Приложение №1
Уполномоченного по правам человека
«О проблемах гражданско-правового
образования в Калининградской области»
2004 год
Из школьных учебников, пособий…
В пособии «Права ребёнка» , рекомендованном к применению в младших классах КОИПК и ПРО, автор предлагает ученику начальной школы ответить на следующий вопрос: «Делаете ли вы хоть что-нибудь, чтобы у ваших родителей не возникало желания обменять вас на ребенка получше?». Подобный вопрос может травмировать ребенка. Кроме того, такая ситуация входит в противоречие с принципами защиты прав ребенка, предусмотренными международным и федеральным законодательством.
В разделе о необходимости социальной защиты многодетных семей предлагается такой вопрос: «Представьте себе, что Гуси-Лебеди узнали адрес тридцати трех братьев – богатырей. Как могли бы развиваться события?» . На такой вопрос не смог ответить ни один взрослый. Вряд ли малолетний ребёнок сможет понять – какого ответа от него ждут?!
На последней странице учебника изображены 20 знаков, отражающих основные статьи Декларации прав ребёнка. Почему-то на всех знаках, символизирующих семью (в 4-х случаях), на картинках изображены мама и ребенок (дети), и лишь на одном из знаков появился папа (без мамы) с ребенком на шее. «Что бы это значило?» – спрашивают дети.
В образовательных учреждениях г. Калининграда и области применяются также учебники «Обществознание» под редакцией А.И. Кравченко, в которых также встречаются сомнительные утверждения и юридические неточности. Как и в других, применяемых нашими педагогами учебниках, речь в нем по большей части идет о политологии, философии, социологии. На изучение правовых вопросов отводится примерно 4 – 6 (до 10) учебных часов. В соответствии с программой преподавателю нужно ознакомить школьников со сложной юридической терминологией, с основными отраслями права, с правами ребенка, с системой прав человека, включая комплекс нормативно-правовых актов, его регламентирующих, с правами потребителя, что не представляется возможным за такой короткий промежуток времени. Самостоятельно же ученик не может справиться с таким сложным материалом, прочитав его дома.
Право на жизнь преподносится авторами с точки зрения права распоряжения собственной жизнью: «Кто-то выбирает работу с повышенной опасностью для жизни: каскадеры, космонавты, испытатели. Некоторые проводят на себе опыты: апробируют лекарства, сыворотки. Законом не карается самоубийство…» . По сути, право на жизнь рассматривается автором с точки зрения права на смерть. Такое рассмотрение наиболее важного, основного в классификации прав человека права недопустимо и опасно, учитывая склонность некоторых в данном возрасте подростков к суицидам.
В разделе о трудовых правах граждан автор утверждает: «Знайте: каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет». Хотя в соответствии со ст. 63 ТК РФ «заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет». И лишь «в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет». С 14 лет допускается прием на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда с определенными условиями приема на работу.
Среди оснований для увольнения автор упоминает «болезнь более 4 месяцев», хотя новый ТК РФ такого основания для увольнения не предусматривает.
Дети также вводятся в заблуждение утверждением о праве на бесплатное среднее (полное) образование . Статья 43 Конституции РФ гарантирует бесплатность лишь «дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях…». Речь не идет о бесплатном полном среднем образовании.
В параграфе о социальных правах указывается, что «на всех детей должны ежемесячно выплачиваться пособия», хотя даже дети знают, что «детские» пособия выплачиваются по адресной системе, а далеко не на всех детей.
В параграфе об административной ответственности несовершеннолетних автор справедливо сообщает, что за правонарушения несовершеннолетние могут быть направлены в спецшколу или спецпрофучилище. Но далее ограничивается утверждением о том, что «предусмотрены и более суровые меры воздействия». Какие именно – об этом автор умалчивает, хотя дети обязательно зададут этот вопрос учителю.
Путаница имеет место и в разделе об уголовной ответственности. Сначала утверждается, что «она наступает только с 16 лет». Затем без всяких разъяснений перечисляются преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Представляется, что такого рода ошибки, неточности, двусмысленные высказывания в учебниках для школьников недопустимы, так как рассчитаны на детей и подростков, у которых может быть сформировано недоверие к высказываниям взрослых, а также к законодательству Российской Федерации.
