Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
О проблемах реализации права на свободу передвижения в Калининградской области
15.04.2010 | Без рубрики

Калининградская область является самым западным ре гионом Российской Федерации, отделенным от остальной тер ритории страны иностранными государствами и международ ными территориальными морскими водами.

Специфическое географическое положение области спо собствует возникновению комплекса проблем как для самих жителей региона, так и для пребывающих (проживающих) на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства.

Одна из таких проблем — возможность реализации права на свободу передвижения; вызвана она в первую очередь не обходимостью обеспечения граждан заграничными паспорта ми — необходимыми для транзита документами.

Данная проблема появилась после вхождения Литвы и Польши в Шенгенскую зону в январе 2005 года, когда в соот ветствии с Соглашением Российской Федерации и Литовской Республики о применении упрощенных транзитных докумен тов для наземного транзита поездка на любом виде транспорта стала возможной только при наличии заграничного паспорта. Жителям региона пришлось в массовом порядке оформлять та кие паспорта. Вышеуказанное соглашение прекратило дей ст вие двухсторонних межправительственных соглашений о вза имных поездках граждан России, Литвы и Польши. До 1 июля 2007 года жители Калининградской области могли полу чать бес­платные годовые визы для посещения Литвы и Польши. После 1 июля 2007 года жители региона потеряли привычные пре ференции — бесплатные многократные годо вые визы. Те перь они вправе получить не многократную, а только од но кратную визу стоимостью 35 евро при представ лении пригла ше ния или другого предусмотренного правилами документа.

Введение консульского сбора за оформление виз, необхо димость предоставления приглашений и других дополнитель ных документов привело к сокращению приграничного со трудничества, контактов между людьми. Действующие прави ла затруднили реализацию экономических, социальных, куль турных прав жителей Калининградской области и жителей со седних стран.

Необходимость уплаты консульского сбора значительно ограничила возможность посещения жителями Калининград ской области Украины и в Беларуси, ставит их в неравные ус ловия с россиянами, проживающими в других субъектах Рос сийской Федерации, так как тем не приходится для поездки в Украину и Беларусь оформлять шенгенскую визу и оплачи вать консульский сбор в размере 35 евро.

Соглашение содержит ряд визовых упрощений: упрости лись требования к документам, подтверждающим цель поезд ки, отдельным категориям граждан оформляются многократ ные визы сроком на 5 лет, но перечень таких категорий крайне ограничен и правила не распространяются на лиц, совершаю щих неофициальные поездки.

Процесс реализация упомянутого Соглашения спровоци ровал поток массовых обращений граждан за загранпаспорта ми. При переходе на биометрические паспорта увеличилось время оформления документа, что в ряде случаев играет ре шающую роль — при необходимости экстренного выезда за пределы региона.

Развитие туризма в Калининградской области — важный элемент экономической составляющей региона. В последнее время область становится популярным направлением для ту ристов из российских регионов, в основном из Москвы и Мос ковской области, Санкт-Петербурга, регионов Северо-Запада. Но из-за необходимости оформления заграничных паспортов и виз, на что приходится тратить немало времени и финансовые средства, значительно сократился туристический поток в Ка­лининградскую область из России и приграничных стран. Не решен также вопрос доступности билетов на самолет до Кали нинграда. В 2009 году вследствие банкротства авиакомпании «КД Авиа» регион лишился одного из авиаперевозчиков, осу ществлявшего рейсы из Калининграда в города Российской Федерации и других стран. Все перечисленные выше трудно сти, которые встают на пути желающих посетить Калинин градскую область, заставляют россиян делать выбор не в пользу нашего региона.

Для привлечения внимания к данной проблеме компетент ных структур по приглашению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в 2008 году Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммерберг принял участие в круглом столе по проблемам реализации жителями региона права на свободу передвижения. По результатам про ведения мероприятия было принято обращение участников круглого стола к органам государственной власти Российской Федерации и Калининградской области, Совету Европы, Евро союзу по вопросу реализации мер, направленных на упроще ние визового и транзитного режимов для жителей Калинин градской области.

