Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Концепция гражданско-правового образования в Калининградской области на 2008-2011 годы

Приложение к приказу Министерства образования Калининградской области № 1513/1 от 09.07.2008

Введение

Необходимость разработки данной Концепции обусловлена рядом положений.

Государственная образовательная политика Российской Федерации, отражая общенациональные интересы в сфере образования и учитывая общие тенденции мирового развития, требует значительных изменений в системе образования. Образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства, целью которого в современных условиях является формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.  В Национальной  доктрине  образования  до 2025 года  и  Концепции  модернизации  образования  до 2010 года в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан  правового,  демократического  государства,  уважающих  права  и  свободы  личности,  являющихся  носителями  гуманистических  ценностных  ориентаций,  обладающих  высокой  духовно-нравственной  культурой.

Построение правового государства и развитие институтов гражданского общества предполагает со стороны социума и государства усиление внимания к общечеловеческим и национальным ценностям, таким как идеалы гражданского общества, принцип разделения властей, приоритет естественных прав человека.

Актуальность гражданско-правового образования для Калининградской области обусловлена не только геополитической и демографической спецификой, но и тем, что государство ясно и четко обозначило свою позицию по отношению к такому опасному и распространенному явлению, как правовой нигилизм граждан. Только высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации может стать залогом успеха тех глобальных перемен, которые заложены в идее приоритетных национальных проектов. Возрастает потребность в формировании ценностного отношения к российскому законодательству, Конституции Российской Федерации, уважения к традициям нашей Родины. Тесное сотрудничество с соседними европейскими государствами, а также культурно-исторические традиции региона, в состав которого входят представители различных народов и национальностей, не только вызывают  необходимость, но и создают условия для изучения международного законодательства, применения международного опыта развития гражданского образования, образования в области прав человека, воспитания толерантности.

Необходимо формирование менталитета жителей Калининградской области, характеризующегося  высоким уровнем правовой культуры, чувством  ответственности, умением проявлять инициативу, знанием  прав и свобод человека и гражданина и умением их защищать правовыми способами.

В этой связи серьезным подспорьем может стать непрерывное системное гражданско-правовое образование участников образовательного процесса. Ведущая роль в этом процессе отводится педагогическим кадрам, что потребует совершенствования системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, преодоления инертности в правовом самообразовании. Федеральные целевые программы в области развития образования предусматривают увеличение доли общественного участия в управлении образовательным процессом, что подразумевает и оптимизацию работы с семьей и социумом. Не снижается острота проблемы профилактики правонарушений, асоциальных явлений (наркотизации, алкоголизации и др.), социального сиротства. Только взаимодействие участников образовательного процесса в едином правовом поле может обеспечить слаженную, грамотную деятельность по воспитанию правосознания и правовой культуры граждан.

Существование вышеуказанных и других проблем в области гражданско-правового образования подтверждается данными целевых  мониторингов, указывается в ежегодных и специальных докладах Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

Таким образом, реальная ситуация, сложившаяся в Калининградской области, и созревшая потребность общества и государства в ее изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы повышения уровня правовой культуры и грамотности, преодоления правового нигилизма, профилактики асоциальных явлений при решении современных задач государственной политики в области образования.

Концепция гражданско-правового  образования  в  Калининградской области     на  2008-2011 годы. (далее  —  Концепция)  разработана  по  инициативе  Уполномоченного  по  правам человека  в Калининградской области, Министерства  образования Калининградской области и  общественных  организаций  в  соответствии  с нормами международного права, законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области и опирается на основные положения

  • Конвенции ООН о правах ребенка;
  • Всемирной программы образования в области прав человека, утв. Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 2004 года;
  • Конституции Российской Федерации;
  • Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Национальной доктрины образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р);
  • Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004, протокол № 47, разд. 1).

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Позиция Министерства образования Российской Федерации в отношении задач гражданского образования в школах России наиболее полно отражена в письме Министерства «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13, определившем, что гражданское образование:

  • основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
  • носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений;
  • представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
  • должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.

Положения, касающиеся образования в области прав человека, были включены во многие международные документы, в том числе Всеобщую декларацию прав человека (статья 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13), Конвенцию о правах ребенка (статья 29).

Наиболее важной для современной ситуации следует считать «Всемирную программу образования в области прав человека», которая была утверждена 10 декабря 2004 года Генеральной Ассамблеей ООН. Всемирная программа направлена на развитие общего понимания принципов и методологии в области обучения правам человека, обеспечение конкретной структуры действий, усиление партнерства и сотрудничества. Этот документ определяет политику воспитания в духе уважения прав человека на современном этапе: дает определение образования в области прав человека, определяет цели, раскрывает его основные принципы и методы обучения.

