К такому выводу пришел ВС РФ (Определение ВС РФ от 22 июля 2016 г. № 310-КГ16-89431). Суд посчитал, что эти взносы не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда.
На этом основании ВС РФ признал незаконным решение регионального отделения ФСС России, которым плательщик был оштрафован за неуплату взносов в отношении этих выплат с начислением недоимки и пени.
Основным доводом фонда в ходе судебных разбирательств был тот факт, что названные выплаты производятся только лицам, состоящим в трудовых отношениях с обществом. Но ВС РФ его отклонил. Суд подчеркнул: сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Такую же позицию в отношении выплат на санаторно-курортное лечение ВС РФ высказал и в другом своем недавнем решении (Определение ВС РФ от 22 июля 2016 г. № 310-КГ16-89442).
Кроме того, по мнению Суда, не облагаются страховыми взносами и некоторые другие выплаты, в частности, материальная помощь работникам, материальная помощь вернувшимся после службы в армии, материальная помощь по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет и т. д. (Определение ВС РФ от 22 июля 2016 г. № 304-КГ16-76653).
В основу всех этих актов ВС РФ легло одно из решений ВАС РФ, вынесенное в мае 2013 года (Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12). Судьи отметили тогда, что выплаты социального характера не являются вознаграждением за труд и именно поэтому обложению страховыми взносами не подлежат. В рассмотренном ВАС РФ деле фигурировали такие выплаты, как единовременное пособие в связи с выходом на пенсию, дополнительная материальная помощь в связи со смертью членов семьи, материальная помощь одиноким матерям и отцам, частичная компенсация услуг стоматолога и т. д.
26 июля 2016
Источник: ГАРАНТ.РУ
Документы по теме:
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.