Доклад прокурора Калининградской области А.М. Самсонова на тему:
«Мониторинг соблюдения прав человека, прав ребенка. Обеспечение прокурорского надзора за законностью»
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а, следовательно, соблюдение и защита прав и свобод должны осуществляться в отношении всех граждан, независимо от возраста.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, частью которого является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, это приоритетное направление прокурорской деятельности, одной из важнейших отраслей прокурорского надзора. В первую очередь это надзор за соблюдением законов, гарантирующих право на труд, жилище, здоровье, образование, социальную защиту ветеранов, инвалидов и других льготных категорий граждан, обеспечение защиты прав несовершеннолетних в семье, иных сферах общественных отношений.
Практика показывает, что нарушения законности, касающиеся прав и свобод граждан, их интересов встречаются нередко в различных сферах правоотношений.
В 2006 г. в сфере надзора за соблюдением прав и свобод граждан выявлено 6257 нарушений закона (в 2005 г.-4537), принесено 269 протестов (в 2005 г.-116), в суд в интересах граждан направлено 1213 заявлений (в 2005 г.-505), внесено 1028 представлений (в 2005 г.-946), к дисциплинарной ответственности привлечено 325 виновных лиц (в 2005 г.-204), объявлено 226 предостережений (в 2005 г.-185), к административной ответственности привлечено 562 лица (в 2005 г.-404), возбуждено 47 уголовных дел (в 2005 г.-4).
Примером может служить опротестованное прокуратурой области постановление Правительства Калининградской области от 25.12.2006 № 997 «О программе государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2007 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней» в части, касающейся ограниченного периода времени с 1 января по 1 апреля текущего года права выбора гражданином медицинского учреждения, хотя ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» не содержат норм о сроках реализации права выбора медицинского учреждения.
Изданный во исполнение указанного постановления Правительства Калининградской области приказ исполнительного директора территориального фонда медицинского страхования Калининградской области от 29.01.2007 г. № 15 «Об утверждении регламента учета и регистрации граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, для получения первичной медико-санитарной помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения, учреждениями и организациями иных форм собственности и ведомственной подчиненности, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» также опротестован прокуратурой области.
В результате защищены и восстановлены права граждан на выбор медицинского учреждения при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Проведенной проверкой в медицинских учреждениях Калининградской области вопроса учета дополнительных выплат при исчислении среднего заработка при оплате ежегодных оплачиваемых отпусков врачам и медицинским сестрам в рамках реализации национального проекта «Здоровье» выявлены нарушения трудового законодательства, касающиеся не включения дополнительных выплат при исчислении среднего заработка при оплате ежегодных оплачиваемых отпусков в 2006-2007 гг. (МУЗ «Гурьевская центральная районная больница», «Черняховская ЦРБ», «Краснознаменская ЦРБ, Пионерская городская больница, Светлогорская поликлиника и другие.
В связи с этим, прокурорами городов и районов главным врачам указанных медицинских учреждений внесены представления об устранении нарушений трудового законодательства. Нарушения закона устранены.
Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ для отдельных льготных категорий граждан изменился порядок предоставления мер социальной поддержки и источник финансирования расходов на эти цели. Правовое регулирование данных вопросов отнесено к компетенции субъектов РФ. Это касается ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и других категорий граждан.
16 декабря 2004 г. принят Закон Калининградской области № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», которым были предусмотрены натуральные льготы для указанных категорий граждан.
Согласно Закону Калининградской области № 76 отдельные меры социальные поддержки, предоставлявшиеся в натуральной форме заменены на ежемесячную денежную выплату в размере 1200 руб., что не противоречит действующему законодательству, допускающему замену натуральных льгот на денежные выплаты.
Региональный законодатель изменил порядок и условия присвоения звания «Ветеранам труда», которым это звание присвоено после 1 июля 2006 г., имеющим право только на единовременную денежную выплату, в размере установленном постановлением Правительства Калининградской области, что не противоречит действующему федеральному законодательству, т.к. меры социальной поддержки, устанавливаемые ветеранам труда законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Вместе с тем, принятые органами государственной власти области указанные меры вызвали социальную напряженность, выразившуюся в проведении публичных мероприятий.
