Доклад прокурора Калининградской области А.М. Самсонова на тему:
«Мониторинг соблюдения прав человека, прав ребенка. Обеспечение прокурорского надзора за законностью»
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а, следовательно, соблюдение и защита прав и свобод должны осуществляться в отношении всех граждан, независимо от возраста.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, частью которого является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, это приоритетное направление прокурорской деятельности, одной из важнейших отраслей прокурорского надзора. В первую очередь это надзор за соблюдением законов, гарантирующих право на труд, жилище, здоровье, образование, социальную защиту ветеранов, инвалидов и других льготных категорий граждан, обеспечение защиты прав несовершеннолетних в семье, иных сферах общественных отношений.
Практика показывает, что нарушения законности, касающиеся прав и свобод граждан, их интересов встречаются нередко в различных сферах правоотношений.
В 2006 г. в сфере надзора за соблюдением прав и свобод граждан выявлено 6257 нарушений закона (в 2005 г.-4537), принесено 269 протестов (в 2005 г.-116), в суд в интересах граждан направлено 1213 заявлений (в 2005 г.-505), внесено 1028 представлений (в 2005 г.-946), к дисциплинарной ответственности привлечено 325 виновных лиц (в 2005 г.-204), объявлено 226 предостережений (в 2005 г.-185), к административной ответственности привлечено 562 лица (в 2005 г.-404), возбуждено 47 уголовных дел (в 2005 г.-4).
Примером может служить опротестованное прокуратурой области постановление Правительства Калининградской области от 25.12.2006 № 997 «О программе государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2007 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней» в части, касающейся ограниченного периода времени с 1 января по 1 апреля текущего года права выбора гражданином медицинского учреждения, хотя ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» не содержат норм о сроках реализации права выбора медицинского учреждения.
Изданный во исполнение указанного постановления Правительства Калининградской области приказ исполнительного директора территориального фонда медицинского страхования Калининградской области от 29.01.2007 г. № 15 «Об утверждении регламента учета и регистрации граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, для получения первичной медико-санитарной помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения, учреждениями и организациями иных форм собственности и ведомственной подчиненности, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» также опротестован прокуратурой области.
В результате защищены и восстановлены права граждан на выбор медицинского учреждения при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Проведенной проверкой в медицинских учреждениях Калининградской области вопроса учета дополнительных выплат при исчислении среднего заработка при оплате ежегодных оплачиваемых отпусков врачам и медицинским сестрам в рамках реализации национального проекта «Здоровье» выявлены нарушения трудового законодательства, касающиеся не включения дополнительных выплат при исчислении среднего заработка при оплате ежегодных оплачиваемых отпусков в 2006-2007 гг. (МУЗ «Гурьевская центральная районная больница», «Черняховская ЦРБ», «Краснознаменская ЦРБ, Пионерская городская больница, Светлогорская поликлиника и другие.
В связи с этим, прокурорами городов и районов главным врачам указанных медицинских учреждений внесены представления об устранении нарушений трудового законодательства. Нарушения закона устранены.
Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ для отдельных льготных категорий граждан изменился порядок предоставления мер социальной поддержки и источник финансирования расходов на эти цели. Правовое регулирование данных вопросов отнесено к компетенции субъектов РФ. Это касается ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и других категорий граждан.
16 декабря 2004 г. принят Закон Калининградской области № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», которым были предусмотрены натуральные льготы для указанных категорий граждан.
Согласно Закону Калининградской области № 76 отдельные меры социальные поддержки, предоставлявшиеся в натуральной форме заменены на ежемесячную денежную выплату в размере 1200 руб., что не противоречит действующему законодательству, допускающему замену натуральных льгот на денежные выплаты.
Региональный законодатель изменил порядок и условия присвоения звания «Ветеранам труда», которым это звание присвоено после 1 июля 2006 г., имеющим право только на единовременную денежную выплату, в размере установленном постановлением Правительства Калининградской области, что не противоречит действующему федеральному законодательству, т.к. меры социальной поддержки, устанавливаемые ветеранам труда законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Вместе с тем, принятые органами государственной власти области указанные меры вызвали социальную напряженность, выразившуюся в проведении публичных мероприятий.
Нередки случаи нарушения прав и свобод несовершеннолетних, их интересов, имеют место факты, когда органы государственной власти и местного самоуправления не только не защищают, а напротив, ущемляют и попирают права и законные интересы несовершеннолетних граждан.
В 2006 г. выявлено 4339 нарушений закона (в 2005 г. 3475), опротестовано 370 незаконных правовых актов (в 2005 г.-91), в суд направлено 254 заявления (в 2005 г.-221), внесено 734 представления (в 2005 г.-675), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 184 лица в нарушении прав детей (в 2005 г.-196), возбуждено 36 уголовных дел (в 2005 г.-3).
Неоднократно отмечалось, что во многом позитивные изменения, которые произошли за последние полтора десятка лет в нашей стране, вызвали и негативные тенденции. В частности, возросла и стала более организованной и профессиональной преступность несовершеннолетних.
Если по области коэффициент преступности несовершеннолетних в 2006 г. составил 163,4 (176,1 по России) преступления на 10 тыс. детского населения в возрасте 14-17 лет, то в отдельных муниципальных образованиях этот показатель значительно выше среднеобластного.
