Социальная Декларация
представителей местных сообществ поселений Калининградской области
(Социальная Декларация принята и провозглашена июня 2011 года представителями местных сообществ поселений Калининградской области на их Собрании)
Подписавшие Социальную Декларацию являются представителями местных сообществ поселений Калининградской области, признавшими ее положения, права и принципы и уполномоченные к ее подписанию их Факультативным протоколом.
Считая, что государственные социальные стандарты, социальные и финансовые нормы должны применяться в следующих сферах: образовании; здравоохранении; культуре; социального обслуживания населения; жилищно-коммунального хозяйства и при оказании юридической помощи гражданам, а органы государственной власти и местного самоуправления в пределах полномочий закрепленных за ними Конституцией РФ, федеральными и областными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и Калининградской области обязаны обеспечивать их применение за счет средств соответствующих бюджетов;
преисполненные решимостью участвовать в содействии созданию условий обеспечивающих повышение уровня жизни и подъема благосостояния местных сообществ поселений и продвижения их интересов, не соглашаясь с укоренившейся практикой органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области в части:
• руководства уточняющимися ежегодно социальными стандартами; вместо установленных государственных социальных стандартов федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
• отсутствия заинтересованности в принятии закона Калининградской области «О социальных стандартах в Калининградской области» и в том, чтобы принятый в 2003 году в первом чтении Государственной Думой РФ законопроект Федерального закона «О минимальных государственных стандартах», завершил прохождение предусмотренные процедур и был принят как Федеральный закон «О государственных социальных стандартах»;
• сдерживания выполнения обязательств, предусмотренных Европейской социальной Хартией ратифицированной в 2010 году Российской Федерацией в пределах территории Калининградской области;
• не обеспечения роли местных сообществ поселений как ведущих субъектов управления социальной сферы;
• отсутствия надлежащей ответственности органов государственной власти и местного самоуправления перед населением;
• не создания условий надлежащей полнокровной жизни для лиц с ограниченными физическими возможностями и лиц преклонного возраста;
• не разрешения своевременно и эффективно обострившихся проблем, связанных с охраной здоровья, материнством и детством, проблем семьи, как одного из важнейших социальных институтов общества,
• отсутствия механизма обязательного надлежащего выполнения должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина;
• неспособности эффективно и в интересах РФ и местных сообществ Калининградской области использовать преимущества Калининградской области в ее ресурсах, территориальном и геополитическом положении;
выражая обеспокоенность за настоящее и будущее территории в пределах которой мы живем, работаем и учимся, за настоящее и будущее наших семей и наших поселений, и не желая впредь больше мириться с тем, как мы живем, согласились о необходимости принятия Социальной Декларации местных сообществ поселений Калининградской области;
признаем в качестве цели своих действий, которые будут осуществлять местные сообщества поселений при помощи Социальной Декларации: все необходимые способы, незапрещенные законом, создающие условия для обеспечения их достойной жизни, роли как ведущих субъектов управления в социальной сфере, их участия в управлении делами поселений; использование ими всех форм непосредственного осуществления местного самоуправления; участия в его осуществлении посредством следующих провозглашаемых Социальной Декларацией положений, прав и принципов.
Часть I
Статья 1. Положения, права и принципы
1.1. Сторонами Социальной декларации являются представители местных сообществ поселений, в лице уполномоченных их Факультативным протоколом к Социальной Декларации и избранные в ходе свободных выборов органы государственной власти и органы местного самоуправления Калининградской области.
1.2. Осуществление провозглашенных положений, прав и принципов Социальной Декларации обеспечивается Социальной Комиссией представителей местных сообществ поселений Калининградской области, учреждаемой Собранием представителей местных сообществ поселений и действующей в соответствии с ее Положением (Уставом) при содействии представителей местных сообществ, удостоверивших своими подписями Факультативный протокол к Социальной Декларации.
Для обеспечения эффективного и качественного осуществления провозглашаемых Социальной декларацией положений, прав и принципов создаются: Комитет социальных экспертов, Общественный фонд поддержки Социальной Декларации; Центр развития управленческого потенциала местных сообществ поселений; Институт социально-правой защиты, а также уполномочивается местным сообществом поселения Социальный инспектор.
1.3. Представители местных сообществ поселений при принятии и осуществлении Социальной Декларации пользуются всеми формами непосредственного осуществления местного самоуправления и их участия в осуществлении местного самоуправления, правом свободы мысли и слова, выражению своих мнений и убеждений, правом на объединение, включая право создавать профсоюзы (Профсоюз социальных работников; Профсоюз родителей; Профсоюз молодых специалистов; Профсоюз безработных; Профсоюз бездомных; Профсоюз домохозяек; Профсоюз инвалидов; Профсоюз пожилого поколения; Профсоюз страхователей и другие), правом собираться мирно без оружия; правом участвовать в управлении делами поселений непосредственно и через своих представителей, с использованием всех форм непосредственного осуществления местного самоуправления, и участия в его осуществлении.
