В ноябре 2010 года исполняется 60 лет со дня открытия для подписания Конвенции о защите прав человека и основных свобод, бесспорно, ключевой Конвенции, принятой в рамках Совета Европы. Несмотря на солидный «возраст», этот документ вряд ли можно назвать застывшим или архаичным, Европейская Конвенция – развивающийся и постоянно дополняющийся договор, подлежащий толкованию с учетом условий современной жизни (в настоящий момент принято 14 дополнительных Протоколов).
Исторически сотрудничество России с Советом Европы берет свое начало в 1989 году, когда Парламентской ассамблей Совета Европы были установлены связи с Верховным Советом СССР с предоставлением последнему статуса «специально приглашенного». В 1992 году этот статус был передан Верховному Совету РФ. Не останавливаясь на достигнутом, в том же 1992 году Россия подала заявку на вступление в Совет Европы в качестве полноправного члена. Минуя ряд трудностей, 28 февраля 1996 года Российская Федерация была официально принята в Совет Европы.
К лету 1998 года Федеральным Собранием РФ были ратифицированы основополагающие документы Совета Европы, в том числе Европейская Конвенция и дополнительные протоколы к ней. Таким образом, основа была заложена, принципиальное признание приоритета европейских норм на практике выразилось в кропотливой работе по их имплементации в существующее национальное законодательство, начался пересмотр не отвечающих новым требованиям национальных законов и подзаконных актов, разработка и принятие новых нормативных документов, корректировка правоприменительной практики, одним словом, непростой процесс адаптации российской правовой системы к стандартам Совета Европы.
В итоге, за истекшие 12 лет национальное законодательство России заметно обновилось. Акцент делался, в первую очередь, на признание приоритета и гарантий защиты прав и свобод личности. Изменения коснулись практически всех отраслей российского права: гражданского, уголовного, административного, арбитражного и других.
Кроме того, подписание Европейской Конвенции предоставило всем лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, возможность обращения с индивидуальными жалобами за защитой своих прав в европейские институты, прежде всего, в Европейский Суд по правам человека, наделенный компетенцией решать споры между личностью и государством.
По мере того как повышался уровень правовой грамотности населения, а ситуация с соблюдением прав человека оставляла желать лучшего, более того, в сердцах граждан укоренялось чувство глубокой неудовлетворенности российской судебной системой, количество жалоб, подаваемых против Российской Федерации в Европейский Суд, возрастало. Если в 1999г. была подана 971 жалоба, то в 2004г. – 5824, а в 2009г. – 13666. По предварительной информации на 1 сентября 2010 года из России поступило 10,5 тысячи жалоб. В настоящее время в производстве Суда находятся 42580 жалоб, поданных гражданами Российской Федерации. В 2010 году 4954 жалобы признаны неприемлемыми, 5264 дела рассмотрено, по 310 делам вынесены постановления.
По сравнению с предыдущими годами возросло количество обращений от военнослужащих, пенсионеров, лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и изоляторах временного содержания. В то же время, державшиеся долгие годы по количеству на первом месте, обращения, связанные с несвоевременным исполнением судебных решений, невыплатой государством присужденных судом компенсаций, в этом году сократились. Эта системная проблема долгое время была предметом дискуссии между представителями Европейского Суда и российской стороны. В связи с этим же в 2009 году Европейским Судом было вынесено первое пилотное постановление в отношении России (Бурдов против России (2)). Результатом такого взаимодействия стало принятие 30 апреля 2010 года Федерального закона №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», реализация которого будет способствовать устранению подобных проблем на внутригосударственном уровне.
Конечно эта системная проблема не единственная в нашем государстве, нерешенными пока остаются такие проблемы как: незаконное заключение под стражу или необоснованное избрание меры пресечения (арест и заключение под стражу); условия содержания в изоляторах временного содержания; неэффективность следственных действий при поиске людей, пропавших без вести. В этих направлениях ведется работа, но до их устранения еще далеко.
В заключение хотелось бы отметить, что выполнение обязательств, принятых в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией основополагающих европейских документов, конечно, не является самоцелью. Реальные шаги в этом направлении нужны, прежде всего, самой России, ее гражданам и диктуются необходимостью изменить в лучшую сторону пока еще сложную ситуацию с правами человека, а путь этот не близкий.
В качестве примера обратимся к Великобритании – первой стране, ратифицировавшей Европейскую Конвенцию уже практически 60 лет назад. Для признания права на подачу индивидуальной жалобы и обязательной юрисдикции Европейского Суда этому государству потребовалось 15 лет, а права, гарантированные Конвенцией, не могли быть защищены в судебном порядке, согласно английскому внутреннему законодательству, вплоть до 2000 года, пока не был принят специальный закон. Россией первые шаги уже сделаны, поэтому у нашей страны есть все шансы пройти этот путь быстрее Великобритании, уделяя не меньше внимания качественной стороне вопроса, и тем самым обеспечить в будущем своим гражданам высокий уровень международно-правовой защищенности.
Конвенция работает. Она работает на российских граждан, подводя их шаг за шагом медленно, но неуклонно к европейскому уровню правовой защищенности.

Федеральным законом от 24.06.2025г. №176-ФЗ внесены изменения в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С 05.07.2025 года установлена уголовная ответственность:
- за передачу своей банковской карты третьим лицам за вознаграждение;
- совершение операций по указанию или в интересах другого лица;
- передачу или приобретение карты лицом, не являющимся клиентом банка;
- совершение операций с чужими картами или электронными кошельками.

В среду, 16.07.2025 года на личный прием в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилось 6 человек.
Среди обратившихся — члены семей участников СВО, пенсионеры, инвалиды, родители, обратившиеся в интересах детей.

14 июля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова представила комитетам Государственной Думы Российской Федерации тематический доклад "Защита прав инвалидов в Российской Федерации", который состоит как из анализа существующих проблем в этой области, так и предложений по их решению.
Тематический Доклад был рассмотрен пятью комитетами Госдумы – по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, по труду, социальной политике и делам ветеранов, по охране здоровья, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом по контролю.

13 июля 2025 года Калининградская область присоединилась к Всероссийскому Параду Семьи.
В Калининграде в Параде приняли участие прихожане православных храмов Калининградской епархии, общественные организации отстаивающие интересы традиционных семейных, духовно-нравственных ценностей, такие как Русская община Калининградской области, КРОО "Ассоциация многодетных семей", Женсовет в составе Общественного Совета при Администрации городского округа "Город Калининград", а также гости Калининграда, есть такие, кто специально приезжает к нам на Парад из других регионов России.
В организации и проведении Парада семьи активное участие приняли представители регионального отделения ВРНС в Калининградской области и регионального отделения МОО "Союз православных женщин" в Калининградской области.
В Параде приняли участие и сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.А.Никитина в апреле 2025 года поступило обращение от гражданина Т., проживающего в п. Мельниково Калининградской области, в защиту жилищных прав.
Т. относится к категории лиц из числа сирот.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 05.10.2022 года, вступившим в законную силу, Правительство Калининградской области обязано было предоставить Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, за счет средств бюджета Калининградской области.
На момент обращения к Уполномоченному Т. жильем не был обеспечен.