Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
5 мая — Международный день борьбы за права инвалидов
05.05.2016 | Новости

 

Сегодня мир отмечает Международный день борьбы за права инвалидов.  5 мая 1992 года люди с ограниченными возможностями из 17 стран впервые провели общеевропейский день борьбы за равные права и против дискриминации инвалидов.

Из Доклада Уполномоченного по правам человека в Калининградской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина за 2015 год

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЛЮДЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(ст. 39 Конституции РФ)

 

Провозглашенные в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в силу возраста, состояния здоровья. Статья 39 Конституции РФ устанавливает обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан. Данные категории людей требуют особого внимания и помощи.

Подписание Россией 24 сентября 2008 года и последующая ратификация в мае 2012 года Конвенции о правах инвалидов свидетельствует о согласии нашей страны с принципами, на которых строится политика в отношении инвалидов и намерении России соблюдать международные стандарты политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов. Это означает, что Российская Федерация стремится к реализации основных принципов отношения к инвалидам: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Реализация положений Конвенции требует совершенствования действующих и введения новых механизмов обеспечения прав инвалидов и создания условий для их социальной интеграции.

Поэтапно законодательство РФ приводится в соответствие с Конвенцией, за последние годы внесены существенные изменения в законодательную базу, которые должны способствовать реализации прав людей с инвалидностью. С 2011 года принята и реализуется государственная программа РФ «Доступная среда», в рамках которой сформирована единая методология формирования безбарьерной среды для инвалидов. В декабре 2015 года утверждена новая редакция государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы, предусматривающая продление мероприятий по формированию условий доступности объектов и услуг  для инвалидов, софинансируемых из федерального бюджета[1].

Госпрограммой предусмотрены меры, направленные на формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе технических средств реабилитации; на решение проблем, связанных с трудоустройством инвалидов. Запланирована реализация мероприятий, направленных на создание системы, обеспечивающей преемственность в работе с инвалидами, имеющими различные ограничения жизнедеятельности, с учетом их возраста.

Принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»[2]. Нормами указанного закона и принятыми в целях его реализации подзаконными актами установлены правовые механизмы для поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов.

Законом впервые в России законодательно определено понятие «абилитации» ребенка – инвалида — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы абилитации ребенка — инвалида и ее формы определены приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н. Законом предусмотрено создание Федерального реестра инвалидов — федеральной государственной информационной системы, в которой собираются сведения об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах (сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты).

С целью формирования и ведения федерального реестра инвалидов Министерством социальной политики Калининградской области 22 декабря 2015 года заключено соглашение об информационном взаимодействии с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области». По состоянию на 01.01.2016 в Калининградской области проживало 75 444 инвалида, в том числе 3043 ребенка-инвалида. Вопросы соблюдения и обеспечения прав граждан данной категории входят в компетенцию органов государственной власти, местного самоуправления, различного рода учреждений, территориальных подразделений соответствующих федеральных органов власти.

Несмотря на принимаемые меры. положение инвалидов остается сложным, а численность данной категории населения высокой, существует целый ряд проблем, разрешение которых зависит от совершенствования законодательства, от финансирования, организационных мероприятий, от человеческого фактора.

Обращения в защиту прав инвалидов в адрес Уполномоченного по правам человека составляют значительную часть из общего числа обращений. От инвалидов, пенсионеров в 2015 году поступило 374 обращения или 23% от общего количества, примерно как в 2014 году (392 обращения). По вопросам защиты прав инвалидов в 2015 году рассмотрено 193 обращения или 12% от общего количества.

Анализ обращений показывает, что система обеспечения, соблюдения и защиты прав инвалидов нуждается в совершенствовании на региональном и, прежде всего, на федеральном уровне.

В целях наиболее эффективной защиты прав инвалидов при Губернаторе Калининградской области создан совет по делам инвалидов, являющийся совещательным органом, содействующим обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Калининградской области, общественных объединений и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов. Уполномоченный по правам человека работает в составе совета и является членом этого Совета.

Важным условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.

Одной из основных проблем для большинства инвалидов, в первую очередь с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации; равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории.

Законодательством РФ определены требования к органам власти и организациям по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

В 2015 году были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ[3], благодаря которым исключается возможность строить социальные объекты и жилье без учета их доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан. Изменения жестко регламентируют требования к застройщикам, проектировщикам и заказчикам строительства. С 1 января 2016 года соблюдение требований доступности и безбарьерной среды становится обязательным для любого строительства.

Формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повышает социальные гарантии этой категории граждан, снижает бюджетную нагрузку на социальные службы, позволяет инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться.

В Калининградской области с 2011 года реализуется программа «Доступная среда» с целью обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — МГН). За 2014-2015 г.г. были адаптированы для доступа инвалидов 103 социально-значимых учреждения. В 2015 году к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья адаптировано 72 социально значимый объекта, что на 26 больше, чем в 2014 году. Мероприятия по созданию доступной среды реализованы в 31 учреждении социального обслуживания: госпитале для ветеранов, социальных приютах для детей и подростков, центрах социальной помощи семье и детям, областном кризисном центре помощи женщинам, реабилитационных центрах и домах-интернатах для инвалидов  и других. Адаптированы 6 организаций здравоохранения: Нестеровская, Советская, Правдинская и Полесская центральные районные больницы, Родильный дом Калининградской области №1 (административно-гинекологический корпус), а также Центр медицинской профилактики и реабилитации. Доступнее для людей с инвалидностью стали 12 организаций физкультуры и спорта. В их числе – Детско-юношеская спортивная школа Правдинска, Центр спорта и отдыха «Олимп» Гвардейского района, Гусевский и Неманский стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы Зеленоградска, Светлогорска. Мероприятия по формированию доступной среды проведены в 12 образовательных организациях, 11 организациях культуры. Проведена работа по утверждению перечней административных регламентов государственных и муниципальных услуг, в которые внесены изменения и дополнения по включению в обязательном порядке всех требований к обеспечению условий их доступности для инвалидов.

Министерством социальной политики Калининградской области организовано обучение специалистов, работающих с инвалидами. Проведены обследование и паспортизация объектов, составлены и приведены в соответствие  с действующим законодательством «паспорта доступности объектов».

Доступная среда в регионе создается органами власти в сотрудничестве с самими представителями маломобильных групп населения. Представители калининградской общественной организации инвалидов «Ковчег» разработали доступные для маломобильных путешественников маршруты по городу Калининграду, предложили городским властям изменить центр Калининграда: понизить бордюры, сделать более пологими уклоны, использовать тактильную плитку, создать удобные парковки. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года Калининград ждет масштабный ремонт. Активисты надеются сделать город более удобным для всех групп населения. Пока, по мнению общественников, территория Калининграда доступна для людей на инвалидных колясках примерно на 5%. Активисты «Ковчега» консультируют градостроителей: все объекты, которые реконструируются или строятся по заказу Администрации ГО «Город Калининград», инвалиды тестируют на доступность. Общественники проводят  семинары по созданию доступной среды для проектировщиков, архитекторов, чиновников, отвечающих за создание безбарьерной среды в Калининградской области. Привлекаются крупнейшие российские эксперты в этой области для исправления  ошибок уже на этапе проектирования объектов.

В своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека не раз отмечал проблему доступности для инвалидов помещений бюро медико-социальной экспертизы в Калининградской области.. Учреждения не отвечают требованиям доступности для маломобильных групп населения. В большинстве бюро отсутствуют пандусы, специалисты и посетители ютятся в тесных помещениях, не хватает сидений для ожидающих приема. Посещение комиссии превращается в настоящее испытание для более чем двадцати шести тысяч людей, такое количество ежегодно проходит медико-социальную экспертизу. Не многие врачи соглашаются работать в таких условиях, штат укомплектован лишь на 60%, специалистов явно не хватает.

Причиной такого положения является отсутствие у  учреждения собственных помещений.

 

В адрес Уполномоченного поступило обращение от председателя КРОО «Лига защитников пациентов» Шапошниковой М.В., сообщившей, что помещение Бюро № 4 Медико-социальной экспертизы в г.Черняховске не отвечает требованиям доступности для маломобильных категорий граждан, не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям к помещениям, в которых проводятся заседания медико-социальной экспертизы.

На обращение Уполномоченного по данному вопросу в Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области из указанного Учреждения получен ответ следующего содержания.

Помещения для проведения медико-социальной экспертизы должны соответствовать государственным эпидемиологическим правилам и нормативам. Помещение, в котором располагается бюро МСЭ № 4, арендуется у Черняховской больницы. Согласно существующим нормативно-правовым актам, основной балансодержатель (Черняховская больница) должен обеспечить доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Тем не менее указанное помещение не приспособлено под нужды маломобильных групп населения.

Уполномоченным направлено обращение в Администрацию Черняховского городского округа с ходатайством о возможности предоставления другого помещения, более приспособленного для организации медико-социальной экспертизы на территории Черняховского района.

 

Мониторинг доступности бюро медико-социальной экспертизы в 2015 году провели также активисты Народного Фронта совместно с КРООИ «Ковчег». Они подтвердили  выводы о недоступности помещений МСЭ для маломобильных групп населения.

Уполномоченным по правам человека по результатам посещения домов-интернатов неоднократно рекомендовалось Министерству социальной политики Калининградской области принять меры по созданию в них доступной среды для проживания инвалидов и лиц пожилого возраста. В 2015 году в домах-интернатах оборудованы пандусы, специальные поручни в столовых, медицинских блоках, душевых и санитарных узлах. Приобретены мобильные ванны для ухода за гражданами, неспособными к самостоятельному передвижению, и мобильные устройства для подъема инвалидов-колясочников по лестницам, системы голосовой трансляции и оповещения, тележки с гидравлическим приводом для гигиенического ухода за больными, диодные электронные табло «Бегущая строка», откатные автоматические двери. Все инвалиды своевременно проходят освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы, нуждающиеся обеспечены техническими средствами реабилитации: ходунками, памперсами, индивидуальными креслами-колясками, слуховыми аппаратами, очками.

Согласно ст. 30 Конвенции о правах инвалидов государство обязано принимать все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к местам культурных мероприятий или услуг (театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, туристические услуги), а также к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Значительная часть учреждений культуры, архивов, музеев, библиотек Калининградской области не оснащены необходимыми техническими средствами и условиями для использования культурных ценностей инвалидами по слуху и по зрению (субтитры, дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписи или световые сигналы, знаки, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля), инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, хотя работа в данном направлении ведется.

В 2015 году продолжилось принятие мер с целью решения проблемы туризма для инвалидов. Стало доступным для маломобильных групп населения еще одно учреждение культуры — одна из главных достопримечательностей Калининграда — Музей янтаря. В рамках государственных программ «Развитие культуры» и «Доступная среда» при софинансировании из областного бюджета при поддержке Министерства культуры и Министерства социальной политики области, в музее было установлено специализированное оборудование для людей с ограниченными возможностями здоровья — лифт и экскурсионное оборудование для слабослышащих. Установка оборудования проводилась под контролем экспертов Калининградской общественной организации инвалидов «Ковчег». Впервые в регионе реализован подобного рода проект в историческом здании, где масштабные перестройки и реконструкции практически невозможны. Ранее для гостей с нарушением опорно-двигательного аппарата была практически недоступна расположенная на втором этаже постоянная экспозиция музея. Приобретена также новая техника для посетителей с ослабленным слухом. Благодаря специализированным приемникам и передатчикам у данной категории граждан появилась возможность получить экскурсионное обслуживание.

Калининградской общественной организацией инвалидов «Ковчег» в 2015 году был организован цикл семинаров, направленных на доступность для маломобильных групп населения учреждений общепита и гостиниц. Поднимая проблему отсутствия в Калининградской области приспособленных для инвалидов гостиниц и кафе, общественники  пригласили их владельцев и управляющих, чтобы рассказать, как можно достаточно быстро и качественно адаптировать любое помещение и тем самым привлечь клиентов из числа маломобильной группы населения. Специалисты по доступной среде провели для них обучающие тренинги. Все больше владельцев кафе, ресторанов и гостиниц понимают, что создавая комфортные условия для людей с ограниченными возможностями, они не только привлекают новых клиентов, но и получают конкурентное преимущество перед теми, кто еще не задумался над созданием доступной среды.

9 декабря 2015 года в конференц-зале отеля «Ibis» состоялась конференция на тему «Развитие доступного туризма на территории Калининградской области». В нем приняли участие сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека, министр туризма области, представители министерства социальной политики области, администрации МО «Гвардейский городской округ», представители туристического бизнеса, общественных организаций области и др.

В рамках конференции обсуждались вопросы, связанные с развитием доступных видов туризма для маломобильных групп населения области, обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам туристической инфраструктуры и др. Инициатором конференции выступила С.Р.Нигматуллина. Она передвигается в инвалидной коляске и, несмотря на ограниченные физические возможности, ведет активную социальную, общественно-политическую, просветительскую деятельность. С.Р.Нигматуллина принимала участие в создании и открытии адаптированных пляжей для людей с ограниченными физическими возможностями в городах Зеленоградске и Пионерском; является автором проектов «Гвардейск без барьеров», «Танцы на колясках», «Экскурсии для всех». В 2015 году С.Р.Нигматуллина. принимала активное участие в организации и проведении международного фестиваля телеработ «Смотри на меня как на равного»; интеграционной фотовыставки «Я продолжаю идти»; разработала доступный экскурсионный маршрут «В историю Кенигсберга и Калининграда без преград», являясь его бессменным экскурсоводом и первым гидом-экскурсоводом с инвалидностью в России. Она является руководителем инициативной группы по доступному туризму в Калининградской области; участвовала в качестве модели на Неделе высокой моды в городе Москва; является членом общественного совета при администрации Гвардейского городского округа. Своим образом жизни и общественной деятельностью она доказывает на практике, что инвалидность — лишь показатель взаимодействия между людьми с ограниченными возможностями здоровья и барьерами окружающей среды.. Если инвалиду создать условия для возможности трудиться, обеспечить доступ к объектам культуры, то его жизнь не будет ограниченной, и он сможет стать полноценным членом общества.