В учебниках для 8-9 класса и в учебнике для 10 класса дается теоретическое понятие гражданства, не подкрепленное нормами законодательства РФ, причем суть данного понятия сводится лишь к возможности реализации политических прав. Дается экскурс во времена античной Греции, Древнего Рима, во времена до н.э. , подробным образом описывается процедура принятия и лишения гражданства США, особенности правового статуса граждан Америки . И всего пара абзацев в учебниках посвящены гражданству РФ . Причем отмечается, что « Закон о гражданстве в России принят в 1991 году», будто до этого мы жили без Закона о гражданстве.
В ряде случаев несоответствие текста учебника действующим нормативным актам происходит в связи с частыми изменениями в законодательстве. Но маловероятно, что преподаватели обществоведческих дисциплин в состоянии самостоятельно отслеживать такого рода изменения. Для этого для них необходимо организовывать регулярные семинары по изучению нового законодательства, рассылки с информацией об обновлении, разъяснением законодательства. Преподаватели других дисциплин, а также работники управленческих образовательных структур вообще лишены возможности получать и пополнять знания по правовым вопросам, хотя для них такие знания также необходимы.
Довольно увлекательным по своей структуре и содержанию, дающим больший объем знаний и умений в области гражданско-правового образования в сравнении с другими применяемыми в регионе учебными пособиями, является учебное пособие под редакцией Соколова Я.В. «Граждановедение» . (курс рассчитан на учеников 5-10 классов общеобразовательных школ). Пособие включает в себя как учебные тексты, так и методические материалы для учителя: вопросы, задания, элементы хрестоматии, тесты, словарь и другие дидактические материалы. Но и в нём допускаются некорректные, особенно с точки зрения гендерного аспекта, высказывания, предлагаются сомнительные с педагогической, логической и психологической точки зрения задания.
К примеру, в учебном пособии для 9 класса в теме по семейному праву имеется фраза: «Например, мужчина-отец и женщина-мать решили разорвать отношения. Но ведь отец ребенка должен помогать бывшей семье материально…», «… если папа окажется мерзавцем и наймет хорошего адвоката, то придется маме искать вторую работу…» . Таким образом, навязывается стереотип поведения, когда при распаде семьи ребенок неизбежно должен остаться с матерью, а отец – платить алименты. Можно расценивать такое умозаключение как дискриминацию мужчин. В тесте «Раздел имущества» ученикам предлагается по собственному убеждению поделить совместное имущество разводящихся супругов. В зависимости от результатов дележа на них автором учебника навешиваются ярлыки: если «муж» поделил все приблизительно поровну: «…Вы расписались в том, что к жене относились потребительски. Скорее всего, Вы проявили благородство и, разменяв квартиру, оставили себе 1-комнатную. Ей же досталась 2-комнатная. Зато судьба «Мерседеса» и гаража решена однозначно – кто мужчина!? И даже если дачу Вы оставили за ней, извините – Вы не мужчина». Если аналогично поступила «жена»: «… считайте, что 10 лет назад Ваш муж …основательно ошибся, остановив свой выбор на Вас… Детей у Вас не было. К тому же высшее образование Вы, скорее всего, получали, находясь на его иждивении. Скорее всего, Вы жили только для себя, направляя все затраты физических и умственных сил Вашего мужа на удовлетворении Ваших материальных потребностей. Да еще, видимо, успевали ему изменять: он-то на работе выкладывается, а у Вас времени – море. Скучно ведь!». Непонятно – каким знаниям и умениям в области семейного права подводятся итоги таким тестом, но, вероятно, многие выполнившие задание ученики получат по итогу долю оскорблений и обид.