Нередки случаи нарушения прав и свобод несовершеннолетних, их интересов, имеют место факты, когда органы государственной власти и местного самоуправления не только не защищают, а напротив, ущемляют и попирают права и законные интересы несовершеннолетних граждан.
В 2006 г. выявлено 4339 нарушений закона (в 2005 г. 3475), опротестовано 370 незаконных правовых актов (в 2005 г.-91), в суд направлено 254 заявления (в 2005 г.-221), внесено 734 представления (в 2005 г.-675), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 184 лица в нарушении прав детей (в 2005 г.-196), возбуждено 36 уголовных дел (в 2005 г.-3).
Неоднократно отмечалось, что во многом позитивные изменения, которые произошли за последние полтора десятка лет в нашей стране, вызвали и негативные тенденции. В частности, возросла и стала более организованной и профессиональной преступность несовершеннолетних.
Если по области коэффициент преступности несовершеннолетних в 2006 г. составил 163,4 (176,1 по России) преступления на 10 тыс. детского населения в возрасте 14-17 лет, то в отдельных муниципальных образованиях этот показатель значительно выше среднеобластного.
Так, в Нестеровском районе-309,9; Зеленоградском районе-300,4; Краснознаменском-282,8; Багратионовском-263,5; г.Немане-314,0; г.Светлом-304,8; г.Советске-276,3.
Не может не тревожить низкий образовательный уровень подростков. Отсутствие основного общего образования ведет к социальному аутсайдерству и часто оборачивается правонарушениями. Органы управления образованием, образовательные учреждения, призванные выявлять необучающихся подростков и возвращать их в общеобразовательные учреждения, должным образом, с этой задачей не справляются. Это подтверждается данными органов внутренних дел, куда чаще всего доставляются несовершеннолетние правонарушители и военными комиссариатами при постановке подростков на первичный воинский учет.
Среди подростков доставленных в ОВД в 2006 г. 130 детей, что составляет 4,7% от общего количества доставленных не имели образования.
При постановке в 2006 г. на первичный воинский учет несовершеннолетних 1989 г. рождения выяснилось, что 136 детей имеют лишь начальное образование, а 10 детей вообще неграмотные.
Не лучше обстоят дела у тех подростков, кто завершил образование. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, устраняются от устройства подростков на постоянную работу. Такая работа ведется в единичных случаях.
В результате удельный вес подростков в возрасте старше 16 лет, которые нигде не учатся и не работают в 2006 г. составил 43,1% от общего числа несовершеннолетних совершивших преступления.
Вызывает озабоченность положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части предоставления им вне очереди социального жилья. Единый учет детей указанной категории должным образом не ведется.
В 2006 году введено в практику согласование задержания граждан с дежурным прокурором района, что позволило существенно сократить число необоснованно задержанных и количество отказов прокуроров в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, при этом, возрос удельный вес арестованных по отношению к числу задержанных с 81,4 % в 2005 году до 91,4% в 2006 году, 4 месяца 2007 года он составил — 93,6% (АППГ – 88,8%)
В порядке ст. ст. 91,92 УПК РФ по подозрению в совершении преступлений задержано 1424 лица (АППГ – 1791). В отношении 50 (АППГ – 148) задержанных прокурорами не дано согласий на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
За истекший год судами области по ходатайствам следователей и дознавателей рассмотрено 1496 (АППГ – 1694) материалов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых арестовано 1425 (АППГ — 1550) лиц, в том числе 76 (АППГ – 88) несовершеннолетних, а в отношении 71 (АППГ — 144) лица судами отказано в удовлетворении таких ходатайств.
От уголовной ответственности в связи с отсутствием события или состава преступления органами следствия и дознания освобождено 19 лиц (АППГ – 25). При этом в 2006 году 6 лиц (АППГ – 9), освобожденных от уголовной ответственности содержалось под стражей. Факты прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица по реабилитирующим основаниям регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях в прокуратуре области, по каждому незаконно привлечённому составляется мотивированное заключение, ежеквартально проводятся сверки со следственными изоляторами области с целью выявления лиц, незаконно привлечённых к уголовной ответственности. Фактов необоснованного освобождения от уголовной ответственности по данным основаниям не имеется.
