Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области на заседании Круглого стола по проблемам реформирования ЖКХ
15.02.2011 | Без рубрики

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость соблюдения права на жилище человека закреплена и ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В ст. 40 Конституции Российской Федерации также закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, за исключением случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Тем не менее, жилищная проблема по-прежнему остается основной социальной проблемой населения Российской Федерации, включая Калининградскую область.

По состоянию на 1 января 2010 года в муниципальных образованиях Калининградской области состояло на учете на улучшение жилищных условий 3064 семей граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения, из них 82 % составляют граждане, уволенные с военной службы. В 2010 году выдано всего 135 жилищных сертификатов на сумму 220,0 млн. рублей, реализовано 114 сертификатов на сумму 177,3 млн.рублей, что составляет 85 % от выданных.

В 2010 году практически не реализовывалась программа обеспечения жильем молодых семей.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) осуществляется крайне неэффективно, о чем свидетельствует, в частности, значительный рост количества обращений к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области по жилищным вопросам и проблемам ЖКХ. Традиционно данной тематике была посвящена пятая часть всех обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека: в 2008 году рассмотрено 204 жалобы –20% от общего числа обращений, в 2009 году — 301 жалоба — 20% от общего числа обращений. В 2010 году наибольшее количество жалоб поступило на нарушение жилищных прав, жилищно-коммунальные проблемы: 499 жалоб – 34% от общего количества обращений. Несмотря на рост числа обращений по проблемам в ЖКХ в аппарат Уполномоченного по правам человека их количество все же в полной мере не отражает истинного размера существующих проблем, так как основная масса жалоб поступает в те органы, которые призваны решать вопросы ЖКХ – управляющие компании, муниципальные ораны. Не получив от этих структур должной помощи, граждане жалуются Губернатору Калининградской области, в прокуратуру, Председателю Правительства Российской Федерации, Президенту Российской Федерации. Чаще всего от них люди получают по существу следующий ответ: «по новому Жилищному кодексу это ваши проблемы, решайте их самостоятельно общим собранием собственников жилья». Чаще всего людям предлагают создать ТСЖ или направляют в суд.

На практике далеко не везде можно создать товарищества собственников жилья (ТСЖ), особенно если в многоквартирных жилых домах проживает много пенсионеров, а состояние жилого фонда неудовлетворительное. Практически каждый многоквартирный дом представлен собственниками, обладающими разными уровнями благосостояния. Одни собственники с трудом оплачивают коммунальные услуги, другие могут себе позволить дополнительные затраты на капремонт помещения, застройку и благоустройство придомовой территории. В силу разных финансовых возможностей граждане не могут договориться и принять необходимые решения общим собранием собственников, не могут найти лидера, который мог бы профессионально заниматься вопросами организации и управления.

Таким образом, ТСЖ нельзя назвать эффективной формой управления жилым фондом.

Постоянное направление граждан за решением всех, в том числе самых простых вопросов по жилищно-коммунальным проблемам, в суд, также является крайне неэффективным. В обществе в последние годы принято ругать судебную систему, граждан не устраивают сроки рассмотрения судебных дел и качество принятых решений. Но добиться от судов скорости и качества рассмотрения исковых заявлений невозможно, если они будут перегружены делами, решение которых в компетенции исполнительных органов власти. Суды не могут и не должны подменять функции государственных и муниципальных органов, управляющих жилым фондом. Кроме того, судебные разбирательства могут затянуться на долгие месяцы, годы и требуют колоссальных затрат времени и финансовых средств от истцов (в т.ч. на проведение независимых экспертиз).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) ответственность за содержание жилого фонда возложена на жильцов. Вместе с тем жилой фонд не передавался жильцам муниципалитетами в отремонтированном виде, как того требует ст. 16 ФЗ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»: «При приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим займодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Зачастую на протяжении десятилетий жильцы оплачивали муниципалитетам несуществующие услуги ЖКХ, в том числе за проведение капитального ремонта в своих домах — структура платежей населения за жилье всех форм собственности состояла из стоимости коммунальных услуг, содержания, текущего и капитального ремонта мест общего пользования , в то время как капитальный ремонт в домах фактически не производился. А теперь проблемы с ремонтом жилья, который был оплачен жильцами, но не выполнен муниципалитетами и государством, перекладываются на плечи граждан.

