Как многие помнят, в 2009 году Министерство образования и науки Российской Федерации предложило на общественное обсуждение проект «Паспорта здоровья школьника». Предлагаемый Министерством проект включал сведения личного характера о самом ребенке, членах его семьи, его жилище и т.п.
Естественно, это вызвало негативную реакцию со стороны общественности. Например, в декабре 2009 года группа родителей отправила открытое письмо в Минобрнауки, призывая Министерство отказаться от введения «Паспорта» и указывая на то, что, если его заполнение будет обязательным, это серьезно нарушит нормы международного права, Конституции РФ и российских законов. Ответа не последовало.
В начале 2010 года свое заключение по проекту дала Ирина Вершинина, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области. Она, в частности, настаивала на том, что «заполнение паспорта здоровья должно быть правом, а не обязанностью детей и их родителей». Аналогичную позицию выразил в сентябре 2010 году Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин. Он писал:
«Так как в ближайшие два года «Паспорт здоровья школьника» планируют завести на каждого российского учащегося, считаю возможным обратить внимание на то, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 8), Конституции Российской Федерации (статьи 23 и 24) и других правовых актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и защищена от внимания и влияния внешнего мира. Соответственно, Паспорт должен быть строго добровольным, т.е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка».
В августе 2010 г. на сайте газеты «Ведомости» был опубликован обновленный проект «Паспорта здоровья школьника». Предполагается, что он был доработан с учетом предложений общественности.
Наша общественная организация провела правовой анализ обновленного проекта «Паспорта здоровья школьника». К сожалению, его результаты оказались неутешительными:
Из документа МОО «За права семьи»
«Проект «Паспорта здоровья школьника»: аналитический обзор»
«Межрегиональная общественная организация «За права семьи» провела сравнительную оценку проектов 2009 и 2010 года с целью установить: будет ли соответствовать российскому и международному законодательству попытка ввести обновленный «Паспорт здоровья школьника» в качестве обязательного документа. С этой целью мы провели анализ всех сведений, которые должны будут войти в документ образца 2010 года (в сравнении с документом 2009 года). Каждый вид сведений мы оценили по ряду признаков:
относятся ли эти сведения к защищенным законом сведениям о частной жизни граждан;
составляют ли эти сведения, согласно закону, врачебную тайну;
относятся ли эти сведения, согласно закону, к категории персональных данных;
допустим ли сбор этих сведений без добровольного согласия граждан (итоговая, комплексная оценка по каждому виду сведений).
Результат проведенной оценки таков:
В проектах «Паспорта здоровья школьника» как 2009, так и 2010 года нет ни одной графы, заполнение которой не подпадало бы под понятие предоставления сведений о частной жизни, сведений, составляющих врачебную тайну, или персональных данных. По действующему законодательству не может требоваться заполнение ни одного из разделов «Паспорта здоровья школьника» без добровольного согласия родителей ребенка. Хотя ряд разделов, особенно откровенно затрагивавших сферу частной жизни людей, был убран из проекта 2010 года, документ в целом остается недопустимым в качестве обязательного.
Вопреки мнению одного из создателей проекта «Паспорта здоровья школьника», замдиректора Московского центра качества образования Валентина Носкина , сведения, которые предполагается вносить в «Паспорт», не могут быть названы «обобщенными» и, согласно российскому законодательству, носят конфиденциальный характер.
Вызывает недоумение и мнение господина Носкина о том, почему именно необходимо ввести «Паспорт здоровья школьника». По его словам (в передаче СМИ) , «нагрузка на детей вырастет на 30-40%, поэтому «паспорта» нужны для мониторинга — отслеживать перегрузки». Между тем, решение проблемы учебных перегрузок, по мнению нашей организации, состоит вовсе не во введении новых контрольных документов. Вместо этого стоит задаться вопросом: следует ли увеличивать учебные нагрузки (да еще так сильно), если это поведет к возможному ухудшению здоровья школьников? Тем более, что, хотя и учителя и родители все чаще жалуются на перегруженность школьников, качество образования от этого увеличения учебной нагрузки, как показывает практика, совершенно не улучшается».
Выводы и рекомендации МОО «За права семьи»:
«Паспорт здоровья школьника», даже в обновленном варианте проекта 2010 года, не может быть введен в качестве обязательного к заполнению документа без серьезных нарушений международного права, Конституции РФ и российского федерального законодательства.
Наша организация полностью присоединяется к мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, согласно которому «паспорт должен быть строго добровольным, т.е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка».