Не всегда соблюдается органами внутренних дел порядок содержания подозреваемых под стражей. Так, в нарушение требований ч. 2 ст. 95 УПК РФ, ст. 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» задержанный в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ, содержащийся в ИВС ОВД Багратионовского района несовершеннолетний Ковалев С.Г., без письменного разрешения следователя, был выведен из помещения ИВС и доставлен в кабинет уголовного розыска ОВД для проведения оперативно-розыскных мероприятий, где находился около 40 минут во время его опроса сотрудниками уголовного розыска. Прокурором Багратионовского района в адрес начальника ОВД района внесено представление по данному факту.
Прокуратурой региона проанализировано положение дел в сфере соблюдения конституционных прав граждан и норм уголовно-процессуального законодательства при производстве следственных действий, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения.
В 2006 году имел место 1 факт производства обыска в жилище, которое впоследствии судом признано незаконным.
Так, постановлением Краснознаменского районного суда от 31 января 2006 года признано незаконным производство 29 января 2006 года обыска в жилище Васильева Александра Викторовича, поскольку данный обыск произведен в нарушение ч. 16 ст. 182 УПК РФ, т.к. Васильев А.В. в розыске не находился. Данное нарушение будет рассмотрено на очередном совещании при заместителе прокурора области.
В целях усиления прокурорского надзора прокуратурой области всем горрайпрокурорам направлено информационное письмо, в котором прокуроры дополнительно ориентированы на необходимость принятия организационных и практических мер по исполнению требований УПК об обеспечении прав граждан при задержании, избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, продлении сроков содержания обвиняемых под стражей, проведении других следственных действии, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Соблюдение прав граждан в уголовном процессе регулярно рассматривается на семинарских занятиях, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.11.2000 года №141 состояние законности на данном направлении надзора анализируется не реже одного раза в полугодие. Принятые меры позволили существенно сократить количество незаконно привлечённых и фактов нарушения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.
Старший прокурор отдела
по надзору за соблюдением
федерального законодательства
советник юстиции М.Д.Сазонова
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела по
надзору за соблюдением
федерального законодательства
старший советник юстиции Ю.М.Сафонов
29 октября 2024 года на площадке Законодательного Собрания Калининградской области Уполномоченный по правам человека Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании круглого стола на тему: «Выработка региональных законодательных и иных мер по поддержке семей, развитию многодетности и стимуляции деторождения в Калининградской области», организованного региональным отделением ВРНС и Калининградским отделением МОО «Союз православных женщин».
29 октября в Доме прав человека состоялось заседание Комитета Государственной Думы по молодежной политике совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области приняли участие в заседании в формате видеоконференцсвязи.
24.10.2024 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором рассматривался законопроект, вносящий изменения в Уставный закон Калининградской области от 02.07.2010г. №480 «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области».
В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилась гражданка Т., проживающая в г. Калининграде, по вопросу бездействия правоохранительных органов в связи с нападением на нее и других жителей поселка Чкаловск в Калининграде неизвестного им подростка.
Т. по телефону 112 проинформировала о произошедшем событии на детской площадке в пос. Чкаловск в Калининграде. Ей ответили, что передадут информацию в полицию Центрального района, и позвонят ей, но никто с ней не связался.
26 октября 2024 года в силу вступает Указ Губернатора Калининградской области от 14.10.2024 N 95-у "Об определении категории многодетной семьи в Калининградской области"
В соответствии с данным Указом, к категории многодетной семьи в Калининградской области относится семья, состоящая из 2 родителей, находящихся в зарегистрированном браке, либо 1 родителя, имеющих (имеющего) 3 и более детей (рожденных и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков, падчериц), не достигших возраста 18 лет, совершеннолетних детей в возрасте от 18 до 23 лет при условии их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме, в которой дети и 1 или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, а также 1 из супругов и не менее 3 несовершеннолетних детей имеют регистрацию по месту жительства (пребывания) в Калининградской области.