Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
О соблюдении в Калининградской области права на здоровье, медицинскую помощь
25.05.2010 | Без рубрики

В любой, даже самой сложной экономической ситуации жизнь и здоровье людей являются главными ценностями государства. Подтверждением тому является ратификация Российской Федерацией в июне 2009 года Европейской социальной хартии, что налагает дополнительные обязательства по соблюдению социальных и экономических прав граждан, среди которых важное место занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статьей 11 Европейской социальной хартии закреплено право на охрану здоровья, в том числе осуществление мер по ликвидации (по возможности) причин заболеваний; создание консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействовать укреплению здоровья населения и поощ рению индивидуальной ответственности людей за свое здоро вье; предотвращение по мере возможности эпидемий, иных болезней, а также несчастных случаев.

«Необходимость правовой охраны интересов пациента зафиксирована в целом ряде деклараций и конвенций, принятых международными медицинскими ассоциациями. Среди них — документы Всемирной организации здравоохранения (Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе 1994 г., Копенгагенская декларация 1994 г. и др.), документы Всемирной медицинской ассоциации (Токийская декларация 1975 г., Лиссабонская декларация о правах пациента 1981 г., Декларация об эвтаназии 1987 г., Декларация о трансплантации человеческих органов 1987 г., Хельсинкская декларация 1989 г. и др.).

Так, Лиссабонская декларация о правах пациента предусматривает право пациента на свободный выбор врача, получение медицинской помощи, право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от такого вмешательства, право на конфиденциальность медицинской и личной информации, доверенной врачу, право пользоваться духовной и моральной поддержкой.

Принятая ВОЗ в марте 1994 г. в г. Амстердаме (Нидерланды) Декларация «О политике в области обеспечения прав пациентов в Европе» в основах концепции прав пациента в Европе формулирует стратегические принципы политики в области охраны здоровья, которые предусматривают равную доступность медицинской помощи для всех жителей страны или географического региона, устранение финансовых, географических, культурных, социальных, психологических и иных барьеров.

Приоритет интересов отдельного человека над интересами общества и науки провозглашает принятая в ноябре 1996 г. Советом Европы в Страсбурге Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Как указано в статьях 5 — 9 Конвенции, каждый пациент имеет право на равноправное участие в лечебном процессе, а также право на информированное добровольное согласие на любое медицинское вмешательство»[1].

В ч. 1 ст. 41 Конституции закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, и, таким образом, на конституционном уровне в Российской Федерации гарантировано наличие бесплатной медицинской помощи, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств государства, страховых взносов и иных поступлений.

За нарушение данного права государством пре дусмотрена уголовная ответственность по ст. 124 УК РФ «Не оказание помощи больному».

Право на высококачественную медицинскую помощь под держивает Федеральный закон «О защите прав потребителей», согласно которому «потребитель имеет право на то, чтобы ус луга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окру жающей среды, а также не причиняла вреда имуществу потре бителя» (ст. 7).

Пациент согласно действующему законодательству имеет право на получение качественной медицинской помощи, кото рая должна соответствовать стандарту оказания медицинских услуг.

В целях обеспечения конституционного права на бесплат ное получение медицинской помощи в государственных и му ни ципальных учреждениях здравоохранения постановлением Пра вительства Калининградской области от 22 октября 2008 го да № 696 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году ме ди цинской помощи, финансируемой за счет средств обяза тель но го медицинского страхования и бюджетов всех уровней.

В 2009 году прокуратурой Калининградской области установлено, что вышеуказанной Программой были существенно снижены по сравнению с нормативами, установленными на федераль ном уровне нормативы для определения объема медицин ской помощи, затраты на посещение амбулаторно-поликли ни че ских учреждений, стационаров. Программой не преду смот ре но предоставление первичной медико-санитарной, не от лож ной и специализированной медицинской помощи при ВИЧ-ин фек ции, в региональную программу ОМС не включена ме ди цин ская по мощь, оказываемая в кожно-венерологических, про ти во ту бер ку лезных, наркологических, онкологических дис пан се рах и дру гих специализированных медицинских уч реж де ниях.

В связи с выявленными нарушениями федерального зако нодательства прокуратурой Калининградской области опроте стован вышеуказанный нормативный акт и направлено в Ка лининградский областной суд заявление о признании недейст вующим и не подлежащим применению положения данной Программы. Решением Калининградского областного суда требования прокуратуры удовлетворены, определением Вер ховного Суда РФ решение Калининградского областного суда оставлено без изменения, однако до настоящего времени региональные нормативы так и не были приведены в соответствие с федеральными.