Осуществление Концепции гражданско-правового образования предполагает взаимодействие всех субъектов открытого образовательного процесса: институтов гражданского общества,  региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления; профессионально-педагогического сообщества, детей и молодежи, родительской общественности.

1. Цель и задачи Концепции

Цель Концепции — создание и развитие  системы комплексного непрерывного гражданско-правового образования в Калининградской области, способствующей:

— поддержанию и развитию правового государства, гражданского сознания и гражданских  институтов в обществе;

— повышению уровня правовой культуры и грамотности, преодолению правового нигилизма, профилактике асоциальных явлений в детской и молодёжной среде;

— развитию современной системы образования с учетом опыта  и  достижений  прошлого,  современных проблем  и тенденций развития   российского  гражданского  общества  и  государства;

— полному  и  всестороннему  развитию  человеческой  личности, формированию у него необходимых гражданских качеств и уровня правовой  культуры, уважения к закону, правам и свободам человека,   выработке  и  реализации  способностей  каждого  к  активному  и  ответственному  участию  в  жизни  общества  и  государства.

Указанная цель может быть реализована в ходе решения ряда взаимосвязанных  задач:

  • разработать региональную программу гражданско-правового  образования в Калининградской области;
  • реализовать программу в образовательных учреждениях через учебно-воспитательный процесс, а также через демократическую и правовую организацию образовательной среды;
  • разработать методическое обеспечение гражданско-правового образования;
  • обеспечить доступ к информационно-дидактическим материалам, сетям и базам данных, к методической, учебной и научной литературе через Интернет, сеть библиотек;
  • создать опорные площадки в различных типах образовательных учреждений;
  • создать условия для подготовки и переподготовки педагогических, управленческих и научных кадров в области гражданско-правового образования;
  • создать центры гражданско-правового просвещения населения Калининградской области;
  • осуществлять согласованные и скоординированные действия между научными, образовательными, общественными организациями и учреждениями, осуществляющими правовое образование;
  • разработать и внедрить систему  взаимодействия методической, практической и  научно-исследовательской деятельности;
  • усовершенствовать и развить региональную нормативно-правовую базу, формирующую условия для развития гражданского общества и роста гражданских инициатив;
  • сформировать информационное пространство для развития гражданско–правового  образования;
  • обеспечить общественно-государственный контроль качества гражданско-правового образования.

2. Содержание гражданско-правового образования

2.1. Целью гражданско-правового образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, гуманистически ориентированного, обладающего чувством собственного достоинства, осознающего ценность свободы и демократии, граждански активного, уважающего права и свободы человека, умеющего реализовывать и защищать свои права.

Задачами гражданско-правового образования являются:

  • реализация и защита прав человека;
  • распространение знаний о правах человека, обучение механизмам их защиты с помощью национальных и международно-правовых средств;
  • создание условий, способствующих формированию личности гражданина Российской Федерации;
  • развитие у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к приоритетности прав человека, принципам демократии и гражданского общества;
  • формирование высокого уровня правовой культуры, позитивного правосознания, профилактика экстремизма;
    • создание единого правового пространства взаимодействия участников образовательного процесса;
    • оптимизация профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений;
    • поддержка института семьи и семейных ценностей;
    • формирование социально-активного поведения личности, проявляющегося в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина Российской Федерации, способности действовать юридически грамотно в любой ситуации.

Обеспечение гражданско-правового образования  осуществляется на основе:

  • единой государственной образовательной политики;
  • взаимодействия органов власти, структур гражданского общества и педагогической и родительской общественности в системе гражданско-правового образования;
  • взаимодействия с другими регионами, использования их опыта, а также опыта зарубежных государств.

2.2. Целевые группы гражданско-правового образования:

Дети и молодежь, овладевающие правовыми знаниями и навыками их применения в рамках образовательного курса обществознания, профильного и предпрофильного курса права, специальных и элективных знаний; посредством участия в общественных объединениях, органах самоуправления, правозащитных органах; реализации социальных проектов и инициатив, что способствует формированию гражданственности, нравственной и правовой культуры.

Педагогические работники и воспитатели всех уровней, профессиональная компетентность которых в области гражданско-правового образования включает в себя знание и соблюдение основ международного и российского законодательства в области прав человека, умение организовать образовательный процесс, способствующий формированию правовой культуры.

Родители (законные представители) вступают как равноправные субъекты  в систему гражданско-правового образования с момента рождения ребенка. Правовое просвещение родителей организуется силами педагогических работников дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, которые имеют к этому моменту достаточную правовую подготовку. Правовое образование родителей требует организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений с высшей школой, общественными организациями, работниками правоохранительных органов и иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.3. Модель гражданско-правового образования

Гражданско-правовое образование в Калининградской области         основывается на принципах:

  • верховенства  закона,  прав и свобод человека;
  • гуманизма;
  • возрастной целесообразности;
  • деятельностного подхода;
  • интегрированного подхода к организации системы гражданско-правового образования, включающего в себя основные направления институционального, предметного и компетентностного подходов.

