КАЛИНИНГРАД, 6 апреля. На сегодняшний день органы общественного контроля в России выполняют больше функцию консультативных советов при органах исполнительной власти, нежели функцию общественного контроля над этими органами. Как передает корреспондент «Росбалта», такое мнение высказал в ходе III Гражданского форума Калининградской области глава комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Иосиф Дискин.
В подтверждение своих слов он отметил, что общественные советы при органах исполнительной власти не настаивают на соблюдении постановления правительства РФ, в котором установлено, что есть ряд документов, которые не могут быть представлены в правительство без обсуждения на общественных советах. «Есть два вопиющих примера: проект закона о реформе Российской Академии наук и проект постановления правительства, утверждающий положение о Федеральном агентстве научных организаций, которые не выносились на обсуждение общественного совета при Минобрнауки», – отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, даже в случае рассмотрения важных вопросов общественные советы ведут себя пассивно. В свое время президент РФ потребовал перевести бюджетный процесс на программно-целевой принцип, в результате чего были сформированы бюджетные программы. Предполагалось, что это способ повышения эффективности бюджетных расходов, отметил Иосиф Дискин.
«Правда, когда это еще принималось, я выступал на слушаниях в Общественной палате и говорил, что бюджетные программы без методического обеспечения, без переобучения сотрудников – это фикция. Так ровно и произошло. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на всю страну говорит: ни одна бюджетная программа не соответствует требованиям к ее разработке. Это 85% российского бюджета. При этом все министерства, где существуют общественные советы, вынесли на обсуждение бюджетные программы. Вопрос к аудитории: как вы думаете, сколько общественных советов дали отрицательное заключение по бюджетным программам, которые с точки зрения главной инстанции в этом плане не соответствуют требованиям? Ноль! Тогда спрашивается: в какой мере действующие общественные советы являются органами общественного контроля? Что это – отсутствие квалификации или отсутствие гражданской ответственности?» – задается вопросом эксперт.
По его мнению, если у губернатора находят дома миллиард рублей, а общественная палата соответствующего субъекта ни разу не высказалась относительно коррупционного климата в данном регионе, то в случае отставки губернатора по дискредитирующим основаниям общественная палата должна быть распущена. Очевидно, Дискин имел в виду историю с привлечением к уголовной ответственности сахалинского губернатора Александра Хорошавина.
«Должна быть все-таки какая-то ответственность за беспринципность. Не бывает так, чтобы в регионе не знали о системе откатов, взяток, поборов и так далее. В силу этого либо мы превращаем общественный контроль в орган, где работают активные, ответственные граждане, либо это все надо распускать, потому что иначе это просто лицемерие, дискредитирующее принципы гражданского общества», – уверен эксперт.

Уважаемые ветераны, дорогие соотечественники!
От всей души поздравляю вас с Днём Великой Победы! Этот праздник — символ беспримерного мужества, стойкости и единства нашего народа перед лицом испытаний.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.