24 февраля 2010 года Уполномоченным по правам человека в Калининградской области на заседании Калининградской областной Думы был представлен Доклад Уполномоченного по правам человека о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год.
В связи с финансово-экономическим кризисом количество обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области значительно возросло. В 2009 году Уполномоченным по правам человека в Калининградской области рассмотрено 1467 обращений — на 40 % больше, чем в 2008 году (1048 обращений), в том числе 572 письменных, 873 — на личном приеме, 22 получены по электронной почте.
Среди обращений к Уполномоченному по правам человека — 84 коллективных обращения от 2118 человек (в 2008 году рассмотрено 34 коллективных обращения от 1425 граждан). Таким образом, с учетом коллективных обращений к Уполномоченному по правам человека в 2009 году обратился 3501 гражданин (на 44 % больше, чем в 2008 году). Большинство коллективных обращений поступило от пенсионеров, инвалидов в защиту их социальных прав.
Рост количества обращений произошел в основном за счет жалоб, вызванных кризисными явлениями в государстве и обществе: о неисполнении судебных решений о взыскании заработной платы, о необоснованном увольнении с работы, о задержке выплаты заработной платы, о лишении федеральных льгот инвалидов, о нарушении жилищных прав и др.
В 2009 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило наибольшее количество обращений за все годы существования института.
В 2009 году возросло количество обращений от социально незащищенных категорий граждан в защиту социальных прав — в 2008 году от них поступило 201 обращение, в 2009-м — 319.
В 2009 году произошел значительный рост количества обращений по жилищным вопросам и проблемам ЖКХ: в 2008 году таких обращений было 204. В 2009 году Уполномоченным рассмотрено 587 жалоб на жилищные, жилищно-коммунальные проблемы — четвертая часть всех рассмотренных жалоб.
В 2009 году зафиксировано значительное снижение количества обращений по вопросам нарушения условий содержания в учреждениях пенитенциарной системы, нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального права. В 2008 году Уполномоченным рассмотрено 240 обращений по данной тематике, в 2009-м — 92.
В 2009 году отмечен рекордный рост количества обратившихся к Уполномоченному по правам человека пенсионеров (441) и инвалидов (368) по вопросам защиты жилищных, социальных прав.
Отмечен рост количества коллективных обращений: 46 обращений поступило в 2007-м году (от 962 граждан), 34 (от 1425 граждан) в 2008-м, 84 обращения от 2118 человек в 2009 году. Наибольшее количество коллективных жалоб — по жилищным, социальным вопросам, в защиту прав несовершеннолетних.
В 2009 году продолжилась тенденция к увеличению количества жалоб в защиту социальных прав: в 2009 году — 544 обращения (37 % от общего их количества) по вопросам социальной защиты инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных граждан; в 2008 году — 93 обращения (8,9 %), в 2007-м — 82 обращения (8 %), в 2006-м году — 71 (7 %).
На втором месте по-прежнему жалобы на нарушение жилищных прав, в том числе на жилищно-коммунальные проблемы: 301 жалоба — 20 % от общего числа обращений; в 2008 году было 204 жалобы — 20 % от общего числа обращений.
Продолжилась тенденция увеличения количества обращений в защиту прав несовершеннолетних: в 2009 году рассмотрено 134 обращения по проблемам защиты прав ребенка (9 % от общего количества); в 2008-м — 115 (11 %); в 2007 году — 72 жалобы (7 %); в 2006 году — 88 (8 %).
В связи с экономическим кризисом выросло число жалоб на нарушения трудовых прав: 94 обращения — 6 % от общего количества в 2009 году (52 обращения (5 %) в 2008 году, 30 (2,8 %) в 2007 году).
Более чем в два раза снизилось количество жалоб по вопросам гражданства: 19, т. е. 1,3 % от общего числа обращений, в 2009 году, 39 (3,7 %) в 2008-м, 72 обращения (7 %) в 2007 году, 75 (7 %) в 2006-м.
Калининградская область в силу особого эксклавного географического положения нуждается в специальной программе социально-экономического развития.
Закон об особой экономической зоне в Калининградской области, принятый Государственной Думой в 1996 году, позволил развиваться экономике Калининградской области, используя преимущества географического расположения в Европе. В 2006 году была принята новая редакция Закона, которой были резко ограничены возможности малого и среднего бизнеса и созданы преимущества для крупного бизнеса. Такой дисбаланс привел к ухудшению условий развития деловой активности малого и среднего бизнеса, что особенно проявилось в период экономического кризиса.
Многочисленные трудности, связанные с преодолением таможенно-ветеринарно-фитосанитарного и прочих видов барьеров делает Калининградский бизнес неконкурентоспособным, как в Европе, так и в России. Все это создает условия для коррупции.