К сожалению, органы исполнительной власти не намерены принимать эффективные меры по возврату долгов перед гражданами за невыполнение на протяжении многих лет принятых на себя обязательств по содержанию в надлежащем состоянии жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства. У самих граждан практически нет возможности защитить свои права на своевременное получение качественных жилищно-коммунальных услуг, особенно в случае недополучения таких услуг в прошлые годы. Согласно Закону N 189 «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс применяется только по отношению к тем правам и обязанностям сторон, которые появились после 1 марта 2005 года — даты вступления в силу нового ЖК, что дает право гражданам отстаивать свои права потребителей жилищно-коммунальных услуг в суде. Однако механизм реализации данного права федеральным законодательством четко не регламентирован, что ставит граждан в затруднительное положение при защите своих прав.

Особую тревогу вызывает состояние противопожарной безопасности жилых домов. В последние годы участились случаи пожаров в жилых домах, в том числе с человеческими жертвами. Как правило, в старом жилом фонде электропроводка в местах общего пользования старая, не обеспечивает безопасности жилья.

В 2007 году на основании ФЗ N 185-ФЗ от 21.07.2007 с целью реанимации ветхого жилищного фонда был создан «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Однако для оказания финансовой помощи собственникам жилья в проведении капитального ремонта жилья Законом о Фонде предусмотрен длинный перечень трудновыполнимых условий. Финансовая помощь оказывается на условиях софинансирования с собственниками жилых помещений. Зачастую жильцы дома не только не имеют возможности участвовать в финансовых расходах на капитальный ремонт дома, но с трудом несут расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, сами при этом оставаясь в буквальном смысле слова голодными.

Предписывая собственникам помещений управлять своим многоквартирным домом, жилищное законодательство устанавливает, что такое управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ), что в полной мере не в состоянии обеспечить собственники помещений в многоквартирном доме. Более того, возложение на них таких обязанностей подменяет компетенцию многочисленных государственных органов, непосредственно призванных обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, что предусмотрено ст. 5 и 6 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Такой путь проведения реформы ЖКХ приводит к значительному разрушению жилого фонда. Граждане не в состоянии самостоятельно, за свой счет отремонтировать жилье в старом жилом фонде. В результате зачастую люди проживают в жилых помещениях, угрожающих их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью окружающих.

В большинстве домов Калининградской области, особенно в домах немецкой постройки, в изношенном состоянии находятся системы водо-, газо-, электроснабжения и т.д.

Проблемы существуют и во вновь построенном жилье. Зачастую государственные органы принимают в эксплуатацию дома с недоделками, с неработающими лифтами «под честное слово», а в результате страдают новоселы.

В аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступают жалобы от жителей Калининградской области, возмущенных состоянием лифтового хозяйства в Калининградской области.

Технический регламент о безопасности лифтов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 782, вступивший в силу в октябре 2010 года, предъявляет серьезные требования к состоянию лифтового оборудования. Срок эксплуатации лифтов установлен в 25 лет. В результате сроки эксплуатации лифтов в старых домах истек или истекает, лифтовое оборудование не соответствует требованиям, предъявляемым к нему законодательством Российской Федерации.

В новых домах лифты также зачастую не работают. Управляющие компании и застройщики новых домов сообщают жильцам, что лифты запустят лишь тогда, когда все жильцы заселятся в дом и сделают ремонт, так как в противном случае лифт будет использоваться для перевозки стройматериалов и мебели, что приведет к необходимости ремонта лифта.

В результате отсутствия работающих лифтов в многоэтажных домах страдают жильцы верхних этажей, которым приходится не только высоко подниматься по лестнице, но и переносить тяжелые сумки с продуктами и другие необходимые для дома предметы.

Особые сложности возникают в связи с отсутствием лифта у малоподвижных групп населения, в том числе инвалидов, пожилых людей, родителей с детьми (и детскими колясками).