Текст обращения был направлен в структуры Европейско го союза, Совета Европы, ООН, Председателю Европейской комиссии, европейскому омбудсмену, президентам европей ских государств, председателям парламентов, в консульские учреждения, омбудсменам европейских государств, Президен ту РФ, Председателю Правительства РФ, в Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, МИД РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, депутатам Калининградской област ной Думы, в общественные организации. В адрес Уполномо ченного из секретариата Совета Европейского союза поступил ответ за подписью представителя по правам человека Гене рального секретаря Совета Европейского союза, в котором он выразил мнение Европейского союза о необходимости рас смотрения наиболее оптимальных путей решения вопросов визового и транзитного режимов для жителей региона. Обра ще ние Уполномоченного было поддержано и европейским ом будсменом.

Однако до настоящего времени ни одна из вышеперечис ленных проблем жителей Калининградской области, связан ных с географическим положением региона, не была решена.

Необходимо решать визовый вопрос в комплексе взаимо выгодных предложений, в том числе в сфере туризма РФ и ЕС. Со стороны России целесообразно рассмотреть возможность упрощения оформления виз для иностранных граждан, посе щающих Калининградскую область, а также открытие допол нительного пункта по оформлению краткосрочных виз. Необ ходимо добиваться договоренностей о выдаче Литовской Рес публикой и Республикой Польша национальных виз для граж дан РФ, проживающих в Калининградской области, на льгот ных условиях — без предъявления приглашения, сроком на 1 год и более, что не противоречит Шенгенским соглашениям.

Калининградская область, островок России в центре Евро пы, могла бы выступить в качестве пилотного региона по вве де нию безвизового режима взаимных поездок граждан РФ и ЕС.

Неоднократно Уполномоченный по правам человека в Ка лининградской области в своих ежегодных докладах и обра щениях в органы государственной власти Российской Федера ции рекомендовала внести поправки в законодательство Рос сийской Федерации о необходимости продления срока дейст вия заграничных паспортов. Федеральным законом от 21.12.2009 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Феде ральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”» внесены изменения, в со ответствии с которыми для россиян с 1 марта 2010 года вво дятся биометрические паспорта сроком на 10 лет, позволяю щие значительно снизить необходимость обращения граждан в подразделения ФМС России. Для жителей Калининградской области по-прежнему получение загранпаспорта остается бес платным.

В связи с расширением Европейского союза возникла уг роза транспортной изоляции Калининградской области.

С середины 2008 года обострились проблемы, связанные с перевозкой российских товаров в Калининградскую область и обратно по литовскому направлению. Сложилась тенденция резкого снижения грузопотока на калининградском направле нии, что связано с неконкурентоспособностью железнодорож ных транзитных тарифных ставок по территории Литвы при перевозке грузов калининградского направления в сравнении с портами стран Балтии. С 1 апреля 2009 года Литва в очеред ной раз повысила тарифы на транзит грузов в сторону кали нинградских портов и терминалов, фактически вводя запрети тельные железнодорожные тарифы на калининградском на правлении. Как следствие — уменьшение объемов грузов, пе ревозимых Калининградской железной дорогой и перерабаты ваемых портовым комплексом области.

В целях отстаивания экономических интересов региона, свя занных с увеличением объемов перевозок грузов в порт Ка ли нинград, в марте 2009 года Правительством Калинин град ской области было направлено обращение в адрес Мини стра транс порта Российской Федерации с просьбой рассмот реть воз можность понижения в 2009 году тарифов при осуще ст вле нии международных транзитных железнодорожных пе ре во зок в направлении Калининградской области с одновре мен ным ус та новлением по РЖД повышающих коэффициентов на пе ре воз ку грузов в направлении портов Литовской Респуб лики.