Объективным критерием инвестиционной непривлекательности региона является закрытие ряда консульских учреждений в Калининградской области, ликвидация экономического отдела в консульстве Польши, перевод ряда предприятий из Калининградской области в основную часть Российской Федерации.
Необходимо предпринять срочные меры со стороны Российской Федерации для создания Закона не об особой, а о свободной экономической зоне. Необходимо преодоление визовых барьеров, упрощение таможенных и других приграничных процедур, снижение коррупционной нагрузки.
В 2009 году отмечались факты нарушений прав детей, находящихся в специальных воспитательных и интернатных учреждениях, в том числе нарушения их жилищных прав — длительное непредоставление жилых помещений после выпуска из учреждений, неэффективность мер по сохранению жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Недостаточно развита система сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период.
Системно обучение правам человека и способам их защиты в детских домах, интернатах не проводится. Правовая и периодическая литература в библиотеках либо отсутствует, либо устаревшая. Беседы с воспитанниками детских учреждений подтверждают отсутствие у них элементарных правовых знаний, навыков защиты своих прав, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
С 1 сентября 2009 года в Калининградской области существенно сократилось количество часов учебной нагрузки для детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида, чем нарушается право детей-инвалидов на образование.
Правительством Калининградской области в 2009 г. установлена родительская плата за содержание воспитанников в государственных школах интернатах Калининградской области, что нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступность и бесплатность общего образования, а также на соответствующее социальное обеспечение, о чем вынесен протест прокурора Калининградской области.
Проблемой является необеспеченность права каждого ребенка младшего возраста на общедоступность дошкольного образования (ДОУ). Около 30% детей в Калининградской области не имеют возможности посещать детские сады.
Недостаточно эффективно ведется борьба с алкоголизацией несовершеннолетних.
Продолжается рост цен на товары и услуги, повышение стоимости проезда на транспорте, повышение стоимости коммунальных платежей.
Законодательство РФ и Калининградской области об образовании обязывает предоставлять сельским педагогам 100-процентные льготы на оплату жилья и коммунальных услуг. Добиваться предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот сельские педагоги были вынуждены через суды.
Правительством Калининградской области были приняты Порядок и условия осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в котором добавлено условие предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в том числе сельским учителям — наличие у граждан доходов ниже величины прожиточного минимума, что лишает права на льготу многих сельских учителей и иных категорий граждан, ранее пользовавшихся данной льготой. Вместе с тем, действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничение права указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки размером получаемого дохода.
Остаются актуальными проблемы, касающиеся присвоения звания «Ветеран труда». Люди, получившие почетное звание после 1 июля 2006 года, в связи с несовершенством законодательства Калининградской области вынуждены были добиваться получения удостоверения через судебные инстанции. Определением Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 479-О-П[3] было установлено, что положения статьи 12 Закона Калининградской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области», предусматривающие предоставление лицам, которым звание «Ветеран труда» противоречат Конституции Российской Федерации, утрачивают силу и не подлежат применению.
В 2009 году были приняты новая редакция Закона Калининградской области «О ветеранах труда Калининградской области», Порядок присвоения звания «Ветеран труда Калининградской области».
Принимая во внимание, что ветераны труда, пострадавшие в связи с применением прежнего законодательства о ветеранах, вынуждены были отстаивать свои права в судах, имеются многочисленные судебные решения в пользу граждан, Правительству Калининградской области необходимо также принять меры по восстановлению прав граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда» после 1 июля 2006 года.
Не решена проблема обеспечения доступности среды жизнедеятельности инвалидов, создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В период экономического кризиса обострились проблемы реализации трудовых прав: безработица, невыплата в установленные сроки заработной платы или расчета при увольнении; нарушения законности увольнения работников и др.
Недостаточно развита в Калининградской области система реабилитации осужденных после отбытия наказания.
В целях обеспечения конституционного права на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году медицинской помощи, финансируемой за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Органами прокуратуры и судебными органами Калининградской области установлено, что в Программе были существенно снижены по сравнению с нормативами, установленными на федеральном уровне, нормативы для определения объема медицинской помощи, затраты на посещение амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров.
В учреждениях здравоохранения требует совершенствования система приема пациентов, не обеспечивающая пока права пациентов на качественное медицинское обслуживание.
В помещениях учреждений системы здравоохранения часто отсутствуют лифты, пандусы.
Уровень квалификации медицинского персонала, качество медицинских услуг оставляют желать лучшего. Граждане месяцами не могут попасть на прием к специалистам. В поликлиниках, как правило, невозможно записаться на прием по телефону.
Граждане чаще стали обращаться за медицинской помощью в платные клиники, чем демонстрируют свое отношение к бесплатной медицине.