Жильцы верхних этажей дома не могут пригласить к себе пожилых родителей, других родственников, друзей, если они являются инвалидами, либо по возрасту или состоянию здоровья не могут подняться на верхние этажи, либо гостей с малолетними детьми, что причиняет им моральный вред.

Кроме того, возникают сложности с оказанием медицинской помощи на дому, особенно в случае необходимости госпитализации больных.

Согласно ч.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать и изменить в любое время на основании решения общего собрания способ управления многоквартирным домом. Однако на практике гражданам фактически навязывается как способ управления жильем, так и конкретные управляющие компании. Граждане сообщают о том, что без их ведения создаются управляющие компании, подделываются протоколы собраний, протоколы заочного голосования. Фактически бывшие ЖЭКи, преобразовавшись в коммерческие компании (как правило, в ООО), продолжают осуществлять в лучшем случае ту же деятельность, что и прежде, и практически никем не контролируются.

Форсированный перевод ЖЭКов в управляющие компании по своим последствиям можно сравнивать с приватизацией 90-х годов.

Законодательство Российской Федерации таково, что в случае, если жильцы решили поменять управляющую компанию, старая управляющая компания не несет ответственности перед населением за допущенные ею нарушения, за причиненный жильцам дома своими действиями (бездействием) ущерб, не обязана передать новой управляющей компании всю документацию. На восстановление с нуля всех документов могут уходить годы, и все это время жилой фонд будет неуправляемым. Таким образом, жильцы не могут поменять управляющую компанию без разрушительных последствий.

Приняв решение обязать собственников помещений выбрать способ управления своим многоквартирным домом, власти не обеспечили проведение необходимых мероприятий по разъяснению гражданам нововведений жилищного законодательства, преимуществ того или иного способа управления и порядка его реализации, по обучению собственников квартир участию в процессе управления и т.п.

Жилищное законодательство позволяет управляющим компаниям осуществлять свою деятельность бесконтрольно, ограничиваться сбором финансовых средств с населения без предоставления в полном объеме необходимых жилищно-коммунальных услуг населению, не неся ответственности за свою деятельность (бездействие), за разрушение жилого фонда, так как ответственность возможна лишь в пределах уставного капитала, а он минимален.

Ст. 162 Жилищного кодекса обязывает управляющую организацию ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. 23 сентября 2010 года Правительство России утвердило Постановление № 731 о стандартах отчетности компаний, управляющих многоквартирными домами . Управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; проекты договоров управления и т.д.

Информация раскрывается путем обязательного размещения в сети Интернет; опубликования в официальных СМИ; размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации;

ответов на письменные обращения граждан.

Безусловно, принятие указанного Постановления – шаг вперед на пути прозрачности деятельности управляющих компаний. Однако фактически, даже если предположить, что управляющие компании всю предусмотренную указанным Постановлением информацию гражданам предоставят (чего пока не наблюдается), далеко не многие граждане смогут в ней разобраться. Для этого жильцы должны быть специалистами – одновременно и юристами, и финансистами, и аудиторами, и инженерами, и т.д., что в реальной жизни невозможно.

Большинство владельцев квартир вообще не знают о своих правах собственников, о возможностях и необходимости участия в управлении многоквартирным домом, не в состоянии разобраться в юридических тонкостях жилищного законодательства, у них нет ни опыта, ни профессионализма, ни времени, чтобы принимать участие в решении сложных вопросов по управлению жилым фондом, по контролю за управляющими компаниями. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области с просьбами о разъяснении норм жилищного законодательства.

Поскольку собственникам жилья предлагается самостоятельно нести ответственность за содержание жилого фонда, все чаще советуют обращаться в суд для решения всех вопросов, связанных с управлением жилым фондом и урегулированию разногласий с управляющими компаниями, необходимо внести изменения в законодательство об образовании соответствующие изменения. Детей со школьной скамьи необходимо давать экономическое и юридическое образование, в том числе знания, необходимые для эффективного управления жилым фондом.

Необходимо также организовать в рамках федеральных образовательных программ специализированные центры для оказания консультационных, образовательных и юридических услуг по защите жилищных прав граждан, управлению жилым фондом.