На конференции отмечалось, что несмотря на проводимую региональной властью работу, Калининградская область не является пока достаточно доступной для туризма маломобильных групп граждан. Современное состояние доступной туристкой среды остается на неудовлетворительном уровне, предприятия индустрии туризма не подготовлены для предоставления услуг доступного туризма, для перевозки маломобильных групп населения и специалистов по обслуживанию людей с инвалидностью не хватает транспорта;  существуют проблемы с наличием туалетов, с отсутствием оборудованных для инвалидов дорожек к морю, к культурным и историческим объектам.

В качестве положительного примера приводилось оборудование пляжей для маломобильных групп граждан на побережье Балтийского моря в Зеленоградске и Пионерском курорте. Идею создания доступного пляжа предложила общественная организация инвалидов «Ковчег», реализация проекта осуществлялась с учетом рекомендаций и предложений данной организации, с ее помощью. Пляжи Зеленоградска и Пионерского были оснащены доступной для инвалидов инфраструктурой: пандусами, деревянными настилами и навесами для шезлонгов, удобными для людей с ограниченными физическими возможностями, раздевалками, кабинами биотуалетов и специальными колясками для проезда к морю по песку и купания. Проект реализован благодаря проведению конкурса «Создание условий для рекреации, обустройство мест массового отдыха для жителей муниципальных образований Калининградской области». Софинансирование проекта осуществлялось из местных бюджетов. Министр туризма области на конференции пообещал продолжить и в 2016 году работу по оборудованию пляжей для инвалидов, а также приобрести экскурсионный автобус, приспособленный для нужд инвалидов.

В целях создания доступного туризма в Калининградской области целесообразно: обеспечить доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья в региональных и муниципальных музеях, учреждениях культуры и искусства; рассмотреть возможность финансирования приобретения экскурсионного автобуса оборудованного для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья; разработать и внедрить систему проката такого туристического автобуса; определить регламент предоставления социального такси для возможности проведения экскурсий для лиц с инвалидностью.

Генеральная Ассамблея ООН в декабре 2015 года   постановила провозгласить 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах развития. В резолюции по этому поводу делегаты Ассамблеи предложили всем государствам оказывать поддержку туризму, как одному из средств поощрения и ускорения устойчивого развития.

Важной составной частью доступной для инвалидов среды является вопрос обеспечения доступности для инвалидов транспорта и транспортной инфраструктуры. В этой связи Калининградская область нуждается в обновлении парка автобусов. Необходимо принять меры по оборудованию остановочных павильонов и пешеходных путей с учетом требований доступности для инвалидов.

Препятствиями на пути реализации маломобильными горожанами своего права на доступное и безопасное использование транспорта является несоблюдение водителями общественного транспорта правил дорожного движения: инвалиды не могут войти в автобусы, которые не подъезжают к краю тротуара; водители автобусов высаживают пассажиров на проезжую часть дороги, в зону повышенной опасности.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие инвалиды практически не выходят из дома, поскольку испытывают значительные трудности с передвижением. Двери лифтов в зданиях слишком узкие, и инвалиды на колясках не могут ими воспользоваться, лестницы не оборудованы пандусами. Не полностью адаптирована и социальная инфраструктура для обеспечения инвалидам возможности свободно перемещаться по населенному пункту: не везде тротуары сопряжены с проезжей частью, не оборудованы остановки общественного транспорта и сам транспорт. Световые сигналы светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, не везде дублируются звуковыми сигналами. Звуковые светофоры и рельефные переходы, специально ориентированные для людей с нарушением зрения, появились в Калининграде, но их мало, в особенности, в районах области.

Для обеспечения доступности информации для граждан с нарушением слуха на ГТРК «Янтарь» и НТРК «Каскад» с 2011 года новостные телепрограммы дублируются «бегущей строкой» с качественным хорошо читаемым текстом.

В целях частичного решения транспортной проблемы Министерством социальной политики Калининградской области с 2001 года успешно развивается Социальная служба перевозок (социальное такси), оказывающая услуги инвалидам, испытывающим проблемы с передвижением. Финансирование деятельности Социальной службы перевозок осуществляется за счет средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций местным бюджетам. Ежегодно более 5 тысяч инвалидов реализуют свое право на бесплатные транспортные услуги. Проезд осуществляется на основании талонов, выдаваемых комплексными центрами социального обслуживания населения по месту жительства инвалида. В 2015 года автопарк социальной службы перевозок пополнился новыми транспортными средствами. 7 специализированных микроавтобусов, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья для службы социального такси получили Багратионовский, Зеленоградский, Неманский районы, Гвардейский, Гурьевский, Озерский и Советский городские округа. Микроавтобусы оборудованы механизмом подъёма пассажира вместе с креслом в салон, внутри предусмотрены крепления для фиксации колясок. Конструкция разработана с учётом всех правил безопасности. В данный момент социальная служба перевозок функционирует во всех муниципальных образованиях области. Ее автопарк насчитывает 34 микроавтобуса.

Неоднократно Уполномоченный по правам человека обращал внимание на проблему стоянок для транспорта инвалидов. По закону парковка транспортных средств без соответствующего знака «Инвалид» в специально-отведенных местах запрещена. Места парковки для инвалидов распространяются только на транспортные средства граждан, имеющих 1 и 2 группы инвалидности.

Водителю, незаконно занявшему место стоянки для инвалидов, грозит административный штраф.

В 2015 году Калининградская область приняла участие во Всероссийском профилактическом мероприятии по защите прав водителей-инвалидов. В период проведения  мероприятия за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, сотрудниками подразделений ГИБДД привлечены к административной ответственности 388 водителей. В городах области вместе со специальными экипажами контроль за парковкой вели общественники. Юные инспекторы движения участвовали в акции «Право на жизнь», в ходе которой водителям раздавались тематические листовки.

9 декабря 2015 года ГИБДД Калининградской области совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека проверила парковки для инвалидов.

По моему мнению, проблемой для инвалидов является отсутствие права на специальную парковку для инвалидов 3 группы.

 

Так, в адрес Уполномоченного в сентябре 2015 года обратилась гражданка М., инвалид 3 группы из Калининграда. Заявительница сообщила, что с 2009 года является инвалидом 3 группы бессрочно (быстро прогрессирующее течение нарушений тазовых органов, гипертоническая болезнь 2 стадии, грыжи дисков позвонков). Инвалидность получена при исполнении обязанностей военной службы. Женщина остановилась на месте для инвалидов у торгового центра. Сотрудник ГИБДД составил протокол об административном правонарушении и оштрафовал ее.

