22 мая 2015, Бородино-холл
РЕЗОЛЮЦИЯ
Участники I-го Всероссийского Конгресса «Право на лекарство» признают, что имеются нормы международного и российского права о бесплатной медицинской помощи, куда следует включать и право на лекарственную помощь, как часть медицинской помощи. Это позволяет гражданину России получить необходимую лекарственную помощь бесплатно, то есть за счет государства, что соответствует интересам граждан, их здоровью, отвечает этическим и научным подходам в медицине, включая факт включения лекарств в стандарты медицинской помощи, на основе которых рассчитываются и тарифы ОМС.
В то же время существующая система лекарственного обеспечения была сформирована в условиях хронического недофинансирования. Это повлекло за собой принятие ограничительных решений, которые находятся в противоречии с указанными выше источниками права. Такое положение дел приводит к нарушению прав граждан, к ухудшению их здоровья, к росту конфликтов, к коррупции и неопределенностям, которые часто обходятся государству дороже, чем полноценная реализация прав.
В сложившихся условиях участники Конгресса считают необходимым:
1. Произвести расчет стоимости для государства системы полностью бесплатного для пациентов лекарственного обеспечения. Обсудить методики расчетов с общественностью и научными организациями.
2. Изучить возможность включения стоимости лекарств в тарифы ОМС согласно стандартам. Отработать механизмы оплаты лекарств вне стандартов по жизненным показаниям и случаях несовместимости лекарств.
3. Дополнить ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 от 21.11.2011. нормой, согласно которой медицинская помощь включает в себя лекарственное обеспечение.
4. Принять к сведению позицию Федеральной антимонопольной службы относительно ошибочности подхода при формировании цен на лекарства из Перечня ЖНВЛП;
5. Обеспечить обращение в Российской Федерации дженериков, не вызывающих сомнений в их качестве — эффективности и безопасности.
6. Не допускать торговли безрецептурными лекарственными препаратами в ритейле во избежание смешения образов лекарства и пищи, нарушения требований безопасности в торговле лекарствами.
7. Обеспечить физическую доступность лекарственных препаратов гражданам в населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации, разрешив выездную торговлю в такие населенные пункты аптечным организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, при условии выполнения требований по хранению и правилам отпуска. При осуществлении доставки лекарственных препаратов потребителям строго соблюдать установленные порядок и правила отпуска лекарственных препаратов.
8. Создать преференции для аптечных организаций осуществляющих отпуск наркотических средств и психотропных веществ, изготовление лекарственных форм, реализацию лекарственных препаратов низшей ценовой категории (до 50 руб.).
9. Создать систему стимулов для производителей детских лекарств. Рассмотреть вопрос возможности изготовления детских лекарственных форм в аптечных организациях из готовых лекарственных препаратов при отсутствии таких препаратов в детских дозировках промышленного изготовления и невозможности закупки субстанций.
10. Рассмотреть вопрос о возврате Росздравнадзору полномочий по контролю качества лекарств на производстве.
11. Провести II-й Всероссийский конгресс «Право на лекарство» осенью 2015 года для обсуждения деталей поднятых проблем.
Члены Редакционной комиссии:
Каримова С.И., Максимкина Е.А., Неволина Е.В., Нижегородцев Т.В., Путило Н.В., Саверский А.В., Шипков В.Г.

01.10.2025 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки был организован прием граждан.
Юридическая помощь оказана пятерым гражданам.
Заявители обращались по вопросам защиты социальных, жилищных прав, прав на охрану здоровья и свободу передвижения.

31.07.2025 года Федеральным законом №326-ФЗ внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, направленные на обеспечение условий нахождения в конвойных помещениях в зданиях судов.
В тот же день принят Федеральный закон №323-ФЗ, которым уточнены полномочия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе в части определения порядков материально-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы, конвоирования, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В среду, 01 октября, с 10:00 до 13:00 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич проведет прием в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки.

25 сентября 2025г. Владимир Никитин принял участие в семинаре-тренинге для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, темой которого стала защита прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Президент России Владимир Владимирович Путин приветствовал участников Всероссийского совещания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и призвал принципиально реагировать на любые нарушения в сфере уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства, эффективнее использовать предусмотренные законом инструменты по защите прав граждан в судах.