Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Замечания к Правилам внутреннего распорядка для клиентов ОГСУСО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 09.01.2017 года
07.07.2017 | Без рубрики

Приложение к Справке о посещении

Советского дома-интерната для престарелых и инвалидов

сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека

в Калининградской области 06.07.2017 года

 

Замечания к Правилам внутреннего распорядка для клиентов

ОГСУСО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

от 09.01.2017 года

 

При установлении для проживающих в интернате каких-либо запретов следует руководствоваться главным правилом о том, что свобода действий человека в своем жилище от любого постороннего вмешательства относится к сфере частной жизни, неприкосновенность которой гарантируется ст. 23 Конституции РФ.

Возможность определять свой образ жизни, занятия, способы времяпровождения, в той мере, в которой это не нарушает права других людей, является основой личной свободы, на которую в равной степени имеют право проживающие в интернатах.

Любые ограничения прав человека должны быть обоснованы серьёзной необходимостью и прописаны в законодательстве.

Правила внутреннего распорядка интерната не должны противоречить законодательству и не могут быть основанием для ограничения прав получателей социальных услуг.

Комната в интернате для постоянно проживающего в интернате человека является его местом жительства. Поэтому на использование комнаты распространяются правила, предусмотренные для жилых помещений.

  1. П.3.2.4 Правил внутреннего распорядка (далее – ПВР) гласит:

«Получатели социальных услуг питаются в помещении столовой, за исключением тех, которым по медицинским показаниям пища подается в комнату.

П.3.4.9 ПВР содержит запрет на приготовление пищи.

П.3.4.11 ПВР содержит запрет на хранение скоропортящихся продуктов питания.

В отношении возможности хранить в комнатах скоропортящиеся продукты питания, готовить пищу, полагаю, следует руководствоваться следующим.

При оказании социальных услуг в стационарной форме поставщик социальных услуг должен обеспечивать питание получателей социальных услуг. При этом учреждения социального обслуживания обеспечивают соответствие условий пребывания в учреждении санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе, в части организации питания.

В СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 N 69 (ред. от 02.05.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 N 43348) в части требования к организации питания содержит нормы  7.1.-7.3 по устройству и содержанию помещений пищеблока, мытья посуды, раздачи пищи и т.д.

При организации питания в учреждении необходимо руководствоваться этими нормами при приготовлении и транспортировке продуктов, подаче пищи и мытье посуды. Санитарные требования включают в себя и требования к помещениям, в которых предоставляется питание, правила обработки посуды. С этой точки зрения предоставление питания в специально предназначенном помещении представляется разумным и обоснованным.

Вместе с тем,  проживающий в интернате человек в своей комнате, как в жилом помещении, вправе принимать пищу и продукты, приобретенные самостоятельно (купленные за счет собственных средств, принесенные посетителями и т.д.). На этот прием пищи не распространяются указанные выше санитарные нормы, поскольку это не относится к организации питания учреждением. В отношении приобретенных или приготовленных самостоятельно продуктов и блюд администрация интерната не имеет правовых оснований устанавливать запрет на прием пищи или хранение продуктов в комнате.

П. 7.3. СП 2.1.2.3358-16, в частности содержит норму  о возможности  хранения скоропортящихся продуктов в блоках жилых помещений, где для этого должно быть  предусмотрено холодильное оборудование.

Кроме того, бывают ситуации, когда проживающий в интернате, к примеру, страдающий диабетом, нуждается в перекусах в течение дня, в период, отличный от времени принятия пищи, предусмотренного распорядком дня интерната. Полагаю, что такие ситуации, обеспечивающие возможность перекусов в комнате, должны быть предусмотрены ПВР интерната, так как являются жизненно необходимыми для проживающих в нем людей.

Пункт 3.4.11 ПВР содержит запреты: распивать спиртные напиткисодержать в комнатах домашних животных (собак, кошек и т.д.), пользоваться электронагревательными бытовыми приборами, проявлять неуживчивость характера, провоцирование ссор с соседями по комнате, нежелание принимать участие в общественной жизни Учреждения.

В отношении возможности употребления спиртных напитков в интернате следует учесть следующее.

В реальной жизни, как это известно из бесед с проживающими в интернатах, в том числе в Советском доме-интернате для престарелых и инвалидов, люди там иногда употребляют в своих комнатах спиртные напитки, как это происходит у большинства других людей, живущих дома, к примеру, в свой День рождения или в иной праздник.