До настоящего времени остается нерешенным вопрос о транзите живых животных в (из) Калининградскую область. После 1 мая 2004 года Литовской Республикой был введен зап рет на транзитную перевозку в(из) Калининградскую область живых животных, мотивированный необорудованностью дей ствующих ветеринарных пунктов на границе с областью для проведения соответствующего вида контроля. Данное обстоя тельство привело к тому, что ввоз животных из Калининград ской области на территорию других субъектов Российской Федерации может осуществляться только транзитом через Польшу (погранпереход Багратионовск — Безледы) либо па ромом через Санкт-Петербург. После того как данная пробле ма получила определенный резонанс, Литва в виде исключе ния разрешила транзитный провоз через свою территорию мелких домашних животных в сопровождении их владельцев и спортивных животных по специальным разрешениям. На провоз других категорий (например, скота) продолжает дейст­вовать категоричный запрет. Ограничения на транзит живот ных Комиссия ЕС (КЕС) объясняет с позиции собственного коммерческого интереса, приводя в качестве аргумента эко номическую нецелесообразность осуществления ветеринарно го контроля животных из-за незначительного количества гру зов данного вида. Такой подход к проблеме транзита живот ных может привести к тому, что в будущем КЕС перестанет считаться с интересами России при решении и других вопро сов, имеющих прямое отношение к функционированию эко номики области.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области в 2009 году рассмотрено обращение гражданки Л., которая жаловалась на нарушение прав потребителя услуг пе ревозки автотранспортным предприятием «Кёнигавто». Л. не разрешили проехать с собакой из Калининграда в Латвию.

В ходе рассмотрения обращения было установлено, что федеральным законодательством РФ Порядок (правила) меж дународных перевозок животных (собак) автотранспортом не определен и разрабатывается каждым перевозчиком самостоя тель но. Подобные Правила установлены и в ООО ПКФ «КАВТОК», которые утверждены распоряжением генерально го директора от 20.03.2003 года.

Согласно данным Правилам, автобусами, выполняющими регулярные международные пе ре возки пассажиров в страны Балтии, запрещено перевозить жи вотных. По информации генерального директора ООО ПКФ «КАВТОК» причиной данного распоряжения послужи ли не однократные жалобы пассажиров на присутствие живот ных в салонах автобусов. Конструкция автобусов туристического класса не предусматривает специализированных отсеков для перевозки животных. По обращению Л. руководством пред приятия был сделан запрос о разрешении на перевозку собаки автобусом Латвии, но также был получен отказ. В настоящее время есть только два способа перевезти домашних животных в Латвию — автомобиль и самолет.

Проблемой является также несогласованность действий на государственной границе таможенных, пограничных, фитоса нитарных и иных служб, что, в частности, создает благоприят ные условия для развития коррупции.

Таким образом, одним из приоритетных направлений го сударственной политики в отношении Калининградской об ласти должно стать решение транспортных проблем в целях обеспечения возможности устойчивого сообщения области с другими регионами России, выхода российских производите лей на важнейшие мировые транспортные пути, уменьшения валютной составляющей их транспортных расходов.

Для этого необходимо:

— обеспечить величину суммарного железнодорожного тарифа за провоз грузов из России в Калининград и обратно не выше аналогичного тарифа по территории России;

— решить вопрос компенсации дополнительных расходов, связанных с транзитом грузов и пассажиров в (из) Калинин градскую область через территории иностранных государств;

— осуществить строительство автодорог, которые будут являться составной частью европейских транспортных кори доров;

— снизить стоимость авиа-, железнодорожных и паромных перевозок по маршрутам: Калининград — Москва — Кали нинград; Калининград — Санкт-Петербург — Калининград.

— осуществить модернизацию железнодорожной инфра структуры;

— организовать безостановочный пассажирский транзит через Литву скоростными поездами;

— упростить и усовершенствовать процедуру прохожде ния пограничного, таможенного, фитосанитарного и ветери нарного контроля для грузов, следующих транзитом через Ли­товскую Республику;

— обеспечить транзит животных через территорию Литов ской Республики.

Необходима также комплексная работа на федеральном уровне по экспертизе соответствия международного, россий ского и европейского законодательства в области прав челове ка в связи с расширением Европейского союза. Уполномочен ный по правам человека в Калининградской области неодно кратно поднимала вопрос о проблемах мониторинга правового пространства в связи с вступлением стран-соседей в Европей ский союз. Необходимость такого мониторинга вызвана про тиворечиями между нормами российского законодательства и международными нормами, что приводит к нарушению прав и свобод граждан.