Прокуратурой Калининградской области также отмечается, что значительное количество правонарушений связано с ненадлежащим соблюдением управляющими компаниями требований законодательства в части содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов. Нередки случаи отказа в предоставлении информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, повышение размера платы за содержание и ремонт жилья без проведения общего собрания собственников помещений.

Поскольку коммерческие управляющие компании не зарекомендовали себя как эффективная форма управления жилым фондом, необходимо вернуть муниципальные жилищные управляющие организации для создания конкурентной среды, улучшения качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Граждане возмущены и тем, что при неэффективной деятельности жилищно-коммунальных органов, организаций по содержанию и обслуживанию жилого фонда происходит непрерывный рост тарифов ЖКХ. Инвалиды, пенсионеры, граждане, оказавшиеся без работы, многодетные и одинокие родители не в состоянии оплатить счета по квартплате, в связи с чем сумма долгов по оплате ЖКХ растет. Предоставляемые социально незащищенным гражданам жилищные субсидии не в полном объеме компенсируют расходы жильцов.

В законодательстве отсутствует также четкое разграничение полномочий между муниципалитетами и управляющими компаниями, что явилось одной из причин катастрофической ситуации в связи со снегопадами в зимний период.

Если не будут приняты незамедлительные меры в сфере ЖКХ органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, неизбежно грядет коммунальная катастрофа.

Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации в своих выступлениях многократно обращали внимание на необходимость перехода на высокие технологии во всех сферах жизни, включая сферу управления.

В век высоких технологий каждый должен заниматься своим делом, быть профессионалом в своей сфере деятельности. Предполагается, что и руководство, сотрудники управляющих компаний должны быть специалистами по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Если от каждого человека будут требовать, чтобы он сам себе добывал пропитание, трудясь на даче, сам себя лечил, сам ремонтировал свое жилье, чтобы сам себе был архитектором, юристом, экономистом, инженером, управленцем, то есть фактически переходил на самообеспечение, то это будет не переход к высоким технологиям, как того требуют лидеры государства, а скатывание на более низкую ступеньку развития общества — назад — к натуральному хозяйству — к феодализму, к первобытнообщинному строю. В таком случае люди превратятся в дикарей, а не профессионалов.

Вследствие неудовлетворительной организации работы по уборке от снега улиц и дорог города Калининграда и других населенных пунктов Калининградской области жители региона испытывали значительные трудности с передвижением. Особенно пострадали малоподвижные группы населения, в том числе инвалиды, пожилые люди, родители с маленькими детьми.

Неудовлетворительная уборка улиц и дорог от снега привела к массовому нарушению прав человека в Калининградской области.

В декабре 2010 года за медицинской помощью обратилось 653 человека с ушибами, переломами и другими травмами, полученными вследствие гололеда и падения снега, сосулек.

Обильные снегопады, прошедшие в декабре 2010 года, показали, что подрядные организации, закрепленные за уборкой улиц, оказались практически не способны своевременно проводить снегоочистку и ликвидировать зимнюю скользкость в оперативном порядке.

Прокуратура Калининградской области провела проверку исполнения органами местного самоуправления, предприятиями ЖКХ требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан в зимний период.

Проверка показала, что многие улицы вообще не убирались. Обработка проезжей части улиц, тротуаров противогололедными материалами проводилась ненадлежащим образом, работы по сгребанию, подметанию и вывозу снега с улиц города и других территорий производились несвоевременно.

С начала отопительного сезона 2010-2011 годов органами прокуратуры выявлено 80 нарушений законодательства в части исполнения требований об очистке снега, наледи и сосулек; внесено 17 представлений; объявлено 32 предостережения.

По мнению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области уборка улиц от мусора, снега и т.п. должна оставаться в ведении муниципальных органов.

Во многих странах даже при угрозе обильных снегопадов объявляется чрезвычайное положение, население предупреждается об этом, принимаются профилактические меры с целью предотвращения негативных последствий снегопадов. Если недостаточно плановых средств, принимаются чрезвычайные меры с привлечением дополнительных ресурсов.