 

Действительно, согласно действующему законодательству, у инвалидов III группы отсутствует право размещения на своих автомобилях специальных табличек, и, соответственно, пользования выделенными для инвалидов парковками.  За подобные действия КоАП РФ  устанавливает ответственность в виде штрафа. Считаю, что нормы КоАП РФ   в этой части ограничивают беспрепятственный доступ инвалидов 3 группы к социальной инфраструктуре.

Согласно ч. 9 ст. 15 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015): «На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно». Федеральный закон не разделяет инвалидов на категории в зависимости от степени инвалидности.

Необходимо принять меры с целью обеспечения равных прав инвалидов всех групп по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.

Мною предложено Министерству социальной политики области изучить данный вопрос и обратиться в Правительство РФ с предложениями о внесении поправок в федеральное законодательство с целью решения проблемы бесплатных парковок для маломобильных инвалидов 3 группы.

 

В 2015 году с проблемой доступности авиатранспорта столкнулась жительница Калининградской области С. В Москве девушку на инвалидной коляске не пустили в самолет. Багажная служба аэропорта «Шереметьево» отказала в транспортировке инвалидного кресла С., прибывшей в столицу для участия в Неделе высокой моды. После того как С. зарегистрировалась на рейс, в багажной службе ей сообщили, что не могут принять такой тяжелый груз как инвалидная коляска, при том что передвигаться без кресла калининградка не может. Девушке пришлось пропустить свой рейс.

В настоящее время С. не только смогла доказать авиакомпании свою правоту, она обучает представителей авиа-бизнеса обеспечению доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов.

 

В 2015 году Минтрансом России определены правила обеспечения доступности для инвалидов пассажирских вагонов и вокзалов[4].

С 1 января 2015 года инвалиды не могли реализовать право на компенсацию проезда к месту реабилитации. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам в разных регионах страны отказывали в оплате проезда к месту реабилитации. Это было связано с несовершенством нормативной базы: по закону о бюджете Фонда социального страхования от 01.12.2014 г. № 386-ФЗ на 2015 год бесплатный проезд предусмотрен только в случае лечения за счет средств федерального бюджета. При этом, медицинская реабилитация и многие виды высокотехнологичной медпомощи с  2015 года оплачиваются из средств Фонда ОМС. Минздрав России не внес вовремя изменения в свои нормативные акты (Приказ № 617 от 5.10.2005 о порядке направления граждан к месту лечения при наличии медицинских показаний), что стало причиной отказа в компенсациях. Приказом  № 598н от 27.08.2015 года Минздрав восстановил право инвалидов на бесплатный проезд. Приказ зарегистрирован в Минюсте в сентябре 2015 года. Инвалидам в РФ вернули право на компенсацию проезда к месту реабилитации.

Особую актуальность для детей и молодежи с инвалидностью имеют вопросы получения образования.

Государство гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников), независимо от состояния здоровья. Однако, многие государственные гарантии так и остаются не доступными для инвалидов. По данным Федерального агентства по образованию, только половина детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в адекватных условиях.

Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2015 N 460[5] установлено, что в 2015 году общеобразовательным организациям предоставляются гранты в форме субсидий из областного бюджета на проведение мероприятий по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по итогам проведения конкурсного отбора в рамках реализации Государственной программы Калининградской области «Развитие образования»[6].

Одной из задач, поставленных майским 2012 года Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» является повышение доступности профессионального образования для инвалидов. На одном из заседаний Совета по делам инвалидов при Губернаторе Калининградской области с участием Уполномоченного по правам человека говорилось о том, какие условия создаются для обучения различным специальностям людей с проблемами здоровья в Калининградской области. Отмечалось, что в образовательных учреждениях региона создается безбарьерная среда. В специализированном техникуме-интернате для инвалидов в Советске сформирована инфраструктура, обеспечивающая условия для комфортного пребывания и обучения людей с проблемами здоровья. В Художественно-промышленном техникуме установлено современное лабораторное и учебно-производственное оборудование, налажено программное и методическое обеспечение образовательного процесса с учетом потребностей инвалидов по зрению, слуху, с заболеваниями опорно-двигательной системы. В 2014 году за счет средств, предусмотренных государственной программой Калининградской области «Развитие образования», в Педагогическом институте в Черняховске проведены работы по повышению доступности зданий для обучения и проживания инвалидов. Безбарьерная среда формируется еще в двух профессиональных образовательных организациях: Колледже сервиса и туризма в Калининграде и Гусевском политехническом техникуме. Министерством образования области утвержден и поэтапно реализуется план мероприятий по созданию во всех 15 учреждениях, подведомственных региональным органам исполнительной власти, условий для получения профессионального образования инвалидами. Большинство педагогических работников уже прошли соответствующее дополнительное обучение, в ряде образовательных организаций введены дистанционные технологии. Сорок процентов программ, реализуемых в учреждениях профобразования, адаптированы для обучения граждан с проблемами здоровья.

В то же время, среди инвалидов доля людей, получающих профессиональное образование, пока мала. В связи с этим  необходимо активизировать работу по информированию людей с проблемами здоровья о возможностях профессионального обучения. Необходимо дальнейшее совершенствование системы профориентации граждан с инвалидностью.

Доступность профессионального образования для лиц с инвалидностью зависит, в частности, от доступности помещений вузов и других образовательных учреждений для маломобильных групп населения.

В Балтийском федеральном университете имени И. Канта комплексным решением вопросов доступной среды занимается компания «Обсервер», которой завершен первый этап работ по созданию доступной среды. 1 и 2 корпусы БФУ им. И. Канта полностью доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальной проблемой по-прежнему остается трудоустройство инвалидов .

В 2015 году изменился порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. В число работодателей, включенных в этот процесс, вошли организации с численностью работающих от 35 до 100 человек (размер квоты – 3%), и также, как и ранее, – предприятия с числом занятых более 100 человек (квота – 4%).

Это позволило заквотировать 2949 рабочих мест для инвалидов, что почти на 511 больше чем в 2014 году (2438 рабочих мест).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Губернатором области 25 июня 2012 года утвержден разработанный Правительством области план реализации данного Указа. Планом предусматривалась реализация в 2012-2015 годах в Калининградской области комплекса мер, направленных на повышение эффективности мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов.           Государственной программой «Социальная поддержка населения», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года № 848, предусматривалось создание в 2015 году 94 оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.  Возмещение затрат работодателя производится в размере фактической стоимости оборудования, работ по его монтажу и установке, но не более 72 690 рублей на одно рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида.

Постановлением Правительства области от 18 июня 2015 года № 344 «О предоставлении в 2015 году субсидий на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в целях оказания содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» утвержден порядок, определяющий правила и условия предоставления в 2015 году субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) работодателям затрат на реализацию дополнительных мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. В целях реализации постановления утвержден приказ Министерства социальной политики области от 29 июня 2015 года № 322 «О реализации дополнительных мероприятий государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения», включающей мероприятия содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в 2015 году».