Особое географическое положение Калининградской об ласти и связанные с этим проблемы соблюдения прав человека должны быть объектом как международной, так и внутренней политики Российской Федерации. Такая политика должна со держать комплекс мер, в том числе и законодательного харак тера, предусматривающих дополнительные гарантии для жи телей региона и направленных на сохранение целостного ад министративного, правового, культурного и социально-эконо мического пространства России.

В настоящее время рассматривается возможность заклю чения Соглашений между Российской Федерацией и Литов ской Республикой, Республикой Польша, в которых преду сматривается вариант безвизового режима передвижения для жителей приграничных территорий в 30-километровой при граничной зоне. Это не даст никаких новых возможностей для людей, но может стимулировать полулегальный челночный бизнес, привести к негативным последствиям, так как ситуа ция с пересечением границ только ухудшится из-за еще боль ших очередей на пунктах перехода. Кроме того, ни на одной из территорий стран Соглашений не установлены опознава тельные знаки, позволяющие гражданам определить, не нару шают ли они 30-километровую зону, в то же время за пересе чение 30-километровой зоны предусматриваются серьезные санкции, вплоть до запрета посещения стран Шенгенского со глашения. Помимо всего прочего, гражданам, желающим вос пользоваться такого рода безвизовым режимом, придется за платить за это 25 евро.

Калининградская область — одна из немногих в России, напрямую граничащих со странами ЕС и Шенгенского дого вора.

Представляется полезным рассмотреть опыт оформления многократных годовых шенгенских виз в облегченном поряд ке для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области для посещения соседней Финляндии и, соответственно, других стран Шенгенского соглашения, что способствует взаимовы годному сотрудничеству. Численность населения Ленинград ской области и Санкт-Петербурга составляет более 6 млн че ловек. Население Калининградской области — около 1 млн человек, для которых реализация права на свободу передви жения и связанных с ним иных социально-экономических прав жизненно необходима, особенно в ситуации экономического кризиса. Тем не менее для жителей Калининградской области вопрос оформления многократных годовых шенгенских виз в облегченном порядке не решается на протяжении многих лет. Население Калининградской области воспринимает такую си туацию как дискриминацию по признаку места проживания.

В июне 2009 года Уполномоченный по пра вам человека и председатель Общественной палаты Калинин градской области приняли участие в заседании Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека под председательством Э. А. Памфиловой, где был представлен доклад о соблюдении прав человека, связанных с реализацией права на свободу передвижения, в Калининградской области.

В связи с финансово-экономическим кризисом значитель но обострились проблемы реализации жителями региона со циальных, культурных, семейных и иных прав, вытекающие из невозможности в полной мере реализовать право на свобо ду передвижения, в связи с чем данный вопрос требует перво степенного рассмотрения на федеральном уровне.

Участники заседания Совета с пониманием отнеслись к проблемам реализации прав человека жителями Калининград ской области, поддержали необходимость обращения по дан ному вопросу к Президенту Российской Федерации Д. А. Мед ве деву.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области предложено также провести общественный форум по проблемам реализации жителями региона прав человека, свя занных с географическим положением региона.

С соответствующим обращением, а также с просьбой со действия в решении проблем, связанных с реализацией права на свободу передвижения в Калининградской области, Упол номоченный по правам человека обратилась также к Предсе дателю Правительства Российской Федерации и Уполномо ченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области в 2010 году совместно с общественными организациями, членами Общественной палаты региона про­водится мониторинг соблюдения права на свободу передвижения жителями Калининградской области и ее гостями.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области

Последние новости на сайте:
25.10.2021
Встреча Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с председателем Калининградской областной Думы   Сегодня, 25.10.2021 года, Уполномоченный по правам… ( читать полностью › )
05.10.2021
Уважаемые граждане! Действия Временного порядка признания лица инвалидом и Временного порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных… ( читать полностью › )
01.10.2021
28 и 29 сентября 2021 г. в г. Калининграде был проведен  обучающий семинар для членов общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по… ( читать полностью › )
Вопросы – ответы наиболее часто поступающие в Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Октябрь  2021 года Вопрос 1: Если… ( читать полностью › )
30.09.2021
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич  Никитин совместно с руководителем НОЦ по правам человека МГЮА имени О.Е.… ( читать полностью › )