В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратились гражданка К., а также в ее защиту председатель Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Калининградской области Халтурин Александр Александрович.
Гражданка РФ К., отбывающая наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области, осужденная Ленинградским районным судом города Калининграда по ст.30 ч.3, ст.228.1, ч.2 п «б», ст. 69 ч.3 УК РФ, 8 октября 2011 года родила дочь Софию.
Согласно статье 100 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми».
Однако ни в одном из исправительных учреждений системы УФСИН РФ по Калининградской области дома ребенка не организованы, условия для возможности полноценной реализации родительских прав и исполнения родительских обязанностей осужденными не созданы.
Адвокат осужденной К. ходатайствовал о предоставлении подзащитной отсрочки отбывания наказания в соответствии со ст.82 УК РФ, однако Зеленоградским районным судом отказано в удовлетворении данного ходатайства.
К. ходатайствовала перед Уполномоченным по правам человека о содействии ей в создании условий для возможности осуществления родительских прав и обязанностей в отношении своей новорожденной дочери в целях наиболее полной реализации права ребенка на семью.
Консультантом аппарата Уполномоченного по правам человека совместно с представителями Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Калининградской области был осуществлен выезд в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области, где проведена беседа с осужденной К.
В ходе беседы с заявительницей было установлено, что К. впервые привлечена к уголовной ответственности, ранее не судима, осознала свою ошибку.
8 октября 2011 года К. родила дочь Софию. Ребенок первый, долгожданный.
В соответствии со ст. 82 УК РФ осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
В период беременности К. ее адвокат обратился в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения приговора, представителем учреждения ФКУ ИК-4, прокурором было поддержано ходатайство осужденной, однако суд данное ходатайство не удовлетворил.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в учреждениях системы УФСИН РФ по Калининградской области отсутствуют дома ребенка, К. оказалась в условиях, при которых невозможно в полной мере осуществление родительских прав и исполнение родительских обязанностей, что приводит к нарушению прав как заявительницы, так и ее новорожденного ребенка.
К. изъявила желание самостоятельно содержать и воспитывать свою дочь, кормить ее грудным молоком, заботиться о ней.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство предоставляет женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, право выбора на помещение ребенка в дом ребенка при исправительном учреждении или с согласия осужденной на передачу родственникам или по решению органа опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста — направление в соответствующие детские учреждения (ч. 2 ст. 100 УИК РФ). Однако данная правовая норма в Калининградской области неприменима по причине отсутствия в исправительных учреждениях домов ребенка либо оборудованного помещения, в котором могли бы находиться мать с новорожденным ребенком.
Направление новорожденного ребенка в сиротское учреждение, по мнению Уполномоченного по правам человека, должно быть крайней мерой, осуществляться лишь при невозможности содержания и воспитания ребенка родителями и родственниками.
Уполномоченным по правам человека было подготовлено для предъявления в суд экспертное заключение, в котором сообщалось, что лишение матери и девочки возможности совместного проживания, осуществления матерью своих родительских прав и обязанностей, заботы о дочери приведет к нарушению их права на семью, что противоречит нормам семейного законодательства РФ и нормам международных правовых актов, являющихся частью российской правовой системы.
В ст. 54 Семейного кодекса РФ установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В соответствии с п.1 ст. 9 Конвенции ребенок не может быть разлучен с матерью, «за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка». В настоящем документе предусмотрено, что разлучение возможно в случаях «когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем».
Таким образом, разлучение матери с ребенком возможно только в силу такого поведения осужденной, которое может нанести вред ребенку.
В заключении Уполномоченного отмечалось, что в целях создания благоприятных условий для воспитания ребенка, стимулирования исправления К., предупреждения совершения ею новых преступлений, наиболее эффективным выходом в создавшейся ситуации было бы предоставление отсрочки отбывания наказания, предусмотренной ч. 2 ст. 82 УК Российской Федерации.
Как для самой молодой матери и ее семьи, так как и для общества и государства в целом целесообразно, чтобы новорожденный ребенок К. содержался и воспитывался на свободе, в семье, был здоров и счастлив.
27 декабря 2011 года Зеленоградский районный суд, рассмотревший указанное дело, согласился с заключением Уполномоченного по правам человека. Гражданке К. была предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Права К. и ее новорожденной дочери Софии на семью были восстановлены.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.