Зимние периоды прошлых лет показали, что каждую зиму повторяются аналогичные ситуации, связанные с достаточно суровым климатом в регионе.

Представляется, что в таких ситуациях, при повышенном объеме работ, возможно использовать дополнительные средства из Фонда непредвиденных расходов муниципалитетов.

Ситуация в России, связанная со снегопадами в зимний период, особенно усугубляется в период Новогодних каникул, установленных для россиян ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации. В эти дни создается угроза жизнедеятельности граждан. Государственные, муниципальные и иные учреждения в зимние периоды не работают. В частности, учреждения здравоохранения оказывают гражданам только экстренную медицинскую помощь. В полном объеме медицинская помощь гражданам не предоставляется. Железнодорожный, авиа-, автотранспорт перегружены, из-за снегопадов и гололеда движение транспорта затрудняется, возникают ситуации, опасные для жизни и здоровья граждан. Люди тратят свои каникулы на ожидание транспорта в переполненных вокзалах.

В период Новогодних каникул невозможно всех желающих россиян обеспечить услугами междугороднего транспорта, поэтому многие предпочитают выезжать за рубеж, что наносит удар по российской экономике, в то время как распределение дней отдыха в зимний период позволило бы обеспечить равномерную загруженность как транспорта, так и баз отдыха, лечения и оздоровления.

Считаю, что в целях обеспечения безопасности населения всей страны гражданам следует предоставить возможность отгулять Новогодние каникулы в любой удобный для человека зимний период (к примеру, с октября по май), т.е. заменить Новогодние каникулы на дополнительный зимний отпуск.

Жители Калининградской области возмущены и таким распространенным явлением как «точечная застройка», уничтожающая парки, скверы, аллеи, детские площадки, дворы, а также автостоянки.

«Точечная застройка» является следствием отсутствия нормального развития города – наличия строительных «пустырей». Населенные пункты не расстраиваются вширь, а напротив, ведется уплотнительная застройка, что неизбежно приводит к нарушению прав жителей Калининградской области на благоприятную окружающую среду.

Искажается архитектурный облик городов. Застройка населенных пунктов области в прошлые периоды велась сбалансировано, на основании научно обоснованных, четко спланированных архитекторами проектов.

Город Калининград практически не оборудован бесплатными автостоянками, парковками. Парковки для населения отсутствуют даже около многих административных зданий — Правительства Калининградской области, администрации городского округа «Город Калининград» и др. Даже сотрудники этих учреждений, приезжая на работу, имеют большие сложности с парковкой своих автомобилей. Так, например, уничтожена ранее существовавшая у мэрии города Калининграда парковка, теперь на ее месте расположен торгово-развлекательный центр «Европа».

Для успешного решения застаревшей и по-прежнему наиболее социально сложной проблемы обеспечения доступным жильем граждан Российской Федерации, помимо развития ипотечного кредитования и государственных субсидий, не менее важно поощрять и создавать благоприятные условия для приобретения жилья теми, кто может сделать это исключительно за счет личных средств. К сожалению, немало граждан, активно инвестировавших свои сбережения в строительство жилья различными компаниями, оказались обманутыми.

До недавнего времени при отсутствии специального правового регулирования отношений между застройщиками и дольщиками застройщики предлагали гражданам заключать различные виды договоров: о совместной деятельности, подряда, возмездного оказания услуг, простого товарищества, соинвестирования и т.д. Принятый 30 декабря 2004 года Федеральный закон N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» упорядочил процесс привлечения средств граждан в долевое строительство. Закон наделил соответствующие органы государственной власти Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного регулирования, а также контроля и надзора в области жилищного долевого строительства. Законом предусмотрен комплекс мер по неукоснительному обеспечению исполнения застройщиком своих обязательств перед участником долевого строительства, но так как многие договоры по проблемным объектам жилищного строительства были заключены до вступления в силу упомянутого Закона, это стало основной причиной нарушений прав соинвесторов жилищного строительства.