Не решена проблема доступности лекарственных средств льготным категориям граждан. Для получения лекарственных средств больные должны часто посещать врача для выписки рецептов, что приводит к большим очередям. Многие больные приобретают лекарственные средства самостоятельно, за счет личных средств.
Министерством здравоохранения Калининградской области далеко не всегда положительно решаются вопросы, связанные с необходимостью дорогостоящего лечения жителей региона, в том числе детей, за пределами Калининградской области, в том числе за рубежом. Финансовые средства на лечение больных детей часто собираются добродетельными гражданами с помощью средств массовой информации.
В Калининградской области в 2009 году было организовано около 50 митингов, направленных на привлечение внимание общественности к проблеме неудовлетворительного качества медицинской помощи в Калининградской области, в том числе в защиту Медико-санитарной части №1 города Калининграда. Министерством здравоохранения Калининградской области было принято решение о реорганизации больницы – присоединения ее к Госпиталю для ветеранов войн, который впоследствии тоже был ликвидирован. Однако «реорганизация» была проведена настолько непродуманно, что медсанчасть была практически разгромлена, в том числе похищено дорогостоящее медицинское оборудование, разрушено помещение больницы.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточно эффективной системе управления в здравоохранении Калининградской области, о чем свидетельствовали многочисленные жалобы населения.
Нарушением прав пациента на информацию является недостаточное использование в системе здравоохранения современных информационных технологий. Немногие медицинские учреждения Калининградской области имеют собственные Интернет-сайты. Из-за отсутствия в Интернете необходимой информации о системе здравоохранения Калининградской области, о медицинских учреждениях, о специалистах, работающих в данных учреждениях, комплексе оказываемых услуг, времени и порядке приема граждан и записи на прием к врачам, граждане вынуждены узнавать данную информацию по телефону, вследствие чего телефоны регистратур медицинских учреждений перегружены, особенно в период эпидемий.
В созданной Правительством Калининградской области справочно-информационной системе http://infokiosk.gov39.ru/ также пока не удалось найти необходимую информацию по вопросам здравоохранения.
Доля платных услуг – как официальных, так и теневых – постоянно растет. Роль страховой медицины при этом уменьшается, в т.ч. нет достаточного контроля качества оказания платных услуг и выявления случаев вымогательства. Низкая заработная плата медицинских работников является причиной высокого процента совместительства. Такое сочетание (смешение) страховых, платных и теневых медицинских услуг на базе одних и тех же государственных и муниципальных учреждений делает невозможным оказание качественной высокотехнологичной помощи населению. Необходимо изменять систему управления здравоохранением, более эффективно использовать как бюджетные, так и страховые финансовые ресурсы.
Необходимо назначить на должность министра здравоохранения Калининградской области грамотного компетентного специалиста со стратегическим мышлением. При назначении на должность необходимо учитывать возможный конфликт интересов во избежание коррупционных рисков.
Проблемой является алкоголизация населения Калининградской области.
Нуждается в совершенствовании система наркологической помощи. Необходимо создание реабилитационного центра для алкоголезависимых лиц.
Многочисленные проблемы возникают у граждан, не имеющих регистрации по месту жительства (пребывания). Среди прав, которые незаконно поставлены в зависимость от наличия регистрации, — право на труд, на медицинскую помощь, на совершение сделок с жильем, в том числе по ипотечным программам, на регистрацию автомобилей, на получение кредита, активное избирательное право.
Необходимо законодательное закрепление законодательством РФ механизмов, гарантирующих уведомительный характер регистрации. Необходимо также ликвидировать институт обязательной регистрации иностранных граждан по месту пребывания.
Реформа ЖКХ осуществляется крайне неэффективно.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) ответственность за содержание жилого фонда возложена на жильцов. Вместе с тем, жилой фонд не передавался жильцам муниципалитетами в отремонтированном виде. А теперь проблемы с ремонтом жилья, которые не смогли решить муниципалитеты и государство, перекладываются на плечи граждан. Особенную тревогу вызывает состояние противопожарной безопасности жилых домов. В последние годы участились случаи пожаров в жилых домах.
Для оказания финансовой помощи Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства статьей 14 Закона о Фонде предусмотрен длинный перечень трудновыполнимых условий, направленных, в частности, на создание в массовом порядке ТСЖ. Практически далеко не везде можно создать товарищества собственников жилья.
Такой путь проведения реформы ЖКХ приводит к значительному разрушению жилого фонда. Граждане не в состоянии самостоятельно, за свой счет отремонтировать жилье в старом жилом фонде. В результате зачастую граждане проживают в жилых помещениях, угрожающих их жизни и здоровью.
Многочисленные жалобы от граждан, свидетельствуют о том, что без их ведения создаются управляющие компании, подделываются протоколы собраний, протоколы заочного голосования.