Оснащение специальных рабочих мест осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалидов, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

По состоянию на 11 января 2016 года центрами занятости населения заключены договоры с работодателями на оборудование (оснащение) 98 рабочих мест для незанятых инвалидов на общую сумму 6 832,46 тыс. рублей (104,3 % от общего объёма предусмотренных средств), на которые трудоустроено 98  граждан из числа инвалидов по следующим профессиям: шлифовщик, оператор видеонаблюдения, мойщик автомобилей, менеджер по работе с клиентами, пошивщик изделий из кожи, бетонщик, формовщик, швея, бухгалтер, кондитер, делопроизводитель, сторож, весовщик, техник по учету автохозяйства, оператор полуавтомата для упаковки, подсобный рабочий, маркетолог, инженер-проектировщик (сметчик), телефонист.

В 2015 году за содействием в поиске подходящей работы в государственные казенные учреждения Калининградской области центры занятости населения обратились 1041 инвалид, из них трудоустроено 380 человек. Профессиональное обучение по направлению службы занятости прошли 43 безработных гражданина, относящихся к категории инвалидов, по следующим специальностям: бухгалтер, оператор ЭВМ, косметолог-визажист, педикюрша, дизайнер компьютерной графики, парикмахер, кондитер, водитель автомобиля, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, охранник, художник-конструктор (дизайнер), тракторист, машинист (кочегар) котельной, секретарь, массажист, кладовщик.

На заседании Совета по делам инвалидов 18 декабря 2015 года с участием Уполномоченного по правам человека рассмотрен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы по содействию трудоустройству инвалидов.

Российская система занятости инвалидов пока не ориентирована на персонифицированное сопровождение и поддержку инвалидов в процессе трудоустройства, не стимулирует работодателей на включение лиц с ограниченной трудоспособностью в трудовую деятельность, носит фрагментарный характер. Степень вовлечения в активную жизнь инвалидов отстает от их реальных потенциальных возможностей.

С целью наиболее эффективного использования квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях области представляется целесообразным создать полноценный банк данных о рабочей силе из числа инвалидов с оценкой их профессиональных возможностей, а также банк данных доступности рабочих мест инвалидам с различными функциональными нарушениями.

Считаю, что реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов были налоговые льготы для предприятий, применяющих труд инвалидов, отмененные с принятием нового Налогового кодекса.

Проблемой является также недостаточное количество адаптированных под потребности людей с ограничениями по здоровью помещений и рабочих мест.

По-прежнему проблемой для лиц с ограниченными возможностями здоровья является порядок установления инвалидности.

Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95.[7]

Юридическое признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина с использованием классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 664н.[8] Указанный документ вступил в силу 23 декабря 2014 года. Документ  ввел балльную систему оценки заболевания и степени ограничения больного человека к жизнедеятельности. Эксперты учитывают не только сам факт заболевания, но и оценивают, насколько человек включен в социальную жизнь, может самостоятельно себя обслуживать, общаться с другими людьми, и определяют эти способности индивидуально, в процентах. От совокупности набранных процентов зависит, какую группу инвалидности дадут человеку, а соответственно, какие льготы и в каком объеме от государства он сможет получать.

После вступления в силу новых правил установления инвалидности многие граждане стали еще больше возмущаться неудовлетворительной работой бюро МСЭ и равнодушным отношением к пациентам. Они считают, что вследствие манипуляций с классификациями и критериями, которые используются Минтрудом при осуществлении медико-социальной экспертизы, число юридически признанных инвалидов в стране сокращается, что приводит к лишению людей права на бесплатное лекарственное обеспечение и льготы.

Изучение практики применения действующих классификаций и критериев показало, что применение ряда их положений не может служить основанием для объективной оценки степени нарушения функций организма, в связи с чем Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ многократно обращали внимание на необходимость пересмотра существующих классификаций и критериев, которые имеют общий характер и не связаны с конкретными заболеваниями. Рекомендации региональных Уполномоченных по правам человека были услышаны Президентом РФ, которым было дано поручение разработать концепцию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, учитывающую положения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.     С 1 января 2016 года изменяется порядок установления инвалидности.

До 31.12.2015 года при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» использовались два критерия: «ограничение жизнедеятельности» и «степень расстройства функций организма». Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. С 1 января 2016 года данный критерий не применяется при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид», он остается лишь для целей признания лица инвалидом и составления ему индивидуальной программы реабилитации. Если ранее группа инвалидности присваивалась в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, то с 2016 года группа инвалидности определяется в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Аналогичные изменения коснулись и порядка установления категории «ребенок-инвалид».

Во времена СССР при наличии серьёзного хронического заболевания человек относился к инвалидам, так как нуждался в социальной защите. Впоследствии перестали давать инвалидность лишь по факту заболевания, даже людям, имеющим серьёзные проблемы со здоровьем, при злокачественных, тяжёлых хронических заболеваниях. На законодательном уровне ввели международную классификацию критериев, при назначении группы инвалидности стали учитывать критерии медицинские и социальные: мало иметь заболевание, надо быть в таком состоянии, чтобы заболевание привело к нарушениям какой-либо важной функции жизнедеятельности — возможности передвижения, самообслуживания и т.д.. На практике зачастую, если человек самостоятельно пришёл на заседание комиссии медико-социальной экспертизы (МСЭ) (руки-ноги у него двигаются, говорит он нормально, сам себя обслуживает) члены комиссии отказывают ему в инвалидности. И неважно, как этот человек будет себя чувствовать за пределами МСЭ. В результате люди, остро нуждающиеся в помощи государства, к примеру в льготном обеспечении лекарствами, лишаются такой жизненно необходимой помощи. Бывает, что граждане вынуждены добиваться инвалидности только ради получения бесплатных лекарств. Получается, что государство будет помогать человеку лишь в случае, если он себя довел до крайнего состояния, тогда ему положены бесплатные дорогостоящие лекарства. Получив льготные лекарства, хотя заболевание хроническое и неизлечимое,  человек начинает чувствовать себя лучше, в этом случае с него снимают инвалидность, соответственно, бесплатных лекарств он снова не получает, и ему опять становится хуже, тогда он снова собирает документы для получения инвалидности. Очевидно, что существующая система ущербна. Льготные лекарства и иную необходимую помощь от государства пациент должен получать по факту заболевания, а не при наличии статуса инвалида. Это позволило бы начинать терапию как можно раньше, чтобы предотвратить тяжесть заболевания и инвалидность, чтобы гражданин как можно дольше был работоспособен и мог приносить пользу обществу, платить налоги, а не существовать на пенсию по инвалидности. Это невыгодно ни ему, ни государству. Полагаю, что не только инвалидов, но и других пациентов, по жизненным показаниям  нуждающихся в лекарствах, средствах реабилитации, технических средствах, необходимо обеспечивать всем необходимым за счет государства.            Фактически же получается, что  при применении многофакторных критериев присвоения инвалидности, большое количество граждан, остро нуждающихся в помощи государства, в число инвалидов теперь не попадает, лишаясь помощи от государства. Система критериев должна быть прозрачной и понятной, как для пациентов, так и для членов экспертных комиссий, исключать возможность злоупотреблений.

