевшей и гражданским истцом. Предварительное следствие по уголовному делу продолжается, его срок продлен. Изучением указанного уголовного дела установлено, что расследование по нему велось на низком уровне, бессистемно, не принимались достаточные меры к установлению события преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, в результате чего были грубо нарушены разумные сроки уголовного судопроизводства. Прокурором области начальнику УМВД России по Калининградской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Следователь привлечен к дисциплинарной ответственности. Расследование по уголовному делу активизировано.

В структурных подразделениях Управления в 2021 году находилось на исполнении 11 964 исполнительных производств (ИП) о взыскании алиментных платежей. В 2021 году окончено 4581 ИП о взыскании алиментных платежей, в том числе фактическим исполнением алиментных платежей — 760. Окончено направлением копий исполнительных документов в организации для удержания периодических платежей 2 232 ИП. За 2021 год в отношении 16138 должников применена такая мера принуждения как временное ограничение выезда за пределы РФ. Одной из форм обеспечения принудительного взыскания задолженностей является розыск имущества должников, а также наложение ареста на имущество с последующей реализацией. В 2021 году в производстве структурных подразделений находилось 1484 разыскных дел, в том числе 738 разыскных дел по алиментным обязательствам. Сумма реализованного имущества в 2021 году составила 135 636 руб. Всего же на реализацию передано имущества на сумму 1 449 199 руб..

В 2021 году органами прокуратуры выявлены нарушения законодательства об исполнительном производстве при взыскании алиментных платежей на содержание несовершеннолетних детей. Установлено, что в нарушение требований ст.ст. 2, 4, 65, 80-85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 1 18-ФЗ «О судебных приставах» по ряду исполнительных производств судебными приставами-исполнителями не обеспечивается своевременность совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, необходимых для полного и правильного исполнения актов по делу об административных правонарушениях. Установлено что по ряду исполнительных производств, несмотря на то, что должники длительное время не оплачивают алименты, судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, а также по установлению места жительства должников не принимались, об административной, уголовной ответственности должники не предупреждались, меры к привлечению их к административной ответственности по ч. ст. 5.35 КоАП РФ не принимались. Таким образом, несмотря на систематичность выявляемых нарушений, проводимая сотрудниками отдела по организации исполнительного производства УФССП России по Калининградской области работа не способствует искоренению выявляемых нарушений, восстановлению прав несовершеннолетних на своевременное получение алиментных платежей. В связи с выявленными нарушениями первым заместителем прокурора области руководителю УФССП России по Калининградской области внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Социальная и демографическая политика являются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области. В регионе ведется активная работа по реализации национальных проектов «Демография», «Образование», «Здравоохранение, «Культура». Все проекты социальной сферы связаны между собой, интегрированы и направлены на обеспечение благополучия, повышение уровня и продолжительности жизни граждан, укрепление семейных ценностей и традиций, воспитание и развитие человека, предоставление широких возможностей для самореализации, поддержку творческих инициатив, развитие волонтерского движения.

К сожалению, в условиях пандемии демографическая ситуация не улучшилась. По информации Министерства социальной политики области, по оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 октября 2021 года предварительная численность постоянного населения составила 1026679 человек и увеличилась с начала года на 8055 человек.

 

Показатели Январь-ноябрь Январь-ноябрь 2021 г. в % к январю-ноябрю 2020 г.
2021 г. 2020 г.
Всего по области:

Родившихся, человек

 

8152

 

8482

 

96,1

Умерших, человек 14545 11473 126,8
в том числе детей в возрасте до 1 года 32 36 88,9
Естественный прирост (+), убыль (-) -6393 -2991 в 2,1 р.
Количество браков 7274 6002 121,2
Количество разводов 4543 4567 99,5
Городская местность:

Родившихся, человек

 

6329

 

6627

 

95,5

Умерших, человек 11676 9089 128,5
в том числе детей в возрасте до 1 года 26 31 83,9
Естественный прирост (+), убыль (-) -5347 -2462 в 2,2 р.
Количество браков 5968 4888 122,1
Количество разводов 3610 3624 99,6
Сельская местность:

Родившихся, человек

 

1823

 

1855

 

98,3

Умерших, человек 2869 2384 120,3
в том числе детей в возрасте до 1 года 6 5 120,0
Естественный прирост (+), убыль (-) -1046 -529 197,7
Количество браков 1306 1114 117,2
Количество разводов 933 943 98,9

 

Естественная убыль населения в январе-сентябре 2021 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2020 года на 2197 человек. Число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза. Потери численности населения от естественной убыли компенсированы миграционным приростом. За январь-сентябрь 2021 года число мигрантов увеличилось на 6854 человека, или на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Миграционный прирост населения увеличился на 4130 человек, или на 50,1%.

Фактором, оказывающим влияние на демографическую ситуацию, остается разрыв численности мужского и женского населения. По состоянию на 1.01.2021 года женщины составляли 53% населения, мужчины – 47%. Перевес численности женского населения отражается на показателях браков и разводов и, соответственно, на воспроизводстве населения. В 2021 году продолжилось снижение количества рождений, наметившаяся еще с 2016 года в целом по всей Российской Федерации. Это связано, в первую очередь, с тем, что в настоящее время в детородный период входят женщины, рожденные в начале 90-х годов, когда наблюдался серьезный спад рождаемости. И это как раз те женщины, которые дают наибольший процент первых рождений.