В параграфе «Женщина в обществе и семье» дается стереотипное представление о феминистском движении: «Феминистки считают, что женщина абсолютно ничем не отличается от мужчины и может успешно заменить его во многих сферах социальной жизни. Прежде всего, женщина должна иметь возможность делать карьеру наравне с мужчиной. И только тогда, когда она добьется полной экономической самостоятельности, тогда пусть думает о семье или обходится без нее. В случае создания семьи именно женщина может выполнять роль основного кормильца, даже если муж преуспевает. Женщина может уйти вперед в своей карьере, а мужчина обязан взять на себя бремя домашних забот. И если сможет – пусть потом «догоняет» женщину. То есть эта группа … стремится дать женщинам большие права как компенсацию за угнетенное положение, в котором находились женщины на протяжении всей истории человечества…». Такая характеристика феминистского движения воспитывает в детях отрицательное отношение к представительницам общественных организаций, целью которых является установление гендерного паритета между мужчинами и женщинами. В то же время из наиболее активных общественных организаций региона многие являются женскими, решают важные социальные и просветительские задачи, при этом не противопоставляют себя мужчинам, а считают их равноправными партнерами, как и большинство феминисток Российской Федерации, представительниц этого движения во всем мире.
В тесте для юношей «Идеальный муж» среди вопросов фигурируют: «Считаете ли Вы, что именно Вы должны быть первым сексуальным партнером Вашей будущей жены» или «Можете ли Вы сесть за стол, не вымыв руки с мылом» и др. В учебнике предлагается тест с использованием таких фраз и выражений как «крутой» мужчина», «возможно, что «балдёж» для Вас – пока основное в жизни» . Используя при изучении правовых вопросов молодежный сленг, применяя развлекательные, ни к чему не обязывающие игры, автор, вероятно, пытался привлечь внимание детей к изучению права. Такого рода методы воспитывают в детях облегченное понимание сложнейших юридических проблем, не способствуют уважению к закону. В то же время, преподавание курса «Граждановедение» по данному учебному пособию преподносится педагогами как углубленное изучение дисциплины.
Хочется верить, что принятый в апреле 2005 года Приказ Министерства образования «Об экспертизе учебников» , которым устанавливается порядок проведения экспертизы учебников с целью оценки соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, позволит повысить качество учебников.
Видимо, к работе по экспертизе учебников должны подключиться и работники сферы образования, и советы родителей и учащихся, и представители бизнес-сообщества, внимательно изучить имеющиеся учебники, изложить компетентным органам свое мнение о необходимости их совершенствования с учетом потребностей государственной политики, экономики.
В рамках Всероссийского единого дня оказания бесплатной юридической помощи, организованного совместно с Ассоциацией юристов России, 20.11.2024 года за консультацией в аппарат Уполномоченного обратилось 17 граждан.
13 человек было принято на личном приеме, 4 человека проконсультированы по телефону.
19 ноября 2024 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин и Уполномоченный по правам ребенка в регионе Ирина Миколовна Ткаченко побеседовали с подростком, содержащимся в следственном изоляторе при ИК-4.
Консультацию осуществили с помощью видеоконференцсвязи при поддержке сотрудников УФСИН России по Калининградской области и следственного изолятора при ИК-4.
В своей работе Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич особое внимание уделяет вопросам, связанным с правовой защитой и поддержкой семей с детьми.
В 2023 году Уполномоченным рассмотрено 744 обращения в защиту прав детей — 29% от общего количества обращений.
Сегодня в аппарате Уполномоченного ведется прием граждан по вопросам защиты прав семьи и детей в рамках Всероссийского единого дня оказания бесплатной юридической помощи, который организован совместно с Ассоциацией юристов России.
В мероприятии под председательством министра юстиции Константин Анатольевича Чуйченко приняли участие Уполномоченный по правам человека Татьяна Николаевна Москалькова, заместитель председателя Государственной Думы Борис Александрович Чернышев, заместитель министра обороны Анна Евгеньевна Цивилёва, представители регионов.
От аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в мероприятии, организованном в региональном Управлении Минюста России в формате ВКС, приняла участие ведущий консультант Банева Екатерина Евгеньевна.
31 октября и 14 ноября 2024 года серия мероприятий в рамках Единого урока прав человека была организована для студентов Западного филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Западного филиала РАНХиГС) ведущим консультантом Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Лариной Светланой Юрьевной. В формате видео-конференции ею были представлены студентам лекции по правам человека, правам ребенка.