В докладах Уполномоченного отмечалась необходимость предоставления права и возможности выбора учреждения для прохождения независимой медико-социальной экспертизы.     Из-за отсутствия независимой экспертизы инвалид зачастую остается один на один со своей проблемой. Как показывает практика, суд лишь в редких случаях пересматривает решение МСЭ в пользу пациента. Норма части 3 ст. 58 новой редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[9] предоставляет гражданам право на проведение независимой медицинской экспертизы. Необходимо создать механизмы реализации такой возможности. Для этого необходима программа создания служб независимой экспертизы, подготовки специалистов.

Среди заслуживающих внимание предложений пациентских организаций, которые помогли бы сделать работу бюро МСЭ более объективной и понятной для граждан: введение лечащего врача пациента в состав комиссии МСЭ, возможность приглашать на контрольный осмотр своего представителя. Перспективным и эффективным представляется также вариант передачи полномочий МСЭ врачебным комиссиям, которые сейчас существуют при поликлиниках.

Важную роль в реализации  прав инвалидов играет наличие эффективной системы реабилитации.

В новых Правилах признания лица инвалидом закреплено также понятие «абилитация» — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

В 2015 году был утвержден новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы[10] (далее — ИПРА), который вступил в силу с 1 января 2016 года. Главное изменение – в порядке реализации ИПРА. Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. В настоящее время трудно оценить последствия изменений. С одной стороны, перечень конкретных мероприятий возложен на региональные органы, что приближает гарантии государства к действительности. С другой стороны, передача таких функций от бюро МСЭ как федерального учреждения на уровень субъекта РФ может привести к фактическому снижению гарантий государства: регион будет предлагать только то, что может реализовать, – а следовательно, в ИПРА будут включаться только те мероприятия, которые доступны в регионе.

Важными документами, направленными, в том числе, на обеспечение прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, являются Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы и Федеральный закон от 1 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», статьей 22 которого введен институт социального сопровождения — содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Вопрос «О реализации на территории Калининградской области Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» рассматривался с участием Уполномоченного по правам человека на  V пленуме правления Калининградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», который состоялся  22 апреля 2015 года.

Одной из актуальных проблем, на которую неоднократно обращал внимание Уполномоченный, является обеспечение возможности  реабилитации больных после завершения лечения в стационаре. Такие возможности, в частности, предоставляет региональный реабилитационный центр для инвалидов «Новые горизонты», расположенный в Ладушкине. Это учреждение социального обслуживания создано для реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, восстановления после тяжелых недугов и травм. Для этого в «Новых горизонтах» созданы условия: есть кабинеты физиотерапии, тренажерный зал и бассейн, проводятся занятия лечебной физкультурой, массаж, рефлексотерапия. В центре «Новые горизонты» за 2015 год прошли оздоровительные процедуры 279 человек.

Региональная система социального обслуживания включает 8 учреждений по реабилитации инвалидов. В их числе: реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Жемчужина» в Советске, «Особый ребенок» и «Детство» в Калининграде, социально-реабилитационный центр для инвалидов «Радуга» в поселке Олехово Озерского района и другие.

Уполномоченный по правам человека неоднократно обращал внимание на нехватку специалистов, осуществляющих уход за людьми, нуждающимися в этом, на необходимость подготовки таких специалистов, в том числе из родственников и близких людей. В каждой семье может случиться ситуация, когда кто-то из домашних в силу того или иного недомогания оказывается прикованным к постели. В таких ситуациях помощь должна быть грамотной. Калининградская общественная организация инвалидов «Ковчег», Центр социального обслуживания «Милосердие» совместно с компанией «Обсервер» провели в апреле 2015 года обучающий семинар «Азбука ухода», призванный помочь людям с ограниченными возможностями, их родственникам получить необходимую информацию. Считаю необходимым такой опыт поддерживать, развивать.

В целях совершенствования деятельности в сфере социальной интеграции инвалидов и социальной поддержки членов их семей считаю необходимым: продолжать процессы модернизации и оптимизации построения системы медико-социальной и комплексной реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов;  разрабатывать, поощрять и внедрять лучшие практики и модельные эффективные технологии реабилитации и социального сопровождения указанных категорий граждан и членов их семей, ориентированных на комплексное решение проблем семей; развивать технологии повышения качества социальных услуг с активным включением в эту работу профессиональных объединений; расширять сферу ресурсов повышения квалификации и переподготовки кадров, включая использование современных информационных технологий удаленного доступа и др.

Уполномоченный по правам человека в своих ежегодных докладах уделяет значительное внимание защите прав инвалидов на обеспече­ние их техническими средствами реабилитации (ТСР).

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.

Обеспечение инвалидов ТСР происходит на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы и в пределах средств, выделяемых Фонду социального страхования из федерального бюджета.

К сожалению, ежегодно федеральными за­конами о федеральном бюджете на соответствующий год на мероприятия по обеспечению инвалидов ТСР предусматривались бюджетные ассигнования в объеме, который не позволял удовлетворить полную потребность инвалидов в Средствах реабилитации. Для разрешения данной ситуации Минтруд России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по мере исполнения феде­рального бюджета в текущем году осуществляли работу по выделению допол­нительных денежных средств.

На основании распоряжения Правительства РФ от 28 сентября.2015 г. № 1906-р Минтруду России были предусмот­рены средства федерального бюджета на предоставление субвенций из феде­рального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществле­ние переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ (ФСС России). Указанные финансовые средства после их освоения позволяли обеспечить необходимыми TCP почти 1,7 млн. человек и на 98% закрыть потребность 2015 года.

Несмотря на письмо Минтруда России от 24 июня 2015 г. № 13-3/10/В-4473, направленное в органы ФСС России и соответствующие уполномоченные органы, в котором указывается, что возможность выдачи TCP за прошлый период законодательством не предусмотрена, правомерность требований инвали­дов об обеспечении их TCP, которыми они не были своевременно обеспечены, подтверждается судебными решениями, вступившими в законную силу. Вынося указанные решения, органы правосудия справедливо отмечают, что государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению ин­валидов TCP, приняло обязательство по их безусловному исполнению. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ФСС России из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия. С учетом изложенного Генеральному прокурору РФ Уполномоченным по правам человека в РФ была направле­на просьба дать правовую оценку указанным решениям ФСС России, основан­ным на упомянутом письме Минтруда России. Генеральной прокуратурой РФ подготовлена информация Министру труда и социальной защиты РФ о необходимости обеспече­ния в соответствии с компетенцией Минтруда России необходимого финанси­рования федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг для инвалидов; о рассмотрении вопроса о внесе­нии в законодательство о социальной защите инвалидов (в том числе в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техниче­ское средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок опре­деления ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 ян­варя 2011 г. № 57н) изменений, предусматривающих возможность полного возмещения расходов инвалидов на самостоятельно приобретенные ими техни­ческие средства реабилитации и (или) оказанные услуги; а также об организа­ции эффективного контроля за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов.

В Калининградской области гражданам за помощью в реализации своего права на обеспечение ТСР зачастую приходится обращаться в суд.

