КАЛИНИНГРАД, 6 апреля. На сегодняшний день органы общественного контроля в России выполняют больше функцию консультативных советов при органах исполнительной власти, нежели функцию общественного контроля над этими органами. Как передает корреспондент «Росбалта», такое мнение высказал в ходе III Гражданского форума Калининградской области глава комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Иосиф Дискин.
В подтверждение своих слов он отметил, что общественные советы при органах исполнительной власти не настаивают на соблюдении постановления правительства РФ, в котором установлено, что есть ряд документов, которые не могут быть представлены в правительство без обсуждения на общественных советах. «Есть два вопиющих примера: проект закона о реформе Российской Академии наук и проект постановления правительства, утверждающий положение о Федеральном агентстве научных организаций, которые не выносились на обсуждение общественного совета при Минобрнауки», – отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, даже в случае рассмотрения важных вопросов общественные советы ведут себя пассивно. В свое время президент РФ потребовал перевести бюджетный процесс на программно-целевой принцип, в результате чего были сформированы бюджетные программы. Предполагалось, что это способ повышения эффективности бюджетных расходов, отметил Иосиф Дискин.
«Правда, когда это еще принималось, я выступал на слушаниях в Общественной палате и говорил, что бюджетные программы без методического обеспечения, без переобучения сотрудников – это фикция. Так ровно и произошло. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на всю страну говорит: ни одна бюджетная программа не соответствует требованиям к ее разработке. Это 85% российского бюджета. При этом все министерства, где существуют общественные советы, вынесли на обсуждение бюджетные программы. Вопрос к аудитории: как вы думаете, сколько общественных советов дали отрицательное заключение по бюджетным программам, которые с точки зрения главной инстанции в этом плане не соответствуют требованиям? Ноль! Тогда спрашивается: в какой мере действующие общественные советы являются органами общественного контроля? Что это – отсутствие квалификации или отсутствие гражданской ответственности?» – задается вопросом эксперт.
По его мнению, если у губернатора находят дома миллиард рублей, а общественная палата соответствующего субъекта ни разу не высказалась относительно коррупционного климата в данном регионе, то в случае отставки губернатора по дискредитирующим основаниям общественная палата должна быть распущена. Очевидно, Дискин имел в виду историю с привлечением к уголовной ответственности сахалинского губернатора Александра Хорошавина.
«Должна быть все-таки какая-то ответственность за беспринципность. Не бывает так, чтобы в регионе не знали о системе откатов, взяток, поборов и так далее. В силу этого либо мы превращаем общественный контроль в орган, где работают активные, ответственные граждане, либо это все надо распускать, потому что иначе это просто лицемерие, дискредитирующее принципы гражданского общества», – уверен эксперт.

Дорогие жители Калининградской области и гости Янтарного края!
Примите мои искренние поздравления с Днём народного единства! Этот праздник — дань памяти великому историческому моменту, когда народы России, преодолев смуту и разобщённость, объединились для сохранения нашей государственности.
Сегодня, глядя на просторы нашей страны мы видим уникальное многообразие культур, традиций и народов, веками живущих вместе в мире и согласии. В этом наше главное богатство и сила. Желаю всем нам беречь это драгоценное достояние, укреплять межнациональный мир и вместе строить наше общее будущее.
Сила России – в единстве ее народа! С Праздником!
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области, Владимир Никитин

30 октября 2025 г. в Минюсте России состоялось VIII Всероссийское совещание межведомственной рабочей группы по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей.
В формате ВКС в нём приняли участие более 600 участников из всех российских регионов, в том числе территориальные органы Минюста России, представители государственных юридических бюро, адвокатского и нотариального сообществ, региональных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, органов ЗАГС, отделений Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».
На площадке Управления Минюста России по Калининградской области в режиме видео-конференц связи в совещании принял участие представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

28 октября 2025 года в Калининградском областном драматическом театре Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 160-летию создания института службы судебных приставов.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление) по поручению Минюста России сформирован перечень региональных и муниципальных льгот и мер социальной поддержки, предоставляемых в настоящее время военнослужащим и членам их семей, а также перечень нормативных правовых актов Калининградской области и муниципальных нормативных правовых актов, которыми утверждены указанные льготы (меры).

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин провел рабочую встречу с главным инспектором уголовно-исполнительной системы ФСИН России Владимиром Казанцевым. Беседа состоялась в рамках инспектирования регионального УФСИН комиссией Федеральной службы исполнения наказаний.