В рамках национального проекта «Демография» реализуются мероприятия, направленные на увеличение числа рожденных детей. Благодаря введенным мерам социальной поддержки темпы снижения рождаемости в 2020-2021 году несколько снизились. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в регионе в период января-ноября 2021 года снижение родившихся детей по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составило 189 человек или 2,7%. Наблюдается увеличение числа браков и разводов: в течение января-ноября 2021 года зарегистрировано 6009 браков (+ 1165 к показателю аналогичного периода 2020 года) и 3742 разводов (+ 61 соответственно). По информации ЗАГС (Агентства) Калининградской области, количество актов гражданского состояния, зарегистрированных на территории Калининградской области в 2020-2021 годах:

 

Вид акта гражданского состояния

 

2020 год 2021 год Динамика
О рождении 9 350 8 966 — 384
О смерти 13 289 15 975 + 2 686
О заключении брака 6 446 7 778 + 1 332
О расторжении брака 5 040 4 934 — 106
Об установлении отцовства 1 328 1 291 — 37
Об усыновлении 71 89 + 18
О перемене имени 807 1 037 + 230
ИТОГО: 36 331 40 070 + 3 739

 

Государственная регистрация рождения

 

По итогам регистрации рождения в 2021 году сохраняется преобладание родившихся мальчиков: 51,5%, девочек — 48,5%, на свет появилось 194 двойни. Наибольшее количество детей родилось у родителей, состоящих в браке – 80,5% (в т.ч. в браке, заключенном на территории иностранного государства). Сведения об отце внесены на основании записи акта об установлении отцовства в отношении 10% зарегистрированных, сведения об отце не указаны либо внесены по заявлению матери у 9,5% зарегистрированных детей. По итогам 2021 года 52 ребенка родилось у несовершеннолетних матерей (меньше на 16, чем в 2020 году). В 2021 году зарегистрировано 61 рождение на основании заявления лица, присутствовавшего во время родов (в 2020 году – 73 рождения).

По возрасту женщин, зарегистрировавших рождение детей в 2021 году, процентное соотношение следующее:

 

до 20 лет 20-29 лет 30-39 лет 40 лет и старше
2,7% 42,6% 50,5% 4,2%

 

Из общего количества зарегистрированных в 2021 году детей 61,5%  составили вторые и последующие дети (в 2020 году – 61,6%, в  2019 году – 60,6%).

Тройка стран-«лидеров» по количеству обращений иностранных граждан за регистрацией рождения:

 

МЕСТО 2019 год 2020 год 2021 год
1 Узбекистан 103 Узбекистан 95 Кыргызстан 80
2 Казахстан 96 Казахстан 58 Узбекистан 59
3 Азербайджан 87 Азербайджан 54 Азербайджан 46

 

Государственная регистрация брака

 

 

 

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
7 829 7 541 7 423 6 446 7 778

 

 

 

 

 

 

 

Возраст лиц, вступивших в брак в 2021 году

 

Возраст

Пол

до 18 18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и старше
Мужчины 2 1360 3452 1591 810 425 138
Женщины 24 2146 3041 1527 678 284 78

 

Самому возрастному жениху, зарегистрировавшему в 2021 году брак, исполнилось 90 лет, а самой возрастной невесте — 83 года.

 

Количество браков с участием иностранных граждан

 

2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
577 689 405 758

 

Тройка стран – «лидеров» по количеству браков с участием иностранных граждан:

 

МЕСТО 2019 год 2020 год 2021 год
1 Азербайджан 119 Узбекистан 75 Узбекистан 202
2 Узбекистан 109 Казахстан 50 Азербайджан 94
3 Казахстан 84 Азербайджан 44 Казахстан 61

 

Государственная регистрация расторжения брака

По решению суда было расторгнуто 3 534 браков, что составило 71,6% от общего количества расторгнутых браков.

Возраст лиц, обратившихся за расторжением брака в 2022 году:

 

Возраст

Пол

до 18 18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и старше
Мужчины 0 117 923 922 560 246 79
Женщины 1 322 1690 1525 586 181 60

 

Самому возрастному мужчине, зарегистрировавшему в 2021 году расторжение брака, исполнилось 87 лет, а самой возрастной женщине — 85 лет.