Мы не видим никаких веских оснований для введения «Паспорта здоровья школьника». По мнению нашей организации, этот проект является бессмысленной тратой денег налогоплательщиков.
В согласии с международным и российским законодательством, каждый родитель имеет полное право отказаться от заполнения «Паспорта здоровья школьника». Мы советуем родителям без необходимости не предоставлять никаким третьим лицам или организациям информацию, затрагивающую сферу их частной жизни.
В ближайшие дни Межрегиональная общественная организация «За права семьи» направит обращения в Министерство образования и науки, Государственную Думу РФ, Общественную Палату РФ, призывая отказаться от введения «Паспорта здоровья школьника» или строго соблюдать принцип добровольности его заполнения – в случае, если он, вопреки мнению общественности, все же будет введен.
Документы для ознакомления и использования:
Для справки: проекты «Паспорта здоровья школьника»:
Проект 2009 года (с сайта Минобрнауки)
Проект 2010 года (с сайта газеты «Ведомости»)
Аналитические материалы МОО «За права семьи»:
Проект «Паспорта здоровья школьника»: аналитический обзор (pdf)
Приложение 1 (pdf): Извлечения из международных и российских нормативных актов, связанных с защитой информации о частной жизни и персональных данных граждан
Приложение 2 (pdf): Обзор и оценка сведений, вошедших в проекты «Паспорта здоровья школьника»
Мы подготовили образец отказа от заполнения «Паспорта здоровья школьника». Советуем родителям, детям которых в учебном заведении предложат заполнить «Паспорт здоровья школьника» воспользоваться этим образцом:
Образец заявления об отказе от заполнения «Паспорта здоровья школьника»
Мы предлагаем гражданам России продолжить доводить до властей свое отрицательное отношение к проекту «Паспорта здоровья школьника»
Здесь Вы можете скачать образцы обращений против «Паспорта здоровья школьника» (с учетом изменений, сделанных в обновленной редакции проекта):
Образец полного текста обращения (для отправки по почте)
Образец краткого текста обращения (для отправки через «электронные приемные»)
Адреса для обращений граждан:
Министр образования и науки РФ
Фурсенко А. А.
Министерство образования и науки Российской Федерации
125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул., д. 11
(электронная приемная: http://mon.gov.ru/obr/obrash/pravila/ )
Уполномоченному по правам человека в РФ
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47
(электронная приемная:
http://www.ombudsmanrf.ru/index.php?option=com_rsform&Itemid=48 )
Комитет по образованию Государственной Думы РФ
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «комитет по образованию»)
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «комитет по вопросам семьи, женщин и детей»)
Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send – обязательно выберите там, где сказано «укажите адресата» – «комиссия» и в поле ниже «выберите комиссию» – «по развитию образования»).
P.S. Впечатляющий образец первых (еще летом этого года, по старому варианту «Паспорта») реакций Министерства на обращения граждан можно увидеть на портале «Демократор». В ответ на обращение граждан с предложением «не вводить паспорт здоровья школьника», Минобрнауки РФ обещал «Ваши замечания и предложения также будут учтены при доработке проекта». Как мы видим, предложение в достаточной мере не учтено, от бессмысленной и вредной идеи введения «Паспорта» пока не отказались. Единственный путь к изменению ситуации – продолжить доводить до Министерства позицию граждан. Чтобы предложение учли по-настоящему, его должны высказать многие и многие граждане.
Источник: МОО «За права семьи»
Интернет-портал «Домашний ребенок»
24 декабря 2024 года состоялась встреча представительниц регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Калининградской области с Уполномоченным по правам человека Никитиным Владимиром Анатольевичем.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области стал первым партнером Калининградского отделения Союза православных женщин. Владимир Анатольевич поддерживает инициативы организации по вопросам законотворчества и просвещения, по защите жизни с момента зачатия; оказывает содействие в реализации прав многодетных семей, одиноких отцов и матерей и малоимущих граждан, семей участников СВО.
24 декабря Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором губернатор Алексей Сергеевич Беспрозванных представил основные направления деятельности исполнительной власти региона на предстоящие пять лет.
«Центром нашего внимания, нашей идеологией, смыслом работы – подчеркнул А.С. Беспрозванных, - является человек, житель Калининградской области! Мы будем измерять эффективность работы Правительства не миллиардами, километрами или процентами, а именно «через удовлетворенность человека». Развитие должно быть справедливым для всех жителей Калининградской области, и в равной степени ощутимым для каждого!»
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.