Сочетание предметного и институционального подходов является весьма перспективным направлением развития гражданско-правового образования, ориентированного на формирование правовой культуры граждан, готовности жить и успешно действовать в динамично меняющемся мире. Компетентностный подход, обозначенный в Концепции модернизации образования в качестве одного из оснований обновления образования, нацеливает на образовательный результат нового типа, обеспечивающий возможность решения реальных жизненных задач. Гражданско-правовая компетентность является комплексной характеристикой действия в обществе, в ней в единстве проявляются знания, навыки, способности, ценностные установки и свойства поведения, она не может быть выработана только на уроке или в отдельно взятой семье, ее формирование происходит в социальной практике путем действий в реальной обстановке или смоделированных ситуациях. С учетом этого важнейшим направлением обеспечения эффективности модели на практике становится работа по созданию целостного правового пространства, в котором правовые знания коррелируют с реальной жизненной практикой и поддерживаются определенной инфраструктурой системы гражданско-правового образования

Предлагаемая модель включает в себя равноценные и взаимосвязанные блоки: предметный (включающий предметный, межпредметный и надпредметный уровни), воспитательный, институциональный, проектный. Данная модель основана на системообразующей роли образовательного учреждения как единого правового пространства взаимодействия участников образовательного процесса с выходом в социум.

Предметный блок, включающий предметный, межпредметный и надпредметный уровни

Предметный уровень обеспечивает усвоение знаний в области прав и свобод человека, российского и международного законодательства средствами учебного предмета, элективных курсов, правовых лекториев.

Межпредметный уровень предметного блока пронизывает весь комплекс учебных предметов. Интегрированные уроки и межпредметная интеграция способствуют осмыслению учащимися всего объема школьных знаний, необходимых в реальной жизни, освоению средств различных наук для анализа социальных ситуаций.

Надпредметный уровень данного блока способствует формированию у участников образовательного процесса гражданско-правовой компетентности, включающей в себя:

  • информационно-познавательную компетенцию, предполагающую наличие правовых знаний и навыков поиска и применения полученной правовой информации;
  • ценностно-ориентационную компетенцию, предполагающую осознание  и принятие ценности права в демократическом обществе, уважения прав человека и его основных свобод, необходимости взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами, неприятие асоциального поведения как фактора разрушения общества, формирование с учетом этого собственных установок и положительных ценностных ориентаций;
  • регулятивно-поведенческую компетенцию, предусматривающую наличие позитивных правовых установок, готовность следовать общепринятым типам поведения, принятие ответственности за свои действия;
  • социально-коммуникативную компетенцию, предполагающую готовность к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов, выполнению основных социальных ролей, готовность к самореализации в быстро меняющемся мире.

Воспитательный блок

Включает привитие детям умений и навыков общения, основанного на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, использование в воспитательной работе разнообразных форм и методов изучения правовых норм.

Институциональный блок

Предполагает организацию школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества, как модели демократического государства (школьного правового пространства), были востребованы гражданские качества и умения участников образовательного процесса. Данный уровень предполагает формирование ценностных установок участников образовательного процесса  с ориентацией на демократические и правовые отношения, формирование правового пространства в образовательном учреждении, вовлечение в процесс нормотворчества всех субъектов.

Проектный блок

Направлен на реализацию общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями участников образовательного процесса, органов власти и структур гражданского общества. Проектная деятельность содействует получению практических  навыков гражданско-правового поведения, повышению уровня правовой культуры, социальной адаптации.

Модель гражданско-правового образования в образовательном учреждении реализуется посредством организации взаимосвязанной деятельности участников образовательного процесса в рамках указанных блоков с выходом в социум. В современных условиях создание такой модели становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства.

3. Основные направления реализации Концепции

3.1. Создание непрерывной системы гражданско-правового образования педагогических кадров: разработка программ повышения квалификации для педагогических работников различного уровня; повышение мотивации к освоению гражданско-правовых аспектов деятельности через эффективное использование механизмов новой системы оплаты труда; организация обмена передовым опытом в данной области через систему лабораторий педагогического мастерства в регионе.

3.2. Актуализация проблем гражданско-правового образования с целью осознания участниками образовательного процесса и представителями различных ветвей власти ценности идей и принципов гражданско-правового образования через организацию информационных компаний в СМИ, круглых столов, выездных семинаров (практикумов), реализацию совместных социальных проектов.