Государственная регистрация установления отцовства

 

 

 

 

Государственная регистрация усыновления (удочерения)

 

 

Государственная регистрация перемены имени

 

Государственная регистрация смерти

 

Основой социальной поддержки семей с детьми в Калининградской области является Социальный кодекс (далее — СК). Согласно пункту 4 статьи 5 СК их предоставление осуществляется, исходя из нуждаемости семьи в их предоставлении. На основании пункта 5 статьи 5 СК для определения нуждаемости в предоставлении мер социальной поддержки применяются следующие критерии:

1)       размер среднедушевого дохода семьи, не превышающий величину среднедушевого дохода, установленную Правительством области для предоставления соответствующей меры социальной поддержки;

2)       количество и виды недвижимого и движимого имущества, наличие которого в собственности членов семьи исключает возможность предоставления мер социальной поддержки;

3)       размер суммы денежных средств членов семьи, находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях;

4)       объем движения денежных средств по счетам (вкладам) членов семьи в кредитных организациях;

5)       причины, независящие от членов семьи, по которым семья имеет среднедушевой доход ниже предельной величины среднедушевого дохода, установленной Правительством области для предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

В соответствии с СК родителям при рождении ребенка выплачено единовременное пособие, размер которого дифференцирован по числу детей: 3500, 7000 и 10000 рублей на первого, более 1,5 тысяч семей; пособие на ребенка, размер которого дифференцирован в зависимости от количества детей (на первого и второго ребенка по 250 рублей (на ребенка одинокой матери – 500 рублей), на третьего и четвертого ребенка – по 500 рублей, на пятого и шестого ребенка – по 1000 рублей, на седьмого ребенка –1500 рублей, на восьмого ребенка – 2000 рублей, на девятого и последующих детей – по 2500 рублей; семьям с тремя-пятью детьми увеличивается на 125 рублей на каждого школьника, а семьям с шестью и более детьми – на 250 рублей) получают почти 32 тысячи детей; при наличии в семье ребенка-инвалида выплачивается 2 000 рублей ежемесячно (без учета критериев нуждаемости).

В соответствии с основными принципами социальной политики в регионе максимальная поддержка должна оказываться категориям жителей, наиболее уязвимым в социальном плане, в том числе многодетным семьям, имеющим высокую иждивенческую нагрузку. Семьям с тремя и более детьми со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области, взамен установленных ранее льгот предоставляется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). С июля 2021 года размер ЕДВ увеличен на 3% до 1 914 рублей. Кроме того, в нашем регионе предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка и последующих детей. Право на предоставление семейного капитала возникает повторно при рождении каждого последующего ребенка. Размер капитала составляет: при рождении третьего или четвертого ребенка – 100 тыс. рублей, при рождении пятого или последующих детей – 200 тыс. рублей, при одновременном рождении трех и более детей – 1 млн рублей. Денежные средства могут быть использованы многодетной семьей на улучшение жилищных условий, осуществление ремонта жилого помещения, приобретение предметов длительного пользования (бытовой техники, мебели, автомобиля), обследование и лечение ребенка или матери. С 2015 года введена возможность получения части капитала в объеме до 15 тыс. рублей в наличной форме. Воспользоваться региональным семейным капиталом можно в течение трех лет с даты рождения ребенка, но не ранее исполнения ему одного года. За время реализации Закона право на получение капитала реализовали более 15 тысяч семей на общую сумму 1624 млн рублей.

В целях установления дополнительных мер, направленных на улучшение демографической ситуации, с 01.01.2021 введена дополнительная разовая мера социальной поддержки в размере 300 тыс. рублей при рождении первого ребенка  в 2020-2022 годах. С 01.01.2022 ее размер увеличен до 345 тыс. рублей. Единовременная выплата предоставляется женщинам, родившим первого ребенка во время обучения, либо в течение 3 лет после окончания обучения по очной или очно-заочной форме образовательных организациях или их филиалах. Право на выплату предоставляется на основании сертификата при рождении первого ребенка, обращение за которым должно последовать не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В 2021 году выдано 560 сертификатов на единоразовую выплату, обратилось за реализацией сертификата 408 человек.

С 2019 года в Калининградской области реализуется дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (далее – ЕДВ). Постановлением Правительства области от 11.01.2019 № 4 (в ред. от 18.11.2020 № 834) «О мерах по реализации пункта 14 статьи 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» определены направления использования единовременной денежной выплаты:

— на уплату первоначального взноса по жилищным кредитам (жилищным займам) на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

— погашение основной суммы долга по жилищным кредитам (займам)   на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

— на оплату жилого помещения, приобретенного по договору
купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, прошедшему государственную регистрацию в установленном порядке;

— оплату земельного участка, приобретенного в Калининградской области по договору купли-продажи с рассрочкой платежа с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

Размер ЕДВ составляет до 300 тыс. рублей. В течение 3-х лет единовременную денежную выплату получили более 1650 многодетных граждан на  общую сумму более 494 млн руб., в том числе в 2021 году – 371 многодетный гражданин на сумму более 111 млн рублей.

Социальные выплаты в регионе являются весьма значимым фактором, обеспечивающим ощутимую поддержку семьям с детьми, в особенности имеющим трех и более детей.

С 2020 года в Калининградской области трем семьям, воспитывающим детей-инвалидов вследствие редкого генетического заболевания «буллезный эпидермолиз»,  предоставляется мера поддержки в виде выдачи сертификата (один раз в год) на приобретение перевязочных средств и средств ухода стоимостью до 852450 рублей. Дети-инвалиды обеспечиваются за счет средств областного бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными региональным перечнем. В 2021 году 11 семьям, воспитывающим детей-инвалидов, выданы сертификаты на приобретение вакуумных интегральных кресел стоимостью до 35800 рублей.

