В адрес Уполномоченного по правам человека в сентябре 2019 года обратилась гражданка Л. по вопросу искажения медицинской документации в личном кабинете.
На протяжении длительного периода хронического заболевания у пациентки были проблемы с глазами, однако к офтальмологу направление получить ей не удавалось. Ей посчастливилось попасть на прием к офтальмологу 1 сентября 2016 года. Видимо, в этот день большинство пациентов повели детей в школу, и она смогла обследоваться у офтальмолога, было назначено лечение. Однако глаза по-прежнему болели, ухудшалось зрение. В то же время попасть на повторный прием к офтальмологу не представлялось возможным ввиду отсутствия талонов и невозможности записи онлайн к специалистам.
В 2017 году при очередной попытке записи онлайн на прием к врачу, пациенткой в «Личном кабинете» были обнаружены записи о приеме офтальмологом не только 1 сентября 2016 года, когда она действительно была у врача, но и записи о приеме у офтальмолога 2 и 5 сентября 2016 года. В эти дни я на приеме у офтальмолога она не была.
Кроме того, в «Личном кабинете» ею были обнаружены записи о приеме оториноларинголога 6 и 7 декабря 2016 года. К указанному врачу пациентка не обращалась. Кроме того, при очередном посещении врача обнаружилось, что в ее амбулаторной карте оказалась вложенной дополнительная амбулаторная карта, в которой имеются лишь записи о приеме оториноларингологом. В ней указано, что Л. обратилась по вопросу проблем с ушами, дана консультация, и после рекомендаций врача проблема с ушами решена. Речь в данном случае идет не просто о приписках о не оказанных мне медицинских услугах, но и о приписывании пациенту несуществующего диагноза, что, по мнению Л., является грубым вмешательством в ее частную жизнь, искажением ее персональных данных — данных о ее здоровье.
Л. сообщила, что те симптомы, которые ее беспокоят, зачастую врачами в амбулаторную карту не записываются. В то же время, в амбулаторной карте могут появиться записи о несуществующих болезнях. Такая ситуация приводит к недоверию к врачам, а также к искажению в амбулаторной карте сведений о состоянии здоровья и проводимом лечении.
По данному вопросу Л. письменно обращалась к главному врачу горбольницы №3 в 2017 году. По результатам рассмотрения обращения ей позвонила доктор оториноларинголог, извинилась за допущенное недоразумение, объяснила его тем, что, видимо, перепутала пациента. Офтальмолог назначила Л. время для очередного приема, в ходе которого проверила зрение Л..
В связи с тем, что поликлиника отреагировала на обращение Л., она не стала обращаться по вопросу приписок в Минздрав области, в страховую медицинскую организацию. Она полагала, что все недостоверные записи будут удалены из ее истории болезни. Однако этого не произошло.
В 2019 году Л. вновь решила проверить записи об оказанной ей медицинской помощи в своем личном кабинете на сайте Госуслуг. Оказалось, что все записи о несуществующих приемах вышеназванными специалистами в ее личном кабинете остались. Более того, там появилась дополнительная информация – «амбулаторный эпикриз» по каждому ее несуществующему посещению вышеназванных специалистов. Таким образом, образовалась путаница в истории болезни. Пациенту теперь нужно проводить расследование, чтобы определить, какие посещения к врачу были реальными, и, соответственно, то, что написано в амбулаторных эпикризах, имело место быть, а какие записи не соответствуют действительности, соответственно недостоверной является информация о моем состоянии здоровья.
Не получая зачастую своевременной качественной медпомощи в Калининградской области, Л. периодически вынуждена лечиться за пределами области, где врачи требуют историю болезни. Составить историю болезни из достоверных и недостоверных сведений, имеющихся в личном кабинете, затруднительно.
Л. справедливо посчитала нежелание убрать из ее истории болезни недостоверную информацию вмешательством в ее частную жизнь, использованием в корыстных целях ее персональных данных, искажением информации о ее здоровье.
Л. обратилась в Минздрав области, к Уполномоченному по правам человека за содействием в удалении записей о несуществующих приемах специалистами в поликлинике на ул.Генделя в Калининграде.
Кроме того, на сайте Госуслуг появилась дополнительная возможность – запрос информации об оказанных медицинских услугах и их стоимости. Л. заказала такую справку, из которой следует, что 19.10.2018 года она прошла диспансеризацию, за что врачу терапевту Калининградской ГБ № 3 перечислено 1 290,66 рублей. Данная информация также не соответствует действительности. Диспансеризацию в поликлинике Л. не проходила, у врача терапевта в октябре 2018 году не была. Напротив, была намерена пройти в 2018 диспансеризацию, в личном кабинете всегда были свободные «окошки» для прохождения диспансеризации, но решила отложить данное мероприятие на конец года. Но в октябре-декабре 2018 года свободные «окошки» для записи на диспансеризацию исчезли, по всей видимости, оттого что она ее уже «прошла онлайн».
Л. просила разобраться и с очередной недостоверной записью в ее личном кабинете о прохождении диспансеризации, принять меры в целях удаления из ее истории болезни всех лишних записей о несуществующих приемах к врачам.
Л. сообщила, что не имеет цели и желания привлечения кого-то из медиков к ответственности. Заявительница лишь просила содействия в приведении в соответствие с действительностью ее медицинской документации и обеспечения условий для возможности получения своевременно качественной медицинской помощи в поликлинике на Генделя в Калининграде.
По результатам рассмотрения обращения был получен ответ из Министерства здравоохранения области, в котором сообщалось о результатах проведенной проверки. Факты, изложенные обращении Л., подтвердились.
Из программы медицинской информационной системы «БАРС- Здравоохранение» были удалены недостоверные записи посещений, указанных Л. в обращении. Сотрудники, допустившие указанные нарушения предупреждены о недопустимости подобных нарушений при оказании медицинской помощи.
Министерством здравоохранение Главному врачу 3-й горбольницы указано на необходимость усиления контроля за организацией оказания медпомощи в поликлинике, особое внимание обратить на соблюдение требований медицинской этики и деонтологии.