Употребление алкоголя, хотя и может иметь негативные последствия для здоровья, а также отрицательно влиять на поведение человека и приводить к правонарушениям, само по себе не является действием, запрещённым законодательством РФ.

Внося соответствующий пункт в ПВР, администрация интерната, вероятно, исходила из идеи защиты получателей социальных услуг от негативных последствий употребления алкоголя.

Тем не менее, законодательством РФ четко определено, в каких случаях распитие спиртных напитков само по себе является неправомерным. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (далее – КоАП) содержатся статьи 20.20- 20.21, связанные с ответственностью за поведение, так или иначе связанное с употреблением алкоголя совершеннолетними.

Их применение связано с определением того, где и при каких условиях происходит употребление алкогольной продукции. Список запрещенных для продажи и употребления алкоголя мест содержится в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017), устанавливающем в ст.16 перечень таких мест.

Из этого перечня к интернату могут иметь отношение лишь запрет на употребление алкоголя в «других общественных местах», к которым относятся дворы, подъезды, лестничные площадки и т.д..

Таким образом, полный запрет употребления алкоголя в правилах внутреннего распорядка  не основан на законодательстве РФ. Употребление алкогольных напитков без нарушения КоАП в интернатах возможно в жилых комнатах, которые не относятся к общественным местам.

Единственным ограничением употребления алкоголя в комнатах интерната является необходимость соблюдения прав других получателей социальных услуг. Употребление алкоголя не должно быть шумным, мешать ночному отдыху соседей.

Таким образом, наличие в правилах внутреннего распорядка интерната пункта о запрете употребления алкоголя в интернате само по себе не является правомерным, по федеральному законодательству в сфере административных правонарушений, правомерным можно считать употребление алкоголя в жилой комнате в ПНИ, не связанное с нарушением общественного порядка, шумом в ночное время, нарушением прав соседей по комнате.

Кроме того, ПВР содержат пункт 3.4.14: «В случае злоупотребления спиртными напитками Получателям социальных услуг выход за пределы территории Поставщика социальных услуг разрешается только с письменного разрешения администрации либо в сопровождении медперсонала или социального работника».

Полагаю, указанный пункт явно противоречит Пункту 3.4.11 ПВР, запрещающему употребление спиртных напитков. Если спиртные напитки в интернате запрещены, каким образом возможно злоупотребление ими в Интернате?!

В отношении возможности содержания домашних животных в интернате.

Представляется, при надлежащем содержании домашних животных, они оказывать благотворное влияние на поведение одиноких людей, особенно людей с психоневрологическими заболеваниями, помогают этим людям чувствовать себя в интернате как дома.

С точки зрения законодательства РФ никаких специальных норм, запрещающих содержание домашних животных в интернате, не существует. В частности, СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» не содержит такого запрета.

Вместе с тем содержание домашних животных не должно нарушать права соседей по комнате, а сами владельцы должны исполнять обязанности по содержанию домашних животных.

Владельцам животным необходимо соблюдать Правила содержания животных на территории г. Советска», утв. Решением городского Совета депутатов г. Советска от 16.06.1999 N 458 (ред. от 06.05.2011).

В Правилах, в частности, говорится, что на территории города запрещается содержание животных лицами, признанными недееспособными (больным психическими заболеваниями в случаях неспособности контролировать свои действия или управлять животным, несовершеннолетним).

Владельцы животных обязаны:

— гуманно обращаться и относиться к животным;

— уважать права и свободы других людей, обеспечивать их безопасность от воздействия животных;

— обеспечивать тишину и спокойствие для окружающих (в жилых районах в период с 23.00 до 6.00);

— соблюдать санитарно-гигиенические и ветеринарные правила и т.д.

В отношении возможности пользования электронагревательными приборами представляется следующее.

Вопросы пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания регулируются основными федеральными нормативными актами в этой сфере: ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 23.06.2014) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О пожарной безопасности» у руководства интерната в области пожарной безопасности есть право «разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности». В отношении каждого объекта «руководителем организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности» (ст. 2 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 21.03.2017) (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Эта инструкция должна основываться на тех правилах пожарной безопасности, которые закреплены в Постановлении «О противопожарном режиме».

Запрета использовать электронагревательные приборы в жилых помещениях действующее законодательство не содержит.

В отношении запрета проявлять неуживчивость характера, провоцирование ссор с соседями по комнате — представляется внесение такого пункта в ПВР бессмысленным, так как изменить характер человека, особенно пожилого или инвалида с помощью  запретов в правилах внутреннего распорядка невозможно, кроме того такие понятия как «неуживчивость характера», «провоцирование ссор с соседями» являются относительными, субъективными и бездоказательными.