За 3 последних года сократилось на 14%  количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ОБПР). За   2021 год число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области сократилось еще на 184 ребенка (5%). Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, от общего числа детей-сирот в регионе по состоянию на 31 декабря 2020 года составила 90%. По состоянию на декабрь 2021 года 2919 детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в семьях. Приоритетной формой устройства является усыновление – 1049 детей проживает в семьях усыновителей. Активно развивается устройство детей в приемную семью – 1015 детей. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов — 812, воспитывается в семье патронатного воспитателя 1 ребенок, — переданы под предварительную опеку — 42.

В 2021 году выявлено 268 детей, оставшихся без попечения родителей, 287 — устроены в семьи, 33 ребенка возвращены биологическим родителям, 37 детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлены гражданами Российской Федерации.

По состоянию на 31 декабря 2021 года в учреждениях области находился 321 ребенок, при этом 80% детей находится на полном государственном обеспечении в учреждениях, подведомственных Министерству социальной политики области; 19% в учреждениях образования (включая учреждения профессионального образования); 1% — в учреждениях здравоохранения.

В целях предотвращения отказов матерей от новорожденных Министерством социальной политики совместно с Министерством здравоохранения области разработан и утвержден совместный регламент взаимодействия по профилактике отказов от новорожденных детей. По информации Министерства социальной политики области, на конец 2021 года зафиксировано 12 отказов от новорожденных детей, в 2020 году количество отказов от новорожденных составило 17.

В целях поддержки замещающих семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области предусмотрены пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оплата труда (вознаграждение) приемным родителям и патронатным воспитателям. Для развития института усыновления в активно используется единовременное денежное пособие в размере 615000 рублей на улучшение жилищных условий усыновленного ребенка.

 

Меры государственной поддержки замещающих семей
Виды выплаты Размер (руб.)
Единовременное пособие при устройстве ребенка в семью граждан (на усыновление, под опеку, в приемную семью) 18 886,32
При усыновлении ребенка старше 7 лет, братьев и сестер, ребенка-инвалида 144 306,88
Ежемесячное пособие на содержание ребенка в замещающей семье (размер зависит от возраста ребенка и наличия или отсутствия пенсии по потере кормильца 7 000 – 9 500
Ежегодное пособие на подготовку ребенка к школе 4 000
Единовременное пособие при выпуске из школы 5 500
Региональное единовременное пособие при усыновлении ребенка 615 000
Ежемесячное вознаграждение приемным родителям и патронатным воспитателям за воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителя 6 000 на первого ребенка,

3 500 – на последующих,

50 %  доплата за воспитание ребенка-инвалида

Для  реализации прав семей с детьми немаловажным является обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями и возможность получения качественного дошкольного образования.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики общее количество детей, имеющих право на получение дошкольного образования в регионе с разбивкой по городским округам: Багратионовский — 2492 детей, в возрасте от 1 до 6 лет: Балтийский — 2092, Гвардейский — 1998; Гурьевский — 5023; Гусевский — 2312; Зеленоградский — 2456; Город Калининград — 34877; Краснознаменский — 905; Ладушкинский — 287; Мамоновский — 559; Неманский — 1327; Нестеровский — 974; Озерский — 981; Пионерский — 885; Полесский — 1242; Правдинский — 1407; Светловский — 1718; Светлогорский — 1151; Славский — 1347; Советский — 2033; Черняховский — 3122; Янтарный — 342, итого — 69530 детей.

Количество детей, состоящих в очереди на предоставление мест в таких учреждениях с разбивкой по городским округам: Багратионовский — ; Балтийский — 221; Гвардейский — 241; Гурьевский — 2157; Гусевский -222; Зеленоградский — 235; Краснознаменский -32; Город Калининград — 10239; Ладушкинский — 69; Мамоновский — 93; Неманский -104; Нестеровский — 22; Озерский — 0; Пионерский — 105; Полесский — 134; Правдинский — 109; Светловский -227; Светлогорский — 302; Славский — 71; Советский — 134; Черняховский -237; Янтарный — 39, итого — 15286 детей.

Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения:

 

Муниципальное образование Количество детей, в возрасте от 0 до 7 лет

(включительно)

Багратионовский городского округ 1266
Балтийский городского округ 1709
Гвардейский городского округ 1182
Гурьевский городского округ 4182
Гусевский городского округ 1587
Зеленоградский городского округ 1863
Город Калининград 29893
Краснознаменский городского округ 320
Ладушкинский городской округ 154
Мамоновский городской округ 360
Неманский городского округ 670
Нестеровский городского округ 477
Озерский городского округ 595
Пионерский городской округ 739
Полесский городского округ 693
Правдинский городского округ 789
Светловский городской округ 1234
Светлогорский городского округ 887
Славский городского округ 593
Советский городской округ 1656
Черняховский городского округ 1896
Янтарный городской округ 296
ИТОГО 53041

 

По состоянию на 01.01.2022 доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составила 95,6% при плановом показателе 90%. В рамках проекта «Содействие занятости (Калининградская область)» к концу 2021 года введено в эксплуатацию 3 новых здания дошкольного образования в г. Калининграде на 460 мест — по ул. Коммунистической, ул. Героя России Мариенко и по улице Орудийной. Осуществляется поддержка частных образовательных организаций путем предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с открытием групп по присмотру и уходу для детей в возрасте до 6,5 лет. Предусмотрен механизм возмещения путем предоставления субсидии на возмещение части недополученных доходов частных организаций из муниципального бюджета. 24 ребенка из муниципальной очереди направлены в одну из частных организаций, уровень родительской платы сохраняется на уровне родительской платы, предусмотренной в муниципальных детских садах.