1.4. Каждый из граждан, проживающих в пределах территории Калининградской области, должен быть уверен в том, что Российская Федерация, являясь правовым и социальным государством, через органы государственной власти и местного самоуправления Калининградской области выполнит взятые на себя социальные обязательства и создаст условия, обеспечивающие их достойную жизнь и их свободное развитие.
1.5. Каждый имеет социальные права, без какой либо дискриминации.
1.6. Каждый имеет право на полную и достоверную информацию в области социальной политики, управления социальной сферой, о законодательно установленных государственных социальных стандартах и на ознакомление в органах местного самоуправления с материалами и документами, затрагивающими социальные права граждан.
1.7. Каждый вправе быть представлен в Социальной комиссии представителей местных сообществ, Комитете социальных экспертов, в Общественном фонде поддержки Социальной Декларации, а также быть уполномоченным местным сообществом поселений Социальным инспектором.
1.8. Каждый вправе защищать свои социальные права всеми способами, не запрещенными законом, а Правительство Калининградской области в соответствии с Уставом (Основным Законом) действуя в пределах срока полномочий губернатора обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава (Основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области на ее территории.
1.9. Каждый вправе быть уверенным в том, что законодательная и исполнительная власть Калининградской области своей деятельностью, применением законов обеспечит благосостояние и достойный уровень их жизни, рост:
• минимального размера заработной платы; среднего размера назначенных пенсий; прожиточного минимума: для трудоспособного населения; для пенсионеров; для детей.
1.10. Каждый из граждан преклонного возраста должен рассчитывать на независимость, участие, уход, реализацию своего внутреннего потенциала и иметь возможность вести достойный и безопасный образ жизни, обеспеченный государственными социальными стандартами и иметь право на социальную защиту.
1.11. Каждый из граждан имеющий ограничение своих физических возможностей должен иметь возможность вести полнокровную жизнь, которая должна обеспечиваться государственными социальными стандартами и иметь право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.
1.12. Каждый из граждан вправе быть уверенным в том, что материнство и детство будет законодательно гарантированно государственными социальными стандартами, а семья, как основополагающая ячейка общества, будет обладать правом на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить ее полное развитие. При этом работающие женщины-матери должны иметь право на особую защиту. Дети и молодежь также должны обладать правом на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, а также правом на специальную защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются.
1.13. Каждый из граждан вправе исходить из того, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить право на охрану здоровья и медицинскую помощь с соблюдением установленных государственных социальных стандартов и эффективную реализации этого права. При этом непосредственно, либо в сотрудничестве с публичными и частными организациями осуществить необходимые меры, направленные на то, чтобы: ликвидировать по возможности причины заболеваний; предусмотреть создание консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействовать укреплению здоровья населения и поощрению индивидуальной ответственности людей за свое здоровье; предотвращать эпидемии, иные болезни, а также несчастные случаи. Каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право на медицинскую помощь.
1.14. Каждый из граждан вправе быть уверенным в том, что органы государственной власти и местного самоуправления обеспечат им достойные условия для осуществления ими права на жилище, организацию в границах поселения коммунальных услуг, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, его соответствием, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и государственным социальным стандартам.
1.15. Каждый из граждан вправе быть уверенным в сохранении преимуществ существовавшей ранее системы образования, гарантиях общедоступного и бесплатного дошкольного, основного и среднего профессионального образования, получения высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в основном бесплатно, направленного на полное и свободное развитие человеческой личности и способностей каждого, развитию различных форм образования и самообразования, выбора профессии, или повышения профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и развития системы образования Калининградской области, отвечающей их интересам.
Часть II
Статья 2. Обязательства
2.1. Представители местных сообществ поселений считают себя связанными следующими обязательствами:
• по соблюдению Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава (Основного Закона), Уставов поселений, законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области на ее территории;
• по уплате законно установленных сборов и налогов;
• по участию в управлении делами поселений непосредственно и через своих представителей с использованием форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении;
• по объединению усилий осуществления Социальной Декларации на основе прав и принципов провозглашенных ею;
• по ответственности за осуществление Социальной Декларации.
