Приложение №2
к Специальному докладу
Уполномоченного по правам человека
в Калининградской области
«О проблемах гражданско-правового
образования в Калининградской области»
2004 г.
О правовом просвещении в детских домах,
интернатах региона
Основное образование в области обществоведческих дисциплин воспитанники детских домов, интернатов получают в общеобразовательных учреждениях по обычной программе. В то же время сотрудники детских учреждений включают в свои планы мероприятия по правовому и патриотическому воспитанию детей.
В детском доме «Гаврош» по инициативе Западного УВД на транспорте разработана программа правового и патриотического воспитания «Свет добра и надежды», которые проводят агитационные акции в защиту здорового образа жизни с элементами правовых знаний. В школе-интернате №3 разработана программа правового образования воспитанников интерната, результаты которой ребята продемонстрировали в правовой викторине в ДЮЦе Ленинградского района, где заняли 1 место. Аналогичная программа реализуется совместно с библиотекой им. Гайдара в Детском доме «Янтарик». В детском доме №1 действует клуб «Подросток и Закон», где освещаются правовые проблемы, создан постоянно действующий стенд «Закон обо мне, Я – о законе», второй год успешно действует объединение старшеклассников «Путевка в жизнь».
В то же время, руководители детских домов, интернатов констатируют факты имеющихся нарушений прав своих воспитанников, чаще всего речь идет о жилищных правах. Анализ обращений граждан к Уполномоченному, общение с бывшими воспитанниками детских домов позволяет сделать выводы, что у детей-сирот, либо оставшихся без попечения родителей, возникает в жизни гораздо больше проблем, чем у детей, воспитывающихся в полноценных семьях. Поэтому они нуждаются в дополнительных мерах по правовому образованию и воспитанию, особенно по гражданским вопросам, трудовому праву, вопросам защиты прав потребителей, а также правовым гарантиям защиты прав данной категории. Проблема также состоит в том, что многие из них страдают правовым нигилизмом, требуют реализации своих прав, закрепленных в нормативных актах либо декларируемых в международных документах, при этом не хотят знать о своих обязанностях, ответственности за неправомерное поведение. В этой связи встает вопрос о необходимости не только правового образования, но и гражданско-правового воспитания!