Проделанная работа в рамках реализации Национального проекта «Образование» позволила добиться улучшения материально-технической базы дошкольных и общеобразовательных организаций. Все образовательные организации имеют централизованное питьевое водоснабжение и канализацию, центральное отопление.

В 2020 году был принят Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях с 1 сентября 2020 года обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ». На территории области по состоянию на 1 января  2022 года в 169 муниципальных и государственных общеобразовательных организациях обучается 120,9 тыс. школьников, в том числе 52,3 тыс. обучающихся  1-4 классов и 68,6 тыс. обучающихся 5-11 классов. Охвачены бесплатным горячим питанием            60 тыс. человек. С 1 сентября 2021 года стоимость питания на одного обучающегося 1-4 классов в день составила 72,02 рублей, 5-11 классов – 77,60 рублей. С 1 января 2022 года стоимость питания проиндексирована и составляет для обучающихся 1-4 классов — 77,06 рубля, для обучающихся 5-11классов – 83,03 рубля. В 2021 году для 96 школ в 17 муниципальных образованиях закуплено технологическое оборудование для столовых и пищеблоков. Обновлены электрические плиты, котлы, морозильные камеры, мармиты, посудомоечные машины. Произведены ремонты обеденных залов и пищеблоков в 13 школах 8 муниципальных образований. С 1 сентября 2021 года на территории области действуют разработанные специализированной организацией АНО «Институт отраслевого питания г. Москва» типовые диетические (лечебные) меню для обеспечения питанием детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом и непереносимостью лактозы для обучающихся в общеобразовательных организациях. По результатам санитарно-эпидемической экспертизы, проведенной Центром гигиены и эпидемиологии, получены положительные заключения эксперта на вышеуказанные лечебные меню. Таким образом, в общеобразовательных организациях региона созданы условия для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями Управления Роспотребнадзора по Калининградской области.

Одно из направлений консультирования граждан Уполномоченным – ситуации семейно-бытового насилия. В адрес Уполномоченного поступали обращения от жертв домашнего насилия, которым разъяснялось, в какие органы, организации они вправе обратиться за помощью, порядок получения бесплатной юридической помощи.

В целях реабилитации женщин и детей, пострадавших от насилия, в Областном кризисном центре помощи женщинам функционирует стационарное отделение, которое предоставляет на период до двух месяцев безопасное убежище жертвам насилия. В течение этого периода женщинам с детьми предоставляются социально-психологические услуги, трехразовое горячее питание, мероприятия культурно-развивающего и оздоровительного характера, занятия по развитию различных навыков жизнедеятельности. В 2021 году помощь специалистов двух отделений Кризисного центра получили 1065 человек, в том числе в стационарном отделении реабилитацию прошли 152 женщины с детьми, 913 человек получили социально-психологические услуги в полустационарной форме.

В целях профилактики семейного неблагополучия, профилактики насилия   и поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС), на базе Центра помощи детям, оставшимся   без попечения родителей, «Надежда» в областном центре функционирует отделение «Молодая мама»,  в котором молодые женщины «группы риска» (беременные, женщины  с малолетними  детьми до 4 лет) имеют возможность проживать, получать горячее питание, реабилитационные услуги. Срок проживания составляет от 6 месяцев до 1 года. С учетом востребованности такого формата помощи, при котором мама с ребенком не разлучаются, а получают комплексную помощь, в 2021 году начало работу еще одно такое отделение в городе Гусеве в центре “Росток”. Для комфортного проживания женщин и детей в отделении созданы все необходимые условия. Каждая семья проживает  в отдельной одно-двухместной комнате, оборудованной всем необходимым: кровать для мамы, детские кроватки, шкафы, тумбочки, детские пеленальные столики. В пользовании женщин кухня со всей необходимой бытовой техникой; игровая комната с игровыми модулями, детской литературой, наглядными пособиями с учетом возрастных особенностей детей; сантехнические узлы. Женщины с детьми обеспечены трехразовым питанием, а для детей до года предусмотрено специальное детское питание. Организован социально-психологический и медицинский патронаж, плановые медицинские осмотры детей до 4 лет. В 2021 году отделением предоставлены стационарные услуги 39 женщинам и 43 детям в центре “Надежда” (в 2020 – 32 женщинам и 37 детям) и 2 женщинам с 2 детьми в центре “Росток”. В целях обеспечения доступности социального обслуживания женщин и детей, подвергшихся насилию, Правительством области принято решение о предоставлении такой категории граждан социальных услуг  в стационарной форме бесплатно.