В Калининградской области в 2009-2010 г.г. году было организова но около 70 митингов, пикетов, направленных на привлечение внима ния общественности к проблеме неудовлетворительного каче ства медицинской помощи в Калининградской области, в том числе в защиту медико-санитарной части № 1 города Калинин града. Медико-санитарная часть была создана как учреждение для работников рыбной промышленности, обслуживала около 10 тыс. жителей областного центра, по своей структуре, про филям отделений, техническому оснащению, кадровому сос таву находилась на достаточно высоком уровне. Тем не менее, Министерством здравоохранения Калининградской области было принято решение о реорганизации больницы — присое динении ее к госпиталю для ветеранов войн, который впослед ствии тоже был ликвидирован. Однако «реорганизация» про водилась настолько непродуманно, что медсанчасть была практически разграблена, в том числе похищено дорогостоя щее уникальное медицинское оборудование, разрушено по мещение больницы.

В последние годы участились также случаи обращений граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека в Кали­нинградской области по вопросам оказания медицинских услуг.

Основные проблемы, на которые обращают внимание граждане в обращениях к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области:

доступности и качества медицинской помощи; наличия и цен на лекарственные препараты; укомплектования учреждений здравоохранения муниципальных образований специалистами; недостаточной организации медицинского просвещения населения.

На запросы Уполномоченного по правам человека в адрес должностных лиц системы здравоохранения Калининградской области и города Калининграда, как правило, вместо принятия мер реагирования на изложенные факты нарушения прав гра ждан на качественное медицинское обслуживание, сообщалось о праве на выбор врача и учреждения, оказывающего амбула торно-поликлиническую помощь.

Действительно, согласно ст.30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, а также выбор лечебно-профилактического учреждения. Однако фактически реализовать данную норму в Калининградской области не представляется возможным.

Необходимо принятие законодательных и организационных мер с целью возможности реализации пациентами права на выбор врача и медицинского учреждения.

Министерством здравоохранения Калинин градской области далеко не всегда положительно решаются вопросы, связанные с необходимостью дорогостоящего лече ния жителей региона, в том числе детей, за пределами Кали нинградской области. На дорогостоящее лечение и медицин ские операции больных детей, в том числе за рубежом, деньги собираются, как правило, добродетельными гражданами, с помощью средств массовой информации. Бесплатной медицинская помощь, как детям, так и взрослым, оказывается не всем нуждающимся в ней, а только в рамках утвержденной Программы государственных гарантий, т.е. только тем, на кого хватило средств в рамках Программы. Представляется необходимым министерству здравоохранения Калининградской области провести мониторинг опубликованных в СМИ (в т.ч. на сайтах благотворительных фондов) призывов об оказании медицинской помощи смертельно больным детям, выяснив причины, по которым для них оказалась недоступна бесплатная помощь в рамках Программы государственных гарантий.

Серьезные нарекания вызывает качество системы здра во ох ранения в Калининградской области у инвалидов. Прак ти че ски все инвалиды на личном приеме у Уполномоченного по пра вам человека в Калининградской области и сотрудников ап па рата Уполномоченного жаловались на то, что далеко не все ми необходимыми медицинскими услугами они могут вос поль зоваться бесплатно, что приходится выстаивать в длинных уто мительных очередях. Уровень квалификации медицинского пер сонала, качество медицинских услуг оставляют желать луч ше го. Граждане месяцами не могут попасть на прием к спе циа листам. В поликлиниках, как правило, невозможно записаться на прием по телефону. Это крайне неудобно, особенно для ин ва лидов. При наличии финансовой возможности граждане ча ще стали обращаться за медицинской помощью в платные кли ни ки, чем демонстрируют свое отношение к бесплатной меди цине.

В помещениях учреждений системы здравоохранения, как правило, отсутствуют лифты, пандусы.

Не решена проблема доступности лекарственных средств для льготных категорий граждан, которая особенно актуальна для инвалидов, военнослужащих, заключенных, лиц, стра дающих серьезными заболеваниями, нуждающихся в постоян ном лекарственном обеспечении и т. д. Для получения лекар ственных средств больные должны часто посещать врача для выписки рецептов, что приводит к большим очередям. Многие больные приобретают лекарства самостоятельно, за счет лич ных средств.

Необходимо также создать условия, чтобы работающие пациенты имели возможность посещать врачей в удобное, свободное от работы время, в том числе в вечернее и раннее утреннее.

Основы законодательства Российской Федерации об охра не здоровья в разделе VI определяют права пациентов при об ращении за медицинской помощью и ее получении. Представляется, что ненадлежащее оказание медицинских услуг, неудовлетворительная материальная база некоторых учреждений здравоохранения, невозможность получить меди цинскую помощь в полном объеме приводят к унижению дос тоинства пациента, а иногда и к угрозе его жизни и здоровью.

