Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Об опыте гражданско-правового образования

Приложение №3

к Специальному докладу

Уполномоченного по правам человека

в Калининградской области

«О проблемах гражданско-правового

образования в Калининградской области»

Об опыте гражданско-правового образования

в регионе

Определенная работа в области гражданско-правового образования в регионе проводится как педагогами, так и государственными структурами, общественными организациями. Однако отсутствие системной, комплексной работы, координации деятельности разных структур в данном направлении приводит к недостаточной эффективности просветительской работы в области прав человека.

В школах гражданско-правовое образование реализуется, в первую очередь, за счет энтузиазма некоторых педагогов (Пальчик И.Г – лицей №18, Прасолова Ю.А. – МОУ СОШ №4, №47, Савинова Елена, педагог английского языка – МОУ СОШ №38, Луканова С.Н. – МОУ СОШ п. Переславское Зеленоградского района) и других сотрудников образовательных учреждений (к примеру, в 1-й гимназии организатором просветительских акций зачастую является библиотекарь Т.В. Цунская).

Сотрудники областного учебно-методического центра дополнительного образования «Дом учителя» управления образования администрации Калининградской области включают в свои планы мероприятия, направленные на обучение правам человека, правам ребенка, воспитание толерантности. Работу по развитию гражданского образования, правового просвещения проводит управление образования Ленинградского района совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, юридическим факультетом КГУ.

Партнерами Уполномоченного в области правового просвещения являются также студенты юридических факультетов, в том числе члены Ассоциации студентов-юристов «Эльза», принимающих участие в просветительских акциях Уполномоченного.

Эффективно занимаются правовым просвещением в регионе, внедряют передовые методики преподавания права общественные организации. КРМОО «Центр «Молодежь за свободу слова» изданы сборники по международному, федеральному, региональному законодательству о правах молодежи, о правовом статусе несовершеннолетних, методиках преподавания гражданско-правовых дисциплин, разработанных педагогами области, которые активно применяются педагогами области в своей работе. В 2004 году Центром «Молодёжь за свободу слова» совместно с Уполномоченным и рядом государственных и общественных организаций при поддержке Детского фонда ЮНИСЕФ реализовывалась региональная программа «Забота о завтрашних взрослых», в рамках которой были проведены семинары для педагогов Гусевского, Черняховского районов, Светлогорского округа о формах и методах преподавания прав человека.

РОО «Лига избирательниц» разработаны уроки по правам человека, правам ребенка, воспитанию гендерного равенства, организуются просветительские акции, семинары по методикам преподавания права, в том числе с участием высокопрофессиональных специалистов в этой области из разных регионов Российской Федерации. Лига является экспериментальной площадкой по реализации международного проекта «Живое право» в регионе.

РОО «Экозащита» разработан учебный курс «Экология и права человека».

Председателем КРОО «Центр защиты семьи и личности М.Ю. Матюниной разработаны методики преподавания права для школьников «Детям о праве», «Подросток о праве», «Право для молодых».

Председателем организации скаутов «Медведь» Еленой Савиновой проводятся тренинги по правам человека с использованием пособия Совета Европы «КОМПАС».

Молодежная общественная организация «Цунами» с участием Уполномоченного с помощью адвоката, кандидата юридических наук В.В.Конина разработала памятки для несовершеннолетних «Что делать, если вы остановлены милицией?», организуются тренинги для старшеклассников по правозащитным технологиям.

Ассоциацией молодых инвалидов «Аппарель» издана серия справочно-правовых памяток для жителей Калининградской области, имеющих инвалидность, для родителей детей-инвалидов.

Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, предполагающая использование практико-ориентированных и интерактивных методов обучения, это своего рода социальный проект для учебного заведения. По такому пути пошел педагогический коллектив школы №4 благодаря реализации проекта «Школа толерантности».

В лицее №18 предпринята попытка создания модели местного самоуправления. Преподавателем обществоведческих дисциплин Пальчиком И.Г. при сопровождении проекта психологом лицея Т.К. Снарской создан молодежный клуб «Институт права», избираются уполномоченные по правам человека, работает правовой клуб, принят Закон о защите чести и достоинства, Декларация прав учащихся.

В то же время есть проблемы с соблюдением прав ребенка и в данном образовательном учреждении. Дети обеспокоены проблемой школьных перегрузок, порой – применением к ним методов воспитания, оскорбляющих достоинство. Школьники гимназии, как и других образовательных учреждений региона, справедливо жалуются на нарушение их права на труд и на отдых, на охрану здоровья. В соответствие со ст. 91 Трудового Кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени для взрослого человека не может превышать 40 часов в неделю, а время отдыха не должно быть менее 42 часов. Для работников в возрасте до 16 лет нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов в неделю, т.е. не должна превышать 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Если же провести хронометраж учебного времени школьников, добросовестно выполняющих домашние задания, посещающих кружки и участвующих в конкурсах, олимпиадах, – то мы получим бесконечные сверхурочные работы, не согласованные ни с детьми, ни с родителями, ни с медиками. Такое положение дел можно расценивать как нарушение ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей защиту права ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному… социальному развитию. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года справедливо говорится о том, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам образовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века…», подрывает здоровье детей.

Последние новости на сайте:
24.04.2024
23 апреля 2023 года в историко-художественном музее состоялось мероприятие, посвященное тридцатилетию Законодательного Собрания Калининградской области. В мероприятии принял участие Уполномоченный… ( читать полностью › )
22.04.2024
Информируем о работе Центра защиты прав молодежи, созданного при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по молодежной политике. Фактически это единое… ( читать полностью › )
21.04.2024
19 апреля 2024 года в театральной студии лицея №18 города Калининграда «Небо 18» прошла премьера инсценировок двух рассказов Антона Павловича… ( читать полностью › )
С 17 по 19 апреля в Калининградской области состоялся Балтийский культурный форум 2024 года — дискуссионная площадка, где профессионалы, эксперты,… ( читать полностью › )
19-20 апреля 2024 года в п. Отрадное Калининградской области состоялся семинар по развитию межведомственного взаимодействия по оказанию социально-правой помощи молодым… ( читать полностью › )