Одной из наиболее эффективных форм коррекционно-реабилитационной работы с детьми в возрасте от 5 до 12 лет являются группы дневного пребывания несовершеннолетних, организованные на базе 15 отделений Центра социальной помощи семье и детям (далее – Центр) и в 3 Центрах помощи детям, оставшимся  без попечения родителей. Основной целью этой работы является предоставление комплексной коррекционно-реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям, нуждающимся в социальной поддержке. При этом решаются задачи по выявлению на ранних стадиях семей с детьми, имеющих признаки неблагополучия, содействию укрепления семьи, комплексному решению социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых проблем. Данная форма работы позволяет детям из семей с признаками социального неблагополучия в течение шестимесячного курса понять необходимость организации своей деятельности, узнать и сформировать основы общежитейских, культурно-гигиенических навыков и умений, самообслуживания, узнать много интересного и важного об окружающем мире, усвоить общепринятые нормы поведения. В течение 2021 года в Центре социальной помощи семье и детям было сформировано 16 групп, которые посещали 429 детей из 393 семей, находящихся в ТЖС и СОП.

В целях повышения доступности социальных услуг для семей с детьми Центром в 2021 году было организовано 427 выездов по месту жительства граждан, в ходе которых посещены 2 132 семьи, в том числе 1 627 семей, члены которых стояли на обслуживании в отделениях Центра, а 505 обследованы по информации социальных партнеров в рамках межведомственного взаимодействия.

В период введения в Калининградской области ограничительных мероприятий (карантина) в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции учреждения социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних продолжали предоставлять социальные услуги в полустационарной форме дистанционно (с использованием Интернета, посредством  аудио-, видеосвязи).

Проблема  семейного насилия в период распространения коронавирусной инфекции  сохранилась. По информации УМВД России по Калининградской области, в отношении женщин в 2021 году совершено 4623 преступления (в 2020 г. — 4814), в том числе 1079 — категории тяжких и особо тяжких (в 2020 г. — 1215); 581 — против жизни и здоровья (в 2020 г. — 484), в том числе 7 убийств (в 2020 г. — 10) и 13 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (в 2020 г. — 11), 427 угроз убийством или фактом умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (в 2020 г. — 324); 102 преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (в 2020 г. — 137), из которых 17 — изнасилования (в 2020 г. — 15); 3489 преступных деяний совершенных против собственности (в 2020 г. — 3781), в том числе 2033 кражи (в 2020 г. — 2545), 1184 мошенничества (в 2020 г. — 956), 86 грабежей (в 2020 г. — 106), 8 разбойных нападений (в 2020 г. — 18).

В 2021 году жертвами преступных деяний стали 4769 женщин (в 2020г. — 5004): 588 женщин, в отношении которых совершены преступления против жизни и здоровья (в 2020 г. — 503), в том числе в отношении 8 совершены убийства (в 2020 г. — 12) и 13-ти — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (в 2020 г. — 12); 66 — против половой неприкосновенности и половой свободы личности (в 2020 г. — 83), а также 3635 женщин, в отношении которых совершены преступления против собственности (в 2020 г. — 3943).

В отношении несовершеннолетних за 2021 год совершено 669 преступлений (в 2020 г. — 647), в том числе 106 тяжких и особо тяжких (в 2020 г. — 114). Зарегистрировано 53 преступления, совершенных против жизни и здоровья (в 2020 г. — 49), из которых 4 убийства (в 2020 г. — 1), 7 фактов умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести (в 2020 г. — 9), 6 фактов умышленного причинения легкого вреда здоровью (в 2020 г. — 5) и 25 фактов угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (в 2020 г. — 20); 113 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (2020 г. — 161), из которых 9 фактов изнасилования (в 2020 г. — 8), 38 фактов полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста ( 2020 г. — 59), 20 фактов развратных действий (в 2020 г. — 23); 393 преступления, связанных с неуплатой средств на содержание детей (в 2020 г. — 297); 53 преступных деяния против собственности (в 2020 г. — 83), из них 36 краж (в 2020 г. — 48), 6 мошенничеств (в 2020 г. — 13), 5 грабежей (2020 г. — 5), 1 разбой (в 2020 г. — 2), 3 факта вымогательства (в 2020 г. — 4).

Жертвами преступных посягательств в 2021 году стали 698 несовершеннолетних (в 2020 г. — 597), в том числе 53 подростка, в отношении которых совершены преступления против жизни и здоровья (в 2020 г. — 49), 72 — против половой неприкосновенности и половой свободы личности (в 2020 г. — 100); 506 (в 2020 г. — 376) несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления, связанные с неуплатой родителем средств на содержание (ст. 157 УК РФ); в отношении 21 подростка совершены преступления против собственности (в 2020 г. — 35).

Данная статистика позволяет делать выводы о необходимости совершенствования работы по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.