3.3. Оптимизация действий органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем организации межведомственного взаимодействия и методической помощи.

3.4. Обеспечение взаимодействия и контроля в рамках единой системы гражданско-правового образования региона.

3.5. Повышение мотивации образовательных учреждений для эффективной реализации положений данной концепции с помощью включения в комплексную оценку деятельности образовательного учреждения наличия и реализации программы, соответствующей общим направлениям региональной модели гражданско-правового образования; организация на базе образовательных учреждений, эффективно реализующих программы гражданско-правового образования, экспериментальных площадок, опорных школ, центров гражданско-правового образования.

3.6. Содействие со стороны органов управления образованием различного уровня развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений по различным направлениям гражданско-правового образования. Привлечение творческого потенциала деятелей науки к всестороннему теоретическому обоснованию и решению проблем гражданско-правового образования; проведение междисциплинарных исследований по данной проблематике; создание учебно-методических материалов.


3.7. Оптимизация работы с семьей:

  • повышение ответственности родителей за воспитание детей через оптимизацию системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, распространение правовых знаний через систему правовых лекториев и повышение роли управляющих советов;
  • усиление блока «Семья» в воспитательной деятельности образовательных учреждений;
  • организация комитетов содействия родителей органам системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных явлений в детско-молодёжной среде  с целью своевременного выявления детей группы риска и  оказание помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации;
  • создание в образовательных учреждениях Калининградской области правозащитных структур по защите прав участников образовательного процесса;
  • пропаганда семейных ценностей, ценностей здорового образа жизни и гражданского общества средствами социальной рекламы в СМИ.

3.8 Разработка учебно-методического сопровождения (в том числе на электронных носителях) для различных целевых групп в условиях непрерывности и открытости гражданско-правового образования.

3.9 Создание единого регионального информационно-методического центра гражданско-правового образования, имеющего координирующие, мониторинговые и инспекторские функции.

3.10 Разработка региональной целевой программы гражданско-правового образования.

4. Ожидаемые  результаты реализации Концепции:

  • обеспечение соблюдения прав человека;
  • повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса;
  • снижение уровня правонарушений в  среде детей и молодежи;
  • активизация общественного участия в управлении образовательным процессом;
  • углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества;

Создание системы гражданско-правового образования в Калининградской области должно  способствовать повышению уровня правовой культуры и грамотности, преодолению правового нигилизма, профилактики асоциальных явлений, обеспечению прав человека.

Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере гражданско-правового образования и доминирующее положение в её реализации отводится образовательным учреждениям, как трансляторам системы гражданско-правовых знаний.

Приложение 1

Глоссарий

Концепция (от лат. conceptio — определенное понимание явлений, система взглядов) — определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса,  основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений, ведущий замысел конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру деятельности.

Образование — процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.  Образование включает в себя процессы обучения и воспитания.

Гражданско-правовое образование — целостный процесс формирования гражданственности на основе овладения участниками образовательного процесса правовыми знаниями и навыками их применения практическому праву.

Модель гражданско-правового образования — совокупность равноценных и взаимосвязанных блоков (предметного, воспитательного, институционального, проектного), формирующих единое правовое пространство взаимодействия участников образовательного процесса с выходом в социум.

Компетенция — общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения  в условиях неопределенности и реализовывать их.

Компетентностный подход – один из основных методологических подходов в современном образовании, позволяющий рассматривать конечные результаты образования не как сумму знаний, умений и навыков, а как совокупность сформированных ключевых (предметных и надпредметных) компетентностей, характеризующих готовность личности к активному взаимодействию в социуме на основе самостоятельных ответственных решений и компетентного, ценностно-ориентированного поведения.

Проектная деятельность учащихся — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, продуктом которой может быть решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Толерантность – уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности,  обязанность активными действиями способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка, важнейшее условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.

Экстремизм — возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Официальный сайт Министерства образования Калининградской области:

http://edu.baltinform.ru/?mess=659;pid=2

Последние новости на сайте:
25.04.2024
«Подробности» (24.04.24) Заксобрание, 30 лет законодательному органу 24.04.2024 Тридцать лет назад, в далеком 1994 году, страшно подумать, но это прошлый… ( читать полностью › )
Постановлением  Правительства Калининградской области от 13.03.2024 N 100-п «О дополнительной разовой мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде субсидий… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 04.03.2024 N 89н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам,… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 29.02.2024 N 80н «Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной… ( читать полностью › )
В Калининградской области приняты поправки в Социальный кодекс, направленные на усиление мер социальной поддержки многодетных семей и семей с детьми-инвалидами… ( читать полностью › )