 

К примеру, в Центральный районный суд обратился Г. с иском к Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств. Истец, являясь инвалидом,   нуждался в срочной установке эндопротезов коленных суставов. В июне 2014 года он обратился в бюро экспертизы для получения программы реабилитации, предусматривающей необходимость эндопротезирования, освидетельствование было назначено на август 2014 года. В связи с ухудшением самочувствия в июле 2014 года истец обратился в больницу, где ему провели операцию по установке эндопротеза стоимостью 93 450 рублей. В августе 2014 года было проведено плановое освидетельствование и в сентябре 2014 года истцу выдали индивидуальную программу реабилитации инвалида, которой подтверждена необходимость поэтапного протезирования его обоих коленных суставов. Истец обратился в ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о возмещении расходов по приобретению эндопротеза, однако расходы ему не возместили, так как покупка эндопротеза была совершена ранее, чем открыта программа реабилитации.

         Гражданин был вынужден обратиться в суд, принявший решение взыскать с Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Г. расходов на приобретение эндопротеза  в размере 93 450 рублей.

 

Не решена также проблема при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение льготников путевкой на санаторно-курортное лечение. С 2005 года льготники зачастую не могут получить путевки по 2-3 года.

Такое недофинансирование приводит к увеличению очередей льготных категорий граждан, и, как результат, к отказу граждан от получения набора социальных услуг в связи с утратой доверия к государственной системе льгот.

Недостаточное финансирование вызвано несовершенством методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Данная субвенция рассчитывается исходя из количества получателей услуги по санаторно-курортному лечению и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, которая значительно ниже стоимости санаторной путевки. При таком подходе невозможно ежегодно обеспечивать санаторным лечением всех нуждающихся.

Представляется необходимым пересмотреть методику расчета субвенции, используя в качестве базовых параметров количество льготников, обратившихся за получением санаторного лечения, и стоимость санаторной путевки, рассчитанную исходя из предельной стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, устанавливаемой Министерством труда и социальной защиты РФ.

Представляется также возможным  законодательно гарантировать минимальную периодичность предоставления инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение, а также возможность денежной компенсации приобретенной за счет инвалида путевки на санаторно-курортное лечение.

По информации Калининградского областного суда, число дел в защиту прав инвалидов в 2015 г. существенно уменьшилось. Если в 2014 году было окончено 138 таких дел, то в 2015 году – всего 36 дел. Из них с вынесением решения рассмотрено 23 дела, требования удовлетворены по 21 делу. Уменьшение общего количества дел о защите прав инвалидов связано с сокращением числа споров о понуждении предоставить путевки на санаторно-курортное лечение, которые в 2014 году носили  массовый характер.

Ежегодно Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направляет застрахованных граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на медицинскую реабилитацию в санаторно-курортные учреждения. В 2015 году пострадавшие с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы, нервной системы, органов пищеварения, системы кровообращения прошли реабилитацию в санатории «Янтарный берег» на берегу Балтийского моря. Санаторно-курортное лечение в нем осуществляется комплексно с применением методов физиотерапевтического лечения, массажа, водогрязелечения, лечебной физкультуры. Лечебные процедуры, пострадавшие получают в необходимом объеме с учетом медицинских показаний либо противопоказаний. Всего за 2015 год в санатории «Янтарный берег» прошли медицинскую реабилитацию 485 пострадавших на производстве и больных профзаболеваниями, в том числе 6 пострадавших направлялись в здравницу непосредственно после амбулаторного лечения. 9 пострадавших с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга в 2015 году принял санаторий «Лесная поляна» в г. Пятигорске, 17 путевок выделено для сопровождающих лиц.

Еще одна нерешенная проблема, на которую из года в год обращает внимание Уполномоченный по правам человека, заключается в невозможности реализации права инвалидов на первоочередное получение земельных участков.

В соответствии со ст.17 ФЗ от 24.11.1995 N 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

 

К примеру, в адрес Уполномоченного поступило обращение от гр. К. из города Мамоново.

Заявительница жаловалась на нарушение ее права инвалида на предоставление земельного участка.

Администрацией Мамоновского ГО ей было отказано в бесплатном предоставлении земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на том основании, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Уполномоченный с данным позицией не согласился по следующим основаниям.

С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданину или юридическому лицу установлены ст. 39.5 Земельного кодекса РФ. В соответствии с подпунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за январь — июль 2014 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

В указанном документе рассматриваются лишь случаи обеспечения инвалидов земельными участками для строительства жилья.

Однако К. не нуждалась в земельном участке для индивидуального жилищного строительства,  просила земельный участок для садоводства, соответственно, требование о нуждаемости в жилье в данной ситуации неправомерно, не предусмотрено нормативными правовыми документами Российской Федерации.

Уполномоченный считает ссылку в ответе Мамоновской Администрации заявительнице от 07.10.2015 года на Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №901 некорректной, так как заявительница не просит Администрацию об улучшении ее жилищных условий, ее обращение не связано с жилищными правоотношениями.

Уполномоченным направлено обращение в защиту прав К. в прокуратуру Багратионовского района Калининградской области.

 

Полагаю, необходимо  урегулирование федеральным законодателем механизмов предоставления земельных участков гражданам для жилищного строительства и для ведения  подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Важным направлением социальной политики является осуществление мероприятий, направленных на реабилитацию инвалидов, их адаптацию и интеграцию в общество, вовлечение в экономические процессы. Важную роль в реализации указанных задач играют общественные объединения инвалидов Калининградской области.

Одной из таких организаций является КРООИ «Ковчег», которая активно сотрудничает с представителями органов власти, местного самоуправления Калининградской области по вопросам создания в регионе безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Руководителем организации Р.А. Араниным и его командой создано уникальное предприятие ООО «ОБСЕРВЕР», которое осуществляет разработку, производство и продвижение передовых устройств для улучшения качества жизни инвалидов, создания безбарьерной среды. Эти технологии используются в комплексном оснащении типовых объектов: вузов, школ, отелей, стадионов, пляжей и т.д. Также компания «Обсервер» производит и ремонтирует инвалидные коляски, поставляет высокотехнологичные средства реабилитации. Устройства для инвалидов, производимые компанией,  отвечают высоким эстетическим, дизайнерским требованиям. «Обсервер»  – первое предприятие, которое приступило к обустройству аэропортов для нужд инвалидов в России. С их помощью оборудовано более десяти аэропортов и 8 пляжей для инвалидов.

В 2015 году компания «Обсервер» получила субсидию из бюджета Калининградской области как предприятие, осуществляющее деятельность в сфере социального предпринимательства.