Тревожным сигналом для органов власти, НКО, работающих с семьями, является тот факт, что по данным УМВД по Калининградской области большое количество  преступлений совершено женщинами: в 2021 году — 1089 преступлений (в 2020 г. — 1127), в том числе 276 категории тяжких и особо тяжких (в 2020 г. — 219). Ими совершено 137 преступных деяний против жизни и здоровья (в 2020 г. — 130), из которых 5 — убийства (в 2020 г. — 6) и 19 — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (2020 г. — 15), 45 — умышленное причинение легкого вреда здоровью (в 2020 г. — 46). Зарегистрировано 103 преступления, совершенных женщинами против семьи и несовершеннолетних (в 2020 г. — 87), 89,3% (или 92 преступления) из которых — это неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (в 2020 г. — 73 или 83,9%). Против собственности данной категорией лиц совершено 505 преступлений (в 2020 г. — 466), в том числе: 291 кража (уровень 2020 г.); 140 мошенничеств (2020 г. — 95); 9 грабежей (2020 г. — 9); 1 разбой (в 2020 г. — 2). Кроме того, зарегистрировано 54 преступления (2020 г. — 58), совершенных против здоровья населения и общественной нравственности (в основном, связаны с незаконным оборотом наркотиков). Женщинами совершено 23 (в 2020 г. — 33) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и 188 (в 2020 г. — 262) — против порядка управления, из которых 146 (в 2020 г. — 204) связаны с фиктивной регистрацией и постановкой на учет иностранных граждан. В сфере семейно-бытовых отношений количество преступлений увеличилось на 4,5% (с 88 до 92). Против жизни и здоровья в сфере быта женщинами совершено 93,5% или 92 преступления (в 2020 г. — 88), в том числе 2 убийства (в 2020 г. — 4), 13 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (2020 г. — 8) и 33 факта умышленного причинения легкого вреда здоровью (2020 г. — 32).

И сами дети, видя насилие в семье, зачастую становятся правонарушителями и даже преступниками.

По данным информационного центра УМВД, в 2021 году несовершеннолетними совершено 239 (-19,0%, 2020 г. — 295) преступлений, в том числе 50 (+11,1%, 2020 г. — 45) — категории тяжких и особо тяжких. Зарегистрировано 12 преступлений, совершённых подростками против жизни и здоровья (в 2020 г. — 18), в том числе 1 покушение на убийство (в 2020 г. — 0); 1 факт умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (2020 г. — 2); 5 фактов умышленного причинения средней тяжести (в 2020 г. — 7) и 3 факта легкого вреда здоровью (в 2020 г. — 4); 1 факт побоев (в 2020 г. — 0) и 1 преступление, связанное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (как и в 2020 г.). Также зарегистрировано 3 преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (2020 г. — 8), из которых 1 изнасилование (2020 г. — 0); 205 имущественных преступлений (2020 г. — 264), из которых 153 — кражи (2020 г. — 226), 15 — мошенничества (2020 г. — 8), 14 — грабежи (2020 г. — 19), 4 — разбойные нападения (2020 г. — 2), 5 — вымогательства (2020 г. — 0), 9 — угоны транспортных средств (2020 г. — 7). В сфере быта в 2021 году несовершеннолетними совершено всего 2 преступления (2020 г. — 5), все небольшой тяжести (как и в 2020 г.).

Насилие в отношении женщин и девочек является одним из наиболее широко распространенных, трудноискоренимых и ведущих к катастрофическим последствиям нарушений прав человека в современном мире. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая в 1993 году, определяет термин «насилие в отношении женщин» так: «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни». Насилие в отношении женщин является препятствием на пути достижения прогресса в области равенства, развития и мира, а также обеспечения прав женщин и девочек.

10 декабря в День прав человека и завершающий день международной кампании «16 дней активных действий против гендерного насилия» Уполномоченный по правам человека принял участие в открытии общественной приемной общественной организации «Мир женщины», где в ходе круглого стола обсуждались проблемы семейного насилия. Калининградская региональная общественная организация «Мир женщины»  оказывает психологическую, юридическую, консультационную и иные виды помощи женщинам – жертвам семейно-бытового насилия. В адрес Уполномоченного также поступали обращения от жертв домашнего насилия, которым разъяснялось, в какие органы, организации они вправе обратиться за помощью, порядок получения бесплатной юридической помощи. В связи с предоставлением Администрацией городского округа «Город Калининград» помещения организации «Мир Женщины» возможности оказания помощи жертвам семейного насилия возросли.

В ходе круглого стола членами организации обсуждались с Уполномоченным по правам человека  проблемы гендерного насилия. В беседе приняла участие руководитель отделения социального обслуживания молодых мам Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. У организации «Мир женщины» налажено взаимодействие с отделением «Молодая мама». Женщинам оказывается юридическая и консультационная помощь сотрудниками организации. В просветительских мероприятиях принимал участие и аппарат Уполномоченного по правам человека.

Участники круглого стола отмечали, что противоэпидемические мероприятия и сопутствующие им экономические явления усугубили ситуацию с семейным насилием. Снижение или утрата доходов в связи с пандемией поставила жертв насилия в зависимость от тех членов семьи, у которых доход сохранился. Возникновение экономической зависимости снизило мотивацию жертв домашнего насилия обращаться в правоохранительные органы. В доэпидемический период жертвы насилия могли укрыться от насильников  у родных или друзей. В условиях самоизоляции такая возможность была ограничена. Участники мероприятия пришли к выводу, что пока в Российской Федерации и в Калининградской области, в частности, не создан единый алгоритм действий в целях предотвращения семейного насилия. Нет налаженной службы психологической и юридической поддержки, отсутствует сеть убежищ. Единственного кризисного центра для жертв насилия в Калининградской области недостаточно. Нужен как минимум, еще один шелтер – убежище для жертв насилия. Существует множество юридических сложностей, не позволяющих привлекать к ответственности семейных дебоширов.