Пункт 3.4.11 ПВР содержит запрет нежелания принимать участие в общественной жизни Учреждения.

Пункт 3.4.18. содержит норму: «Получатели социальных услуг в Учреждении составляют единый коллектив. Они должны оказывать друг другу взаимную помощь и принимать активное участие в общественной жизни Поставщика социальных услуг».

Обязание получателей социальных услуг участвовать  в общественной жизни является прямым вмешательством в частную жизнь, личную свободу человека. Согласно ст.30 Конституции РФ каждый имеет право, но не обязанность на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно ст.44 каждый имеет право, но не обязанность на участие в культурной жизни.

Никто никого не вправе заставлять участвовать в общественной жизни.

Пункт 3.4.11 ПВР предусматривает также применение мер воздействия к нарушителям ПВР:

1) предупреждение;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) запрет выхода из корпуса, без сопровождения медицинского работника.

Включение вышеназванного пункта в ПВР является противозаконным. Применение каких-либо мер взыскания к получателем социальных услуг не предусмотрено никакими нормативными правовыми документами.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом  и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Любые ограничения прав человека должны быть обоснованы серьёзной необходимостью и прописаны в федеральном законодательстве.

Правила внутреннего распорядка интерната не должны противоречить законодательству и не могут быть основанием для ограничения прав получателей социальных услуг.

Пункт 3.4.12 ПВР содержит норму:  Получателей социальных услуг могут посещать родственники и знакомые. Свидания с ними разрешаются в специально отведенном для этого помещении в дни и часы, установленные приказом директора. В комнатах допускается посещать только слабых больных.

При установлении ограничений на посещение родственников и знакомых, установленным пунктом 3.4.12 ПВР, следует руководствоваться следующим.

В обязанность интерната входит обеспечение возможности свободного посещения получателей социальных услуг законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время (п.8 ст. 9 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Это означает, что интернат обязан создать соответствующие условия: выделение специального помещения для приема посетителей либо посещение в жилом помещении, с согласия всех соседей.

К примеру, в действующих в отношении интернатов СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания»  предусмотрено наличие гостиных в интернатах коридорного типа, которые могут использоваться и для приема посетителей вне жилых комнат.

Запрет на посещение в жилой комнате может быть основан только на несогласии соседей, поскольку пользование жилым помещением не должно нарушать права соседей.

Запрет Правилами внутреннего распорядка посещения человека в его комнате при согласии всех соседей неправомерен, не основан на действующем законодательстве РФ.

Раздел 3.5 ПВР «Соблюдение правил пожарной и иной безопасности» накладывает на получателей социальных услуг множество обязательств, которые  многие из граждан в силу своего возраста и здоровья не в состоянии выполнить. Полагаю, все перечисленные в указанном разделе обязательства  являются обязанностями сотрудников интерната – ознакомить получателей соцуслуг с противопожарными правилами и т.д., а не клиентов интерната.

Раздел 4 ПВР «Прекращение предоставления социальных услуг» также содержит нормы, противоречащие законодательству Российской Федерации о социальном обслуживании.

Так, согласно п.4.1.4 предусматривает возможность прекращения предоставления социальных услуг в случае систематического нарушения получателем социальных услуг ПВР, что не основано на действующем законодательстве.

 

Ведущий консультант аппарата

Уполномоченного по правам человека

в Калининградской области                                                                   Ларина С.Ю.

 

 

 

 

 

Последние новости на сайте:
24.04.2024
23 апреля 2023 года в историко-художественном музее состоялось мероприятие, посвященное тридцатилетию Законодательного Собрания Калининградской области. В мероприятии принял участие Уполномоченный… ( читать полностью › )
22.04.2024
Информируем о работе Центра защиты прав молодежи, созданного при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по молодежной политике. Фактически это единое… ( читать полностью › )
21.04.2024
19 апреля 2024 года в театральной студии лицея №18 города Калининграда «Небо 18» прошла премьера инсценировок двух рассказов Антона Павловича… ( читать полностью › )
С 17 по 19 апреля в Калининградской области состоялся Балтийский культурный форум 2024 года — дискуссионная площадка, где профессионалы, эксперты,… ( читать полностью › )
19-20 апреля 2024 года в п. Отрадное Калининградской области состоялся семинар по развитию межведомственного взаимодействия по оказанию социально-правой помощи молодым… ( читать полностью › )