До появления мастерской в России  и в Калининградской области в частности, не было компаний, реализующих запчасти к инвалидным коляскам и занимающихся их ремонтом. Результатом внедрения данного проекта стало появление в России доступного, качественного сервиса для инвалидных колясок и другой реабилитационной техники, и как следствие — повышение качества жизни людей с ограниченными физическими возможностями. Согласно проекту мощности фабрики инвалидных колясок к 2019 году позволят освоить примерно половину ежегодной отечественной потребности в этом товаре. Сейчас высокотехнологичные инвалидные коляски, которые используют российские инвалиды, практически на 100% поставляются в рамках импортных закупок. В настоящее время существующий небольшой цех по производству инвалидных колясок не только дает работу 22 калининградцам, 7 из которых являются инвалидами-колясочниками, но и перечисляет налоги на сумму свыше 5 миллионов рублей ежегодно в бюджеты всех уровней. Фабрика позволит создать 70 рабочих мест, в том числе 36 инвалидам-колясочникам 1 группы. Это наглядный пример современного социально ориентированного предпринимательства, а также взаимодействия власти, бизнеса в интересах социально незащищённых групп населения.

Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев во время своего визита в Калининградскую область высоко оценил проекты КРООИ «Ковчег» и подписал распоряжение о поддержке строительства фабрики «Обсервер».

24 февраля 2015 года Р.А. Аранину вручили награду Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года».

Большой вклад в решение вопросов реабилитации и интеграции граждан с инвалидностью в Калининградской области вносит Калининградская Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель»,  которая является партнером Министерства социальной политики по вопросам реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья. Она реализует эффективные проекты реабилитации инвалидов, осуществляет мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, занимается воспитанием школьников в духе уважения к правам инвалидов, организует семинары по правам инвалидов.

В 2015 году члены организации «Аппарель» приняли участие в реализации проекта по повышению финансовой грамотности молодежи с инвалидностью и их родственников.

На поддержку самой незащищенной категории населения — инвалидов, страдающих нарушениями интеллектуального развития и сопутствующими заболеваниями со сложными дефектами (сочетание двух и более недостатков развития), направлена деятельность Региональной организации «Астарта». Миссия организации — создание системы непрерывного социального сопровождения инвалидов с нарушениями интеллектуального развития и сопутствующими заболеваниями от момента рождения до смерти. Такая миссия обусловлена отличием инвалидов с умственными нарушениями от других категорий инвалидов. Поводом для создания организации послужила борьба родителей детей-инвалидов с чиновниками за право на образование своих детей. В состав организации входят родители детей-инвалидов, обучавшихся в Центре надомного обучения и развития детей-инвалидов МОУ СОШ №10 города Калининграда. Главная особенность их заболеваний проявляется в том, что они могут учиться и работать только с сопровождением. Как правило, эта особенность ставит крест на их будущем. После окончания школы не только здоровые дети, но и инвалиды с физическими ограничениями  могут пойти учиться или работать на общем рынке труда. Дети с нарушением интеллекта обычно лишены такой возможности. Действия государства сводятся к интеграции инвалидов в общий рынок труда, который не принимает людей с ментальной инвалидностью. Организацией реализуется социальный проект «Учебные мастерские для молодых людей с ментальной инвалидностью.

Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «МАРИЯ» работает с аналогичной категорией молодых людей с инвалидностью. Администрация города Калининграда передала «МАРИИ» в безвозмездное пользование помещение для организации ремесленной мастерской. Волонтеры на грантовые средства отремонтировали здание. В новом помещении у Центра социально-бытовой реабилитации для детей и взрослых с психическими, умственными нарушениями, синдромом Дауна, аутизмом появились новые возможности социально-бытовой реабилитации с терапевтическими мастерскими — свечной, швейной, столярной, керамической, творческой, полиграфической, театром, учебной кухней. В ремесленных мастерских волонтеры и студенты помогают инвалидам освоить технику декупажа, учат делать открытки, готовить, брошюровать. В ремесленной мастерской открыт класс танцевально-двигательной терапии и психогимнастики. Работает театральная студия. Люди с ментальными нарушениями в возрасте от 20 до 40 лет до появления ремесленной мастерской сидели дома, а сейчас у них появилось чувство нужности и значимости.

Неоценимую помощь детям с онкологическими заболеваниями, болезнями  гематологии и генетики оказывает Благотворительный центр детского больничного и социального волонтерства «Верю в чудо». С 2008 года  Центр реализует благотворительные программы. Главным ресурсом Центра является  волонтерская деятельность.

В 2015 году 25-летний юбилей отметило Калининградское региональное отделение Союза «Чернобыль». Все эти годы члены организации успешно отстаивали права и интересы ликвидаторов Чернобыльской и других ядерных аварий и людей, эвакуированных и переселённых из зон радиоактивного заражения.

В целях решения существующих проблем в сфере реализации прав людей с инвалидностью  рекомендую:

— разработать и внедрить механизмы прозрачности и повышения качества составления индивидуальной программой реабилитации и проведения медико-социальной экспертизы;

— рассмотреть возможность создания системы компенсации расходов работодателей по созданию специальных условий труда для сотрудников с инвалидностью;

—  разработать комплекс услуг сопровождаемой занятости, в том числе наставничество на рабочем месте;

— создать дополнительные преференции при закупках товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд для предприятий, учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

— обеспечить устойчивое бесперебойное функционирование Федерального реестра инвалидов, обеспечив его интеграцию с региональными базами данных органов социальной защиты населения;

— усовершенствовать порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации с привлечением представителей общественных объединений и профессионального сообщества;

— ускорить утверждение новых стандартов строительных правил и норм, обеспечивающих доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

— рассмотреть целесообразность внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», предусматривающих доступность туристических ресурсов и туристической индустрии для инвалидов;

— рассмотреть необходимость внесения изменений в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих исключение нормы по постановке на учет для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;

— реорганизовать деятельность реабилитационных учреждений и перейти от «заявительного» принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в абилитации/реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности и интеграции в общество;

— обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации;

— расширить спектр и повысить качество социальной рекламы, направленной на социальную и общественную поддержку инвалидов и членов их семей;

— обеспечить формирование пунктов проката технических средств реабилитации в целях их оперативного предоставления инвалидам на период проведения закупок либо ремонта.

 

[1] Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»

[2] Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

 

[3] «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

 

[4] Приказ Минтранса России от 06.11.2015 N 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования»

[5] Постановление Правительства Калининградской области от 05.08.2015 N 460 «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета общеобразовательным организациям на проведение мероприятий по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов»

[6] Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1023

[7] Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

[8] Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 N 34792)

 

[9] Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

[10] Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624.

 

Последние новости на сайте:
22.04.2024
Информируем о работе Центра защиты прав молодежи, созданного при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по молодежной политике. Фактически это единое… ( читать полностью › )
21.04.2024
19 апреля 2024 года в театральной студии лицея №18 города Калининграда «Небо 18» прошла премьера инсценировок двух рассказов Антона Павловича… ( читать полностью › )
С 17 по 19 апреля в Калининградской области состоялся Балтийский культурный форум 2024 года — дискуссионная площадка, где профессионалы, эксперты,… ( читать полностью › )
19-20 апреля 2024 года в п. Отрадное Калининградской области состоялся семинар по развитию межведомственного взаимодействия по оказанию социально-правой помощи молодым… ( читать полностью › )
19.04.2024
19 апреля 2024 сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в формате видеоконференции приняли участие в семинаре по… ( читать полностью › )