В 2013 году Организацией Объединенных Наций была принята  Декларации о борьбе с насилием против женщин[1], которая была подписана представителями всех входящих в ООН 193 государств, включая Российскую Федерацию. Декларация призывает все страны воздержаться от ссылок на свои традиции, обычаи и религиозные принципы для оправдания насилия над женщинами, создать систему экстренной помощи жертвам насилия.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что причинами насилия в семье являются кризис нравственного сознания, невнимание к традиционным семейным и духовно-нравственным ценностям, потребительское отношение к жизни многих людей, алкоголизм и наркомания. Повышают риски насилия и стрессовые факторы — такие, как стесненные жилищные условия семей и экономические потрясения.  В работе с жертвами насилия следует уделить внимание таким аспектам, как помощь пострадавшим – психологическая, социальная, экономическая. Не дожидаясь принятия Закона целесообразно расширять совместно с  НКО и религиозными организациями сеть кризисных, реабилитационных центров, убежищ  для жертв домашнего насилия, расширять их полномочия и обеспечить необходимым количеством соответствующих специалистов. Говорилось и о необходимости усиления ответственности за факты насилия в семье. Как верно заметил в одной из своих проповедей патриарх Кирилл: «Закон не удерживает человека от совершения преступлений… Человека может остановить совесть, любовь к жене, детям. Но эти факторы определяются не законодательством, о котором люди мало что знают, а нравственным состоянием… Вот на что должна быть направлена подлинная профилактика семейного насилия». Не следует забывать, что целью государственной политики по итогу должно быть создание  и поддержка счастливых семей, что невозможно без формирования   правильных духовных ценностей человеколюбия, уважения каждой человеческой личности, в высокой оценке родительства. Решено продолжить сотрудничество по вопросам защиты прав человека и правового просвещения.

8 марта 2017 года была утверждена  Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Комплекс первоочередных мероприятий Стратегии включает реализацию таких направлений как сохранение здоровья женщин, улучшение их экономического положения, профилактика и предупреждение социального неблагополучия и насилия в отношении женщин, расширение участия женщин в общественно-политической жизни. Уполномоченным по правам человека было рекомендовано Министерству социальной политики области с заинтересованными органами исполнительной власти Калининградской области  разработать  Программу по реализации Стратегии. К разработке Программы, а также мониторингу и контролю за ее реализацией целесообразно  привлекать общественные организации, занимающиеся поддержкой семьи, а также Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

Министерству образования Калининградской области рекомендую рассмотреть вопрос о введении на постоянной основе в образовательных учреждениях системной работы по правовому просвещению обучающихся, в том числе по формированию уважения каждой человеческой личности, семейных ценностей.

На федеральном уровне рекомендую легализовать принудительное лечение от алкогольной и наркотической зависимости, в большинстве случаев являющихся катализатором насилия в семье. В конце декабря 2020 года  Государственная дума приняла изменения в закон «О полиции», включающие в себя разрешение сотрудникам полиции доставлять граждан в состоянии алкогольного опьянения в вытрезвители. Система спецучреждений должна вернуться в Россию. Алкоголизм — это болезнь, которую необходимо лечить профессионально, необходимо создание гуманных социальных учреждениях, которые должны заниматься реабилитацией, ресоциализацией, а при необходимости и детоксикацией больных.

Полагаю целесообразным усилить ответственность за факты насилия в семье.

В целях создания условий для успешной реализации прав семей с детьми рекомендую: органам законодательной и исполнительной власти Калининградской области, органам местного самоуправления:

— Продолжить принятие дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, руководствуясь положениями Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 года.

— Проводить информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет», о проводимых мероприятиях в рамках реализации национальных проектов.

— Предусмотреть возможные механизмы по просвещению родителей в области прав и свобод человека и гражданина, семейного законодательства, повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей.

— Развивать конструктивное взаимодействие с Калининградской митрополией Русской Православной Церкви, образовательными организациями, направленное на укрепление общенациональных духовно — нравственных ценностей, пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепление института семьи и традиций семейных отношений.

Достижение национальных целей и задач зависит от совместных усилий органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, общественности, традиционных религиозных конфессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] [1] Официальный сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/violence.shtml

 

Последние новости на сайте:
27.04.2024
Во вторник, 23 апреля, в Общественной палате Российской Федерации под председательством постоянного члена Священного Синода, митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия… ( читать полностью › )
Вопросы формирования доступной среды, предоставления услуг по социальной занятости гражданам с инвалидностью и другие темы обсудили 26 апреля 2024 года… ( читать полностью › )
25.04.2024
«Подробности» (24.04.24) Заксобрание, 30 лет законодательному органу 24.04.2024 Тридцать лет назад, в далеком 1994 году, страшно подумать, но это прошлый… ( читать полностью › )
Постановлением  Правительства Калининградской области от 13.03.2024 N 100-п «О дополнительной разовой мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде субсидий… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 04.03.2024 N 89н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам,… ( читать полностью › )