В Калининградской области не создан необходимый для успеха жилищно-коммунальных реформ конкурентный рынок услуг, предлагаемых управляющими организациями. Фактически бывшие ЖЭКи преобразовались в коммерческие компании, практически никем не контролируемы.
Граждане возмущены также тем, что при отсутствии эффективной деятельности жилищно-коммунальных органов, происходит непрерывный рост тарифов ЖКХ, что приводит к массовым акциям протеста.
По-прежнему наиболее социально сложной остается проблема обеспечения доступным жильем граждан РФ. Важно создавать благоприятные условия для приобретения жилья теми гражданами, кто может сделать это за счет личных средств. К сожалению, немало граждан, инвестировавших свои сбережения в строительство жилья различными компаниями, оказались обманутыми. Зачастую органы власти сами активно пропагандировали долевое строительство, не обеспечив надежной системы контроля.
Значительно сократилось количество жалоб в аппарат Уполномоченного по правам человека на условия содержания и действия сотрудников системы УФСИН России по Калининградской области, на несогласие с действиями органов дознания, предварительного следствия и суда. В 2009 году в аппарат Уполномоченного по правам человека поступило 92 жалобы (294 – в 2008 году).
Количество обращений к Уполномоченному, поступивших от подозреваемых, обвиняемых и осужденных из следственного изолятора Калининграда, сократилось почти в три раза (в 2008 году — 184 обращения, а в 2009-м — 42).
Тем не менее в адрес Уполномоченного по правам человека по-прежнему поступали жалобы на действия администрации исправительных колоний по вопросам ненадлежащих условий содержания в исправительных учреждениях, неправомерного применения физического воздействия к осужденным, необоснованного наложения дисциплинарных взысканий, ненадлежащего медицинского обслуживания; на нарушение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; на неправомерное поведение руководства и сотрудников исправительных учреждений; на неотправку почтовой корреспонденции; на необоснованный отказ администрации исправительных учреждений в ходатайстве перед судом об условно-досрочном освобождении от наказания; на непредоставление администрацией исправительных учреждений свиданий с родными и близкими.
По всем жалобам Уполномоченным по правам человека и сотрудниками аппарата, а также по инициативе Уполномоченного органами прокуратуры проведены поверки. Выявленные нарушения прав осужденных по требованию Уполномоченного и представлениям прокурора Калининградской области устранялись руководством УФСИН и органами предварительного расследования при отделах внутренних дел.
Неизменно остро стоят вопросы медицинского обеспечения заключенных, прежде всего ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом и гепатитом. Как и ранее, основными проблемами, затрудняющими оказание медицинской помощи, являются: нехватка врачей-специалистов; недостаточная оснащенность медицинских подразделений оборудованием и медицинским имуществом, изношенность практически всей диагностической аппаратуры.
По-прежнему остается актуальной проблема трудоустройства заключенных в местах лишения свободы. Количество нетрудоустроенных лиц в колониях в 2009 году увеличилось на 241 человека по сравнению с 2008 годом.
Уполномоченному поступали жалобы осужденных по поводу нарушения трудового законодательства в исправительных учреждениях: на низкую оплату труда, чрезмерное удержание финансовых средств из заработка и пенсии. Отдельные жалобы после проверки были удовлетворены, права осужденных восстановлены.
В 2009 году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата были проверены по обращениям граждан изоляторы временного содержания Калининградской области.
Изоляторы временного содержания отделов внутренних дел в Светлогорске, Зеленоградске, Пионерском, Гвардейске, Правдинске, Багратионовске, Гусеве, Советске, Черняховске, Нестерове приведены в соответствие с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Остальные изоляторы временного содержания отделов внутренних дел области (в городах Славске, Полесске, Немане, Озерске, Краснознаменске, Балтийске) в 2009 году по-прежнему не были до конца реконструированы и не приведены по условиям содержания в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, согласно которым подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, пожарной безопасности.
В 2009 году в аппарат Уполномоченного поступали жалобы от граждан на неудовлетворительные условия в изоляторах временного содержания Калининградской области; на применение к задержанным мер физического воздействия, на неправомерное поведение сотрудников ИВС; на неудовлетворительное питание.
В настоящее время существует судебная практика вынесения судами Калининградской области решений, удовлетворяющих иски подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, в пользу которых присуждается денежная компенсация морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД области.
Уполномоченный сотрудничает с судами, проводит экспертизы условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС районных ОВД по запросам судов.
В 2009 году в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Общественная палата Российской Федерации завершила работу в субъектах РФ по созданию общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. По представленной рекомендации Общественной палаты Калининградской области Совет Общественной палаты Российской Федерации утвердил состав общественной наблюдательной комиссии Калининградской области.
Общественный контроль в местах принудительного содержания позволит в максимальной степени обеспечить соблюдение прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.