2010 году с целью повышения эффективности деятельности системы здравоохранения региона при Правительстве Калининградской области создана рабочая группа по вопросам совершенствования системы здравоохранения, в состав которой вошел Уполномоченный по правам человека.

На заседаниях рабочей группы, в частности, рассматривалась проблема транспортировки больных, находящихся в тяжелом состоянии, в том числе находящихся на искусственной вентиляции легких. В настоящее время транспортировка таких пациентов крайне затруднена. Она осуществляется самолетами гражданской авиации в общем пассажирском салоне. Больной размещается на 2-3 разложенных креслах, подключение аппаратуры искусственной вентиляции легких практически невозможно. Оказание реанимационного пособия в условиях присутствия пассажиров авиарейса также затруднено. Перевозка больных наземным транспортом невозможна из-за сложности пересечения границ, необходимости оформления соответствующих документов. Эта проблема важна, в том числе при оказании медицинской помощи детям периода новорожденности и раннего возраста с врожденными пороками сердца, которые требуют экстренного оперативного лечения.

Для решения проблемы необходимо приобретение санитарного самолета и его оснащение необходимым медицинским оборудованием.

Необходимо также совершенствование службы скорой помощи. Неэффективная организация службы скорой помощи не позволяет своевременно и качество оказывать экстренную медицинскую помощь. С целью решения данной проблемы создается единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области инициировано рассмотрение на рабочей группе проблемы нарушения прав пациента на качественное медицинское обслуживание вследствие не достаточного использования в системе здравоохранения Калининградской области совре менных информационных технологий.

Отсутствие необходимой и достаточной информации о правах пациентов на получение медицинской помощи, о защите своих прав и законных интересов является нарушением Конституции Российской Федерации, «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ГК Российской Федерации.

Немногие медицинские учреждения Калининградской области имеют собственные интернет-сайты. Как правило, только частные клиники, такие как «Медэксперт», «Центродент», оборудованы информаци онными терминалами, имеют собственные сайты в Интернете. Несмотря на трудности, областная психиатрическая больница № 2 в пос. Прибрежном нашла возможность создать информа ционный сайт для специалистов психиатрии и населения по обмену медицинским опытом и концепциями лечения в облас ти психиатрии.

В настоящее время создан сайт министерства здравоохранения, но вследствие отсутствия в Интернете достаточной информации о медицин ских учреждениях, специалистах, работающих в данных уч реждениях, комплексе оказываемых услуг, времени и порядке приема пациентов и записи на прием к врачам, граждане вы нуждены узнавать данную информацию по телефону, вследст вие чего телефоны регистратур медицинских учреждений все гда перегружены, особенно в период эпидемий. Пациенты и их родственники не могут дозвониться, чтобы вызвать врача на дом либо получить интересующую их информацию.

Медицинские учреждения Калининградской области, как правило, не ведут в электронном виде истории болезни пациентов. Медицинским работникам приходится много времени тратить на записи на бумажных носителях, поиски необходимой информации, а также розыск самих карточек, вследствие чего образуются очереди на прием к специалистам в медицинских учреждениях, теряется время, необходимое на лечение пациента, а также информация, необходимая для качественного лечения.

Представляется целесообразным создание и внедрение компьютерных систем со специальным программным обеспечением, позволяющим организовать электронный документооборот внутри медицинских учреждений с возможностью обмена электронной информацией (истории болезни, результаты диагностических исследований и пр.) с другими учреждениями как внутри страны, так и с другими странами посредством сети Интернет; повышение квалификации работников системы здравоохранения по вопросам информационных технологий.

Оказание качественных медицинских услуг населению области невозможно без соблюдения социальных и трудовых прав медицинских работников.

Статьей 37 (п. 3) Конституции предусмотрено, что в России «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены», а также на вознаграждение за труд в размере и порядке, установленных федеральным законом.

О том, что охрана здоровья в нашей стране является одним из главных и в современных условиях актуальнейшим направлением социальной политики, свидетельствует разработка приоритетного национального проекта «Здоровье», который начал реализовываться с 1 января 2006 г. В целях обеспечения выполнения целей указанного национального проекта, направленных на укрепление здоровья населения страны, федеральными нормативными правовыми актами предусмотрено практическое решение ряда стратегических задач, в том числе повышение мотивации и качества медицинских услуг путем повышения оплаты труда медицинских работников к привязке выполнения ими своей профессиональной деятельности к конечным результатам труда. В процессе реализации этого положения в рамках национального проекта «Здоровье» государством были выделены дополнительные средства, в результате чего были обеспечены дополнительные денежные выплаты участковым врачам — терапевтам, педиатрам, врачам общей (семейной) практики; участковым медицинским сестрам, а также медицинскому персоналу скорой медицинской помощи.