2.2. Органы государственной власти и местного самоуправления Калининградской области на основе действующего законодательства Российской Федерации и Калининградской области признают и соблюдают положения, права и принципы Социальной Декларации, и связаны следующими обязательствами:
• по обеспечению исполнения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава (Основного Закона), Уставов поселений, законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области на ее территории;
• по несению ответственности перед населением;
• по обеспечению доступности участия местных сообществ поселений в управлении делами поселений непосредственно и через своих представителей с использованием форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении;
• по соблюдению, признанию и защите прав и свобод человека и гражданина;
• по не изданию законов или нормативных правовых актов, отменяющие или умаляющие социальные права граждан;
• по поддержке и защите каждого, кто осуществляет плату законно установленных налогов и сборов;
• по обеспечению государственной защиты прав и свобод человека и гражданина гарантируемой Российской Федерацией;
• по выполнению перечня для оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Часть III
Статья 3. Доклады относительно принятых положений
3.1. В целях реализации Социальной Декларации, ее положений, прав и принципов действуют постоянные органы: Социальная Комиссия представителей местных сообществ поселений Калининградской области; Комитет социальных экспертов, Общественный фонд поддержки Социальной декларации, Социальные инспектора местных сообществ поселений, уполномоченные местными сообществами поселений.
3.2. Относительно принятых положений, прав и принципов Социальной Декларации, Социальной комиссией представителей местных сообществ поселений представляется ежегодный доклад законодательной и исполнительной власти Калининградской области.
3.3. В целях продвижения и осуществления Социальной Декларации Социальной комиссией представителей местных сообществ поселений используются формы и способы, обеспечивающие эффективность, обоснованность и законность ее действий.
Часть IV
Статья 4. Поправки
4.1. Представители местных сообществ поселений вправе предлагать поправки к Социальной Декларации, которые оформляются Протоколами, сопровождающими ее.
4.2. Протоколы, принятые последующими Собраниями представителей местных сообществ поселений Калининградской области являются неотъемлемой составной частью Социальной Декларации.
ЧастьV
Статья 5. Закрепление положений
5.1. Положения, права и принципы Социальной Декларации при ее осуществлении, закрепляются:
• в форме договоров и соглашений между Социальной Комиссией и сторонами Социальной Декларации;
• законодательно в законах и нормативных правовых актах Калининградской области.
5.2. Социальная Декларация применяется в пределах территории Калининградской области.
Часть VI
Статья 6. Рассмотрение докладов
6.1. Социальная комиссия, перед направлением законодательной и исполнительной власти ежегодного доклада, направляются его в Комитет социальных экспертов для заключения.
6.2. Представленный Социальной Комиссией ежегодный доклад законодательной и исполнительной власти Калининградской области, рассматриваются ими в предусмотренные законом сроки.
6.3. Социальной комиссией результаты рассмотрения ежегодного Доклада законодательной и исполнительной властью Калининградской области, и принятые по нему решения доводятся до местных сообществ поселений через их Социальных инспекторов.
Часть VII
Статья 7. Подписание и вступление в силу
7.1. Социальная Декларация представителей местных сообществ поселений Калининградской области вступает в силу с момента ее подписания представителями местных сообществ поселений, уполномоченных местными сообществами поселений надлежащим образом.
7.2. Положения, права и принципы Социальной Декларации составляют основу участия местных сообществ поселений в управлении делами поселений непосредственно или через своих представителей с использованием форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении и являются непосредственно действующими.
7.3. Совершено в городе Калининграде Российской Федерации апреля 2011 года. Подлинник Социальной Декларации хранится в Социальной Комиссии представителей местных сообществ Калининградской области. Хранение дубликатов Социальной Декларации, переданных Социальной Комиссией законодательной и исполнительной власти и в органы местного самоуправления Калининградской области, обеспечивается ими.
Социальная Декларация после ее принятия и провозглашения подписана представителями местных сообществ поселений
Калининградской области, уполномоченных их Факультативным протоколом.
24 декабря 2024 года состоялась встреча представительниц регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Калининградской области с Уполномоченным по правам человека Никитиным Владимиром Анатольевичем.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области стал первым партнером Калининградского отделения Союза православных женщин. Владимир Анатольевич поддерживает инициативы организации по вопросам законотворчества и просвещения, по защите жизни с момента зачатия; оказывает содействие в реализации прав многодетных семей, одиноких отцов и матерей и малоимущих граждан, семей участников СВО.
24 декабря Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором губернатор Алексей Сергеевич Беспрозванных представил основные направления деятельности исполнительной власти региона на предстоящие пять лет.
«Центром нашего внимания, нашей идеологией, смыслом работы – подчеркнул А.С. Беспрозванных, - является человек, житель Калининградской области! Мы будем измерять эффективность работы Правительства не миллиардами, километрами или процентами, а именно «через удовлетворенность человека». Развитие должно быть справедливым для всех жителей Калининградской области, и в равной степени ощутимым для каждого!»
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.