Так, в Нестеровском районе-309,9; Зеленоградском районе-300,4; Краснознаменском-282,8; Багратионовском-263,5; г.Немане-314,0; г.Светлом-304,8; г.Советске-276,3.
Не может не тревожить низкий образовательный уровень подростков. Отсутствие основного общего образования ведет к социальному аутсайдерству и часто оборачивается правонарушениями. Органы управления образованием, образовательные учреждения, призванные выявлять необучающихся подростков и возвращать их в общеобразовательные учреждения, должным образом, с этой задачей не справляются. Это подтверждается данными органов внутренних дел, куда чаще всего доставляются несовершеннолетние правонарушители и военными комиссариатами при постановке подростков на первичный воинский учет.
Среди подростков доставленных в ОВД в 2006 г. 130 детей, что составляет 4,7% от общего количества доставленных не имели образования.
При постановке в 2006 г. на первичный воинский учет несовершеннолетних 1989 г. рождения выяснилось, что 136 детей имеют лишь начальное образование, а 10 детей вообще неграмотные.
Не лучше обстоят дела у тех подростков, кто завершил образование. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, устраняются от устройства подростков на постоянную работу. Такая работа ведется в единичных случаях.
В результате удельный вес подростков в возрасте старше 16 лет, которые нигде не учатся и не работают в 2006 г. составил 43,1% от общего числа несовершеннолетних совершивших преступления.
Вызывает озабоченность положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части предоставления им вне очереди социального жилья. Единый учет детей указанной категории должным образом не ведется.
В 2006 году введено в практику согласование задержания граждан с дежурным прокурором района, что позволило существенно сократить число необоснованно задержанных и количество отказов прокуроров в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, при этом, возрос удельный вес арестованных по отношению к числу задержанных с 81,4 % в 2005 году до 91,4% в 2006 году, 4 месяца 2007 года он составил — 93,6% (АППГ – 88,8%)
В порядке ст. ст. 91,92 УПК РФ по подозрению в совершении преступлений задержано 1424 лица (АППГ – 1791). В отношении 50 (АППГ – 148) задержанных прокурорами не дано согласий на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
За истекший год судами области по ходатайствам следователей и дознавателей рассмотрено 1496 (АППГ – 1694) материалов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых арестовано 1425 (АППГ — 1550) лиц, в том числе 76 (АППГ – 88) несовершеннолетних, а в отношении 71 (АППГ — 144) лица судами отказано в удовлетворении таких ходатайств.
От уголовной ответственности в связи с отсутствием события или состава преступления органами следствия и дознания освобождено 19 лиц (АППГ – 25). При этом в 2006 году 6 лиц (АППГ – 9), освобожденных от уголовной ответственности содержалось под стражей. Факты прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица по реабилитирующим основаниям регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях в прокуратуре области, по каждому незаконно привлечённому составляется мотивированное заключение, ежеквартально проводятся сверки со следственными изоляторами области с целью выявления лиц, незаконно привлечённых к уголовной ответственности. Фактов необоснованного освобождения от уголовной ответственности по данным основаниям не имеется.
Не всегда соблюдается органами внутренних дел порядок содержания подозреваемых под стражей. Так, в нарушение требований ч. 2 ст. 95 УПК РФ, ст. 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» задержанный в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ, содержащийся в ИВС ОВД Багратионовского района несовершеннолетний Ковалев С.Г., без письменного разрешения следователя, был выведен из помещения ИВС и доставлен в кабинет уголовного розыска ОВД для проведения оперативно-розыскных мероприятий, где находился около 40 минут во время его опроса сотрудниками уголовного розыска. Прокурором Багратионовского района в адрес начальника ОВД района внесено представление по данному факту.
Прокуратурой региона проанализировано положение дел в сфере соблюдения конституционных прав граждан и норм уголовно-процессуального законодательства при производстве следственных действий, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения.
В 2006 году имел место 1 факт производства обыска в жилище, которое впоследствии судом признано незаконным.
Так, постановлением Краснознаменского районного суда от 31 января 2006 года признано незаконным производство 29 января 2006 года обыска в жилище Васильева Александра Викторовича, поскольку данный обыск произведен в нарушение ч. 16 ст. 182 УПК РФ, т.к. Васильев А.В. в розыске не находился. Данное нарушение будет рассмотрено на очередном совещании при заместителе прокурора области.
В целях усиления прокурорского надзора прокуратурой области всем горрайпрокурорам направлено информационное письмо, в котором прокуроры дополнительно ориентированы на необходимость принятия организационных и практических мер по исполнению требований УПК об обеспечении прав граждан при задержании, избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, продлении сроков содержания обвиняемых под стражей, проведении других следственных действии, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Соблюдение прав граждан в уголовном процессе регулярно рассматривается на семинарских занятиях, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.11.2000 года №141 состояние законности на данном направлении надзора анализируется не реже одного раза в полугодие. Принятые меры позволили существенно сократить количество незаконно привлечённых и фактов нарушения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.
Старший прокурор отдела
по надзору за соблюдением
федерального законодательства
советник юстиции М.Д.Сазонова
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела по
надзору за соблюдением
федерального законодательства
старший советник юстиции Ю.М.Сафонов