Однако, несмотря на принимаемые меры, заработная плата медицинских работников остается крайне низкой. Для того чтобы иметь возможность достойно жить, медики вынуждены совмещать несколько должностей, работать в ночные смены, по совместительству. В результате рабочий день медицинского работника, как правило, не ограничивается предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации 8 часами, а рабочая неделя намного превышает предельно допустимую 41-часовую. Медицинские работники в силу отсутствия времени не имеют возможности принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации.

Вследствие вынужденных перегрузок медицинские работники зачастую не в состоянии оказывать населению качественную медицинскую помощь.

Представляется необходимым рассмотреть вопрос о приведении уровня оплаты труда медицинских работников в соответствие с уровнем их квалификации и социальной значимости их труда для населения. Кроме того труд медицинских работников зачастую бывает небезопасным для их жизни и здоровья.

На рассмотрении Уполномоченного по правам человека в Калининградской области находится обращение врача, которая при выполнении своих служебных обязанностей приобрела тяжелее хроническое заболевание — туберкулез легкого, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Законодательство Российской Федерации обязывает муниципальные органы предоставить ей внеочередное жилья. Однако заявительница проживает в общежитии, представляя угрозу для здоровья соседей. Ее несовершеннолетний сын уже заразился от нее туберкулезом. Тем не мене перспектив получения в ближайшие годы отдельного жилья у нее нет, так как по сообщению администрации городского округа «Город Калининград» в льготном списке впереди нее значатся около 400 граждан, имеющих заболевания, представляющие опасность для окружающих, соответственно, аналогичную льготу.

Получается, что органы власти, не принимая должных мер к обеспечению таких граждан отдельным жильем, способствуют распространению заболевания туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями.

По данным на 2009 год показатель заболеваемости туберкулезом в регионе на 35% выше, чем средний по России. В прошлом году был зафиксирован 941 новый случай заражения этой инфекцией. Как известно, лечение больного туберкулезом обходится государству в 700-800 тыс. рублей в год. При этом затраты на лечение туберкулеза с лекарственной устойчивостью достигают 1,6-1,7 млн.

Представляется необходимым принятие федеральными и региональными органами власти действенных мер по обеспечению жильем как граждан, представляющих опасность для общества, так и медицинских работников. Возможно также создание Страхового фонда, из которого компенсировался бы вред, причиненный пациентам непрофессиональными действиями медицинских работников.

Рекомендую также в целях совершенствования медицинского обслуживания в Калининградской области:

· Создать в органах государственной власти и управления, медицинских учреждениях комиссии по вопросам этики в об ласти охраны здоровья.

· Создать при Министерстве здравоохранения Калинин градской области общественный совет.

· Разработать и принять Закон Калининградской области «Об охране здоровья граждан».

· Повысить контроль за обеспеченностью индивидуаль ных программ реабилитации инвалидов.

· Принять меры к искоренению очередей к специалистам.

· Провести в 2010 году мониторинг состояния медицин ских учреждений, их материальной и технической базы, уком плектованности оборудованием, обеспеченности лекарствами, необходимыми изделиями и средствами обеспечения жизне деятельности учреждений и опубликовать его результаты.

· Добиваться обеспечения населения области лекарствами по доступным ценам и обеспечения лекарствами льготных ка тегорий в полном объеме.

· В целях полного и объективного информирования граж дан о состоянии дел в области охраны здоровья и поддержа ния их систематического публичного диалога с органами го сударственной власти создать сайты учреждений системы Министерства здравоохра нения Калининградской области.

Уполномоченный по правам человека

в Калининградской области

Вершинина И.Ф.

[1] Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.

Последние новости на сайте:
25.04.2024
«Подробности» (24.04.24) Заксобрание, 30 лет законодательному органу 24.04.2024 Тридцать лет назад, в далеком 1994 году, страшно подумать, но это прошлый… ( читать полностью › )
Постановлением  Правительства Калининградской области от 13.03.2024 N 100-п «О дополнительной разовой мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде субсидий… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 04.03.2024 N 89н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам,… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 29.02.2024 N 80н «Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной… ( читать полностью › )
В Калининградской области приняты поправки в Социальный кодекс, направленные на усиление мер социальной поддержки многодетных семей и семей с детьми-инвалидами… ( читать полностью › )