Органы власти не предпринимают достаточных и необходимых мер для решения проблем обманутых инвесторов жилищного строительства, расценивают возникшие конфликты как гражданско-правовые споры о возмещении материального ущерба и предлагают решать их в судебном порядке, в то время как зачастую органы власти сами активно пропагандировали строительные организации, указывая на них как на надежного партнера.

Одной из причин возникновения проблем граждан, вкладывающих средства в жилищное строительство, остается недостаточная правовая грамотность населения.

Проблема обеспечения жильем социально незащищенных граждан также решается неэффективно. К примеру, только в Калининграде по состоянию на 01.01.2009 числилось в общей очереди на получение жилья 19445 человек. Улучшили жилищные условия в 2008 году всего 207 семей, из них 7 — из общей очереди, в которой стояли на учете с 1962 года.

В то же время Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет возможность выселения граждан, в том числе детей, из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В этих случаях нет никакой надежды на помощь государства в обеспечении граждан при необходимости временным социальным жильем.

В 2010 году органы государственной власти, местного самоуправления приступили к разработке и принятию Административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Наличие такого рода документов дисциплинирует государственных и муниципальных служащих, стимулирует их к соблюдению сроков предоставления услуг, позволяет гражданам быть информированными о порядке получения государственных и муниципальных услуг, препятствует проявлению коррупции в действиях муниципальных служащих.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области приняла участие в экспертизе ряда Административных регламентов комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград».

Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области в рамках работы комиссии по административной реформе принимала участие в деловых играх по защите административных регламентов исполнения структурными подразделениями администрации городского округа «Город Калининград» муниципальных услуг, где представляла замечания по тексту Регламентов.

В целях реализации конституционного права на жилье рекомендую:

— разработать национальный проект по ремонту старого жилого фонда и объектов ЖКХ, а также строительству новых объектов водо-, тепло- и газоснабжения;

— продолжить разработку и реализацию мер, в том числе законодательных, по повышению уровня доступности ипотечного кредитования;

— увеличить объемы строительства социального, в том числе временного жилья – общежитий, социальных гостиниц и т.д;

— содействовать обманутым соинвесторам жилищного строительства в решении их проблем, в том числе путем принятия на федеральном уровне нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав граждан, вложивших собственные средства в строительство жилья;

— вернуть льготы по оплате жилья инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах;

— разработать эффективную систему контроля обоснованности тарифов ЖКХ;

— реанимировать реализацию программы обеспечения жильем молодых семей, в том числе посредством выделения молодым семьям на условиях аренды земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов;

— добиваться увеличения ассигнований на реализацию программы обеспечения жильем молодых семей из федерального бюджета для Калининградской области, а также пролонгации периода её действия;

принять на федеральном уровне программу по ремонту лифтов;

— обеспечить возможность получения в школе основ экономического и юридического образования, в том числе знаний, необходимых для эффективного управления жилым фондом;

— создать специализированные центры для оказания консультационных, образовательных и юридических услуг по защите жилищных прав граждан, управлению жилым фондом;

— вернуть муниципальные жилищные управляющие организации для создания конкурентной среды, улучшения качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

— урегулировать на законодательном уровне разграничение компетенции между муниципалитетами и управляющими компаниями;

— заменить Новогодние каникулы на дополнительный зимний отпуск в удобный для работника зимний период.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области И.Ф.Вершинина

Последние новости на сайте:
27.03.2024
26 марта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли Парламентские слушания на тему «Развитие института уполномоченного по правам человека в… ( читать полностью › )
26.03.2024
29 марта 2024 года в Российской Федерации объявлен Всероссийским единым днем оказания бесплатной юридической помощи. В Аппарате Уполномоченного по правам… ( читать полностью › )
24.03.2024
22 марта 2024 года в зале заседаний Законодательного Собрания состоялась встреча депутатов прошлых созывов, посвященная 30-летию развития парламентаризма в Калининградской… ( читать полностью › )
16.03.2024
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин совместно с Заместителем руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в… ( читать полностью › )
Продолжается мониторинг соблюдения избирательных прав  в Калининградской области. Вместе с заместителем руